Лица поменялись – схемы остались

Экономисты и аудиторские компании избегают прямой оценки ситуации в   сфере тендеров и госзакупок.   Первые 100 дней «революционного правительства» завершились. Придя в   феврале в кабинет на Грушевского, премьер Арсений Яценюк констатировал,   что государственная казна разворована. В марте он пояснил, что при   прежней власти только через систему госзакупок ежегодно уводились из   госбюджета по 300 млрд.грн. А к тендерам имели доступ всего 5 компаний.   

Премьер обещал за первые 100 дней навести порядок.   В апреле Верховная Рада приняла новый закон о госзакупках. Арсений   Яценюк, отвечая на вопрос депутатов, сообщил: «МВД расследует тендера, в   том числе и в угольной отрасли. В этой связи я обращаюсь с просьбой к   Генеральному прокурору Украины: так как большинство криминальных дел там   подпадают под первую и вторую категорию государственных служащих,   необходимо ускорить расследование».

Но о результатах до сих пор ничего   не известно.   Любопытно, что сама тема, так громко заявленная три месяца тому назад,   сейчас практически не звучит. Эксперты-экономисты отказываются   комментировать вопрос о том, изменилось ли что-то в этой сфере.   Подтверждая тем самым, что опасения не напрасны. И старая шутка – чтобы   коррупцию победить, нужно ее возглавить – может оказаться не дурацкой.  

Еще в марте «Экономическая правда» отметила, что проблема коррупции при   госзакупках состоит не в плохом законодательстве, а в его неисполнении.   «Чиновники на госзакупках воровали всегда, при всех правительствах. За   все годы менялся только процент отката. При Януковиче он доходил до   70-80%. Размеры доходов коррупционеров понятны. Значит, для уменьшения   злоупотреблений в госзакупках явно нужны не законодательные изменения, а   громкие и многочисленные расследования деяний чиновников.

Результатом   расследований должно стать привлечение этих людей к ответственности и   публичное разоблачение, без учета партийной окраски», — обратило   внимание издание.   Расследование проводить сложно, пожаловался журналистам замгенпрокурора   Алексей Баганец: «Эти лица (окружение Виктора Януковича – ред.) очень   мало предприятий регистрировали на себя. Они регистрировали их на   подставных лиц. В том числе не только предприятия, но и имущество, банки   и т.д». Но как же те 5 фирм, о которых ранее говорил Яценюк?   Неофициально экономисты отмечают, что самые крупные компании,   пребывавшие на особом положении и пользовавшиеся преференциями в период   правления Януковича, известны. Некоторые из них до сих пор прекрасно   себя чувствуют.  

С официальными документами и отчетами у них, видимо, все в порядке,   поскольку крупнейшие бизнес-структуры вовремя наладили сотрудничество с   авторитетными международными аудиторскими компаниями. В качестве примера   можно назвать «МАКО-Холдинг» Александра Януковича: финансовую отчетность   самой компании и ее владельца, как свидетельствуют пресс-релизы, с 2010   года проверяла PricewaterhouseCoopers. В позапрошлом году в штат   «МАКО-Холдинга» были зачислены некоторые выходцы из PwC, а в прошлом   году международная аудиторская компания приняла участие в   реструктуризации и оптимизации бизнеса президентского сына.  

Однако в начале июня Главное следственное управление Генпрокуратуры   Украины начало расследование относительно Александра Януковича и   сотрудников его компании по фактам уклонения от уплаты налогов.   Если уж правительство всерьез решило навести порядок в государственных   расходах, то, вероятно, имело бы смысл обратиться за помощью к   аудиторским компаниям. Тем более, что именно они становятся партнерами   новой украинской власти — как раз в борьбе с коррупцией.   Так, 29 мая информагентство «Мост-Днепр» сообщило о подписании в   Днепропетровске Меморандума о сотрудничестве между облгосадминистрацией,   областным советом и компанией PwC.

«Коррупция – это основная угроза для   развития любого региона, она напрямую влияет и ведет к разложению   бизнес-среды, к ухудшению качества работы структур органов власти. Мы   решили сделать кардинальные шаги в этом направлении. Мы изучили лучшие   мировые практики и остановились на компании, которая является одним из   лидеров по консалтингу и аудиту в мире – PriceWaterhouseCoopers», —   пояснил журналистам привлечение авторитетного партнера председатель  

Днепропетровского областного совета Евгений Удод.   К сожалению, в PwC не ответили на вопрос, проводили ли днепропетровские   власти конкурс по выбору партнера. А другие аудиторские компании   отказались отвечать на вопрос о том, знали ли они о таком конкурсе и,   если он проводился, то подавали ли заявки на участие. Тайной покрыт и   вопрос о том, обращалась ли украинская прокуратура к аудиторам с   запросом о сотрудничестве при расследовании коррупционных схем периода   Януковича.   Казалось бы, авторитетные международные компании должны быть   заинтересованы в максимальной прозрачности. Тем более, что правительства   западных стран помогают Украине раскрыть прежние преступления, вернуть   награбленные деньги и построить новую цивилизованную систему. Поэтому   странно, что компания, на которую брошена тень сотрудничества с   «семьей», не разглашает информацию ни о подписанном в Днепропетровске   меморандуме, ни об условиях партнерства с новой властью в сфере борьбы с   коррупцией.   Получали ли аудиторы какие-либо запросы о раскрытии информации, считают   ли прозрачность госзакупок залогом коренных экономических реформ, видят   ли перемены в этой сфере – все эти вопросы мы адресовали компаниям PwC,   EY (Ernst & Young), Deloitte, KPMG, Baker Tilley, Grant Thornton. Две   последние не ответили. Остальные прокомментировали ситуацию крайне   осторожно.  

Директор по развитию бизнеса PwC Украина Энди Кузич отметил, что   условия ведения бизнеса в Украине несколько улучшились по сравнению с   ноябрем 2013 года. Он перечислил позитивные факторы: «Во-первых, Украина   подписала политическую часть Соглашения об ассоциации с ЕС, что   положительно повлияло на настроения иностранных инвесторов. Во-вторых,   предоставлено финансирование МВФ по программе «стенд-бай». В-третьих,   Всемирный банк недавно предоставил финансирование на сумму 1,5 млрд.   долл. США». Среди негативных факторов Энди Кузич отметил ситуацию на   востоке страны: «Многие внешние инвесторы воспринимают Украину как зону   военных действий. После того, как восток Украины вернется к мирной   жизни, положительные настроения бизнеса резко возрастут. Задача нового   президента – продемонстрировать способность к созданию условий для   стабильности. Остальное – за инвесторами». При этом представитель PwC   обошел стороной все вопросы, связанные с честностью проведения тендеров   и прозрачностью госзакупок в Украине.   Компания Ernst&Young предоставила ответ без подписи: «Пока рано   говорить об изменениях бизнес-климата, нужно подождать реализации   реформ. Потому мы пока не готовы комментировать». При этом в письменном   ответе компании сказано, что «EY принимает активное участие в экспертном   обсуждения актуальных вопросов ведения бизнеса в Украине,   законодательных норм и нововведений, влияющих на деловой климат, и   помогает бизнесу в их толковании и практическом применении. Мы являемся   членами Европейской Бизнес Ассоциации и Американской Торговой Палаты   (EBA и ACA), участвуем в работе профильных комитетов и способствуем   налаживанию диалога между бизнесом и регулирующими органами». Подробно   перечислив все направления работы в Украине, компания тоже обошла   вниманием вопрос о прозрачности тендеров и их участниках.  

Управляющий партнер KPMG в Украине Андрей Цымбал остановился именно на   этом вопросе, но обошелся без конкретики и без оценок ситуации:   «Открытость и прозрачность проведения тендеров (конкурсных торгов),   например, государственными предприятиями, является прямым отражением   общего состояния экономики в целом. Доступность информации о проведении   торгов, корректная формулировка условий и квалификационных требований к   участникам, понятность критериев оценки и выбора победителя, отсутствие   дискриминации – эти и другие факторы могут привлечь заинтересованных   участников. Это помогает не только свести к минимуму коррупционную   составляющую, но и повысить конкурентноспособность   предприятия-заказчика. А повышение конкурентоспособности в средне- и   долгосрочной перспективе неизменно приводит к укреплению экономики».   Другой представитель компании, партнер KPMG в Украине Александр   Гаврилюк, в свою очередь, выразил надежду, что после президентских   выборов бизнес-климат в Украине улучшится: «Новые лидеры не являются   «темными лошадками». Мы их в большинстве уже видели и слышали во власти.   Они придерживаются либерально-реформаторских взглядов. Да и программа   работы с МВФ, и подписание соглашения об ассоциации с ЕС — то, что уже   задекларировано как курс, не поддающийся сомнению, — требуют выполнения   реформаторской программы».  

Он отметил, что на пути реформ могут возникнуть сложности.   «Распределение полномочий между парламентом и президентом по   сегодняшнему варианту Конституции похоже на времена, когда между   премьер-министром и президентом был конфликт, который вредил имиджу   страны и экономике. Также непонятны договоренности новых лидеров с   олигархами, которые, по слухам, в прошлом активно тормозили многие   реформаторские изменения, так как эти изменения могли помешать   возможности получать выгоды от близости к власти. Но то, что наметилась   тенденция улучшения бизнес-климата, – это однозначно. Самым большим   вопросом остается то, насколько новой власти удастся бороться со спрутом   коррупции», — намекнул Гаврилюк на природу украинских проблем.   Наиболее подробно на вопросы ответил управляющий партнер компании   Deloitte в Украине Андрей Булах. Он уверен, что «успешное проведение   выборов в Украине должно стать ключевым фактором для будущей   стабилизации ситуации в стране и улучшения бизнес-климата». Булах   напомнил, что на следующий день после выборов украинские фондовые   индексы выросли примерно на 5%.

«Заключение с Всемирным банком   кредитного соглашения под 0,9% также дает повод для оптимизма, а кредит   МВФ дает надежду вовремя погасить долги. Таким образом, несмотря на все   еще напряженную ситуацию на юго-востоке страны, страновые риски для   инвесторов снизились, появилась некая определенность в дальнейшем курсе   страны.  В то же время нельзя недооценивать важность реформ для оздоровления   украинской экономики в таких сферах, как налогообложение, судебная   система, государственные тендеры и т.д.», — пояснил он.  

Представитель Deloitte считает положительным моментом решение Петра   Порошенко оставить Арсения Яценюка на посту премьер-министра: «Это   свидетельствует о его поддержке уже начатых реформ, которые в целом   являются позитивными и необходимыми для бизнеса. Стоит отметить, что у   нынешней власти есть большой кредит доверия, необходимые инструменты и   политическая воля для улучшения бизнес-климата. Снижение уровня   коррупции является необходимым условием для улучшения ситуации в   экономике. Для этого целесообразно внедрение электронного правительства,   плюс жесткий контроль в ряде сфер, в том числе и в сфере госзакупок. При   этом важно не только поднимать вопросы коррупции, которая была при   прошлой власти. Необходимо осознание, что закон работает для всех, и   борьба с коррупцией только тогда будет восприниматься серьезно, когда мы   увидим, что чиновники отвечают за свои действия, независимо от своих   политических предпочтений».    

Андрей Булах согласился ответить и на вопрос, готова ли его компания к   сотрудничеству с властью в вопросах, связанных с борьбой с коррупцией,   если, например, для этого потребуется раскрытие аудиторской   документации. «Мы готовы содействовать действующим властям в ряде   вопросов, связанных как с подготовкой законопроектов, так и проведением   аудита ряда госструктур в условиях отсутствия финансирования. На   сегодняшний день наши специалисты уже задействованы в ряде рабочих   групп, работающих над совершенствованием законодательства, (в частности,   в области налоговой реформы в целом и вопросов реформирования   трансфертного ценообразования, реформирования системы управления   государственным аппаратом, реформирования АПК и многое другое) и   разработке шагов, направленных на стабилизацию ситуации. Что касается   раскрытия документации – все должно происходить в рамках заключенных   договоров и действующего законодательства», — сказал представитель   аудиторской компании.  

В целом попытка провести опрос среди экспертов и аудиторских компаний   на тему, которая изначально была заявлена правительством в качестве   одного из основных направлений работы, показала неожиданный результат.   Специалисты эту тему обходят стороной, отказываясь отвечать или   отбиваясь общими фразами. О чем это свидетельствует – знает, возможно,   правительство Арсения Яценюка. Вопрос в том, устраивают ли министров   причины, по которым вопрос разворовывания государственных средств в   прежние времена, как и тема принципов работы, задекларированных новой   властью, остаются то ли секретными, то ли опасными.

Читайте также по теме