Экономисты и аудиторские компании избегают прямой оценки ситуации в сфере тендеров и госзакупок. Первые 100 дней «революционного правительства» завершились. Придя в феврале в кабинет на Грушевского, премьер Арсений Яценюк констатировал, что государственная казна разворована. В марте он пояснил, что при прежней власти только через систему госзакупок ежегодно уводились из госбюджета по 300 млрд.грн. А к тендерам имели доступ всего 5 компаний.
Премьер обещал за первые 100 дней навести порядок. В апреле Верховная Рада приняла новый закон о госзакупках. Арсений Яценюк, отвечая на вопрос депутатов, сообщил: «МВД расследует тендера, в том числе и в угольной отрасли. В этой связи я обращаюсь с просьбой к Генеральному прокурору Украины: так как большинство криминальных дел там подпадают под первую и вторую категорию государственных служащих, необходимо ускорить расследование».
Но о результатах до сих пор ничего не известно. Любопытно, что сама тема, так громко заявленная три месяца тому назад, сейчас практически не звучит. Эксперты-экономисты отказываются комментировать вопрос о том, изменилось ли что-то в этой сфере. Подтверждая тем самым, что опасения не напрасны. И старая шутка – чтобы коррупцию победить, нужно ее возглавить – может оказаться не дурацкой.
Еще в марте «Экономическая правда» отметила, что проблема коррупции при госзакупках состоит не в плохом законодательстве, а в его неисполнении. «Чиновники на госзакупках воровали всегда, при всех правительствах. За все годы менялся только процент отката. При Януковиче он доходил до 70-80%. Размеры доходов коррупционеров понятны. Значит, для уменьшения злоупотреблений в госзакупках явно нужны не законодательные изменения, а громкие и многочисленные расследования деяний чиновников.
Результатом расследований должно стать привлечение этих людей к ответственности и публичное разоблачение, без учета партийной окраски», — обратило внимание издание. Расследование проводить сложно, пожаловался журналистам замгенпрокурора Алексей Баганец: «Эти лица (окружение Виктора Януковича – ред.) очень мало предприятий регистрировали на себя. Они регистрировали их на подставных лиц. В том числе не только предприятия, но и имущество, банки и т.д». Но как же те 5 фирм, о которых ранее говорил Яценюк? Неофициально экономисты отмечают, что самые крупные компании, пребывавшие на особом положении и пользовавшиеся преференциями в период правления Януковича, известны. Некоторые из них до сих пор прекрасно себя чувствуют.
С официальными документами и отчетами у них, видимо, все в порядке, поскольку крупнейшие бизнес-структуры вовремя наладили сотрудничество с авторитетными международными аудиторскими компаниями. В качестве примера можно назвать «МАКО-Холдинг» Александра Януковича: финансовую отчетность самой компании и ее владельца, как свидетельствуют пресс-релизы, с 2010 года проверяла PricewaterhouseCoopers. В позапрошлом году в штат «МАКО-Холдинга» были зачислены некоторые выходцы из PwC, а в прошлом году международная аудиторская компания приняла участие в реструктуризации и оптимизации бизнеса президентского сына.
Однако в начале июня Главное следственное управление Генпрокуратуры Украины начало расследование относительно Александра Януковича и сотрудников его компании по фактам уклонения от уплаты налогов. Если уж правительство всерьез решило навести порядок в государственных расходах, то, вероятно, имело бы смысл обратиться за помощью к аудиторским компаниям. Тем более, что именно они становятся партнерами новой украинской власти — как раз в борьбе с коррупцией. Так, 29 мая информагентство «Мост-Днепр» сообщило о подписании в Днепропетровске Меморандума о сотрудничестве между облгосадминистрацией, областным советом и компанией PwC.
«Коррупция – это основная угроза для развития любого региона, она напрямую влияет и ведет к разложению бизнес-среды, к ухудшению качества работы структур органов власти. Мы решили сделать кардинальные шаги в этом направлении. Мы изучили лучшие мировые практики и остановились на компании, которая является одним из лидеров по консалтингу и аудиту в мире – PriceWaterhouseCoopers», — пояснил журналистам привлечение авторитетного партнера председатель
Днепропетровского областного совета Евгений Удод. К сожалению, в PwC не ответили на вопрос, проводили ли днепропетровские власти конкурс по выбору партнера. А другие аудиторские компании отказались отвечать на вопрос о том, знали ли они о таком конкурсе и, если он проводился, то подавали ли заявки на участие. Тайной покрыт и вопрос о том, обращалась ли украинская прокуратура к аудиторам с запросом о сотрудничестве при расследовании коррупционных схем периода Януковича. Казалось бы, авторитетные международные компании должны быть заинтересованы в максимальной прозрачности. Тем более, что правительства западных стран помогают Украине раскрыть прежние преступления, вернуть награбленные деньги и построить новую цивилизованную систему. Поэтому странно, что компания, на которую брошена тень сотрудничества с «семьей», не разглашает информацию ни о подписанном в Днепропетровске меморандуме, ни об условиях партнерства с новой властью в сфере борьбы с коррупцией. Получали ли аудиторы какие-либо запросы о раскрытии информации, считают ли прозрачность госзакупок залогом коренных экономических реформ, видят ли перемены в этой сфере – все эти вопросы мы адресовали компаниям PwC, EY (Ernst & Young), Deloitte, KPMG, Baker Tilley, Grant Thornton. Две последние не ответили. Остальные прокомментировали ситуацию крайне осторожно.
Директор по развитию бизнеса PwC Украина Энди Кузич отметил, что условия ведения бизнеса в Украине несколько улучшились по сравнению с ноябрем 2013 года. Он перечислил позитивные факторы: «Во-первых, Украина подписала политическую часть Соглашения об ассоциации с ЕС, что положительно повлияло на настроения иностранных инвесторов. Во-вторых, предоставлено финансирование МВФ по программе «стенд-бай». В-третьих, Всемирный банк недавно предоставил финансирование на сумму 1,5 млрд. долл. США». Среди негативных факторов Энди Кузич отметил ситуацию на востоке страны: «Многие внешние инвесторы воспринимают Украину как зону военных действий. После того, как восток Украины вернется к мирной жизни, положительные настроения бизнеса резко возрастут. Задача нового президента – продемонстрировать способность к созданию условий для стабильности. Остальное – за инвесторами». При этом представитель PwC обошел стороной все вопросы, связанные с честностью проведения тендеров и прозрачностью госзакупок в Украине. Компания Ernst&Young предоставила ответ без подписи: «Пока рано говорить об изменениях бизнес-климата, нужно подождать реализации реформ. Потому мы пока не готовы комментировать». При этом в письменном ответе компании сказано, что «EY принимает активное участие в экспертном обсуждения актуальных вопросов ведения бизнеса в Украине, законодательных норм и нововведений, влияющих на деловой климат, и помогает бизнесу в их толковании и практическом применении. Мы являемся членами Европейской Бизнес Ассоциации и Американской Торговой Палаты (EBA и ACA), участвуем в работе профильных комитетов и способствуем налаживанию диалога между бизнесом и регулирующими органами». Подробно перечислив все направления работы в Украине, компания тоже обошла вниманием вопрос о прозрачности тендеров и их участниках.
Управляющий партнер KPMG в Украине Андрей Цымбал остановился именно на этом вопросе, но обошелся без конкретики и без оценок ситуации: «Открытость и прозрачность проведения тендеров (конкурсных торгов), например, государственными предприятиями, является прямым отражением общего состояния экономики в целом. Доступность информации о проведении торгов, корректная формулировка условий и квалификационных требований к участникам, понятность критериев оценки и выбора победителя, отсутствие дискриминации – эти и другие факторы могут привлечь заинтересованных участников. Это помогает не только свести к минимуму коррупционную составляющую, но и повысить конкурентноспособность предприятия-заказчика. А повышение конкурентоспособности в средне- и долгосрочной перспективе неизменно приводит к укреплению экономики». Другой представитель компании, партнер KPMG в Украине Александр Гаврилюк, в свою очередь, выразил надежду, что после президентских выборов бизнес-климат в Украине улучшится: «Новые лидеры не являются «темными лошадками». Мы их в большинстве уже видели и слышали во власти. Они придерживаются либерально-реформаторских взглядов. Да и программа работы с МВФ, и подписание соглашения об ассоциации с ЕС — то, что уже задекларировано как курс, не поддающийся сомнению, — требуют выполнения реформаторской программы».
Он отметил, что на пути реформ могут возникнуть сложности. «Распределение полномочий между парламентом и президентом по сегодняшнему варианту Конституции похоже на времена, когда между премьер-министром и президентом был конфликт, который вредил имиджу страны и экономике. Также непонятны договоренности новых лидеров с олигархами, которые, по слухам, в прошлом активно тормозили многие реформаторские изменения, так как эти изменения могли помешать возможности получать выгоды от близости к власти. Но то, что наметилась тенденция улучшения бизнес-климата, – это однозначно. Самым большим вопросом остается то, насколько новой власти удастся бороться со спрутом коррупции», — намекнул Гаврилюк на природу украинских проблем. Наиболее подробно на вопросы ответил управляющий партнер компании Deloitte в Украине Андрей Булах. Он уверен, что «успешное проведение выборов в Украине должно стать ключевым фактором для будущей стабилизации ситуации в стране и улучшения бизнес-климата». Булах напомнил, что на следующий день после выборов украинские фондовые индексы выросли примерно на 5%.
«Заключение с Всемирным банком кредитного соглашения под 0,9% также дает повод для оптимизма, а кредит МВФ дает надежду вовремя погасить долги. Таким образом, несмотря на все еще напряженную ситуацию на юго-востоке страны, страновые риски для инвесторов снизились, появилась некая определенность в дальнейшем курсе страны. В то же время нельзя недооценивать важность реформ для оздоровления украинской экономики в таких сферах, как налогообложение, судебная система, государственные тендеры и т.д.», — пояснил он.
Представитель Deloitte считает положительным моментом решение Петра Порошенко оставить Арсения Яценюка на посту премьер-министра: «Это свидетельствует о его поддержке уже начатых реформ, которые в целом являются позитивными и необходимыми для бизнеса. Стоит отметить, что у нынешней власти есть большой кредит доверия, необходимые инструменты и политическая воля для улучшения бизнес-климата. Снижение уровня коррупции является необходимым условием для улучшения ситуации в экономике. Для этого целесообразно внедрение электронного правительства, плюс жесткий контроль в ряде сфер, в том числе и в сфере госзакупок. При этом важно не только поднимать вопросы коррупции, которая была при прошлой власти. Необходимо осознание, что закон работает для всех, и борьба с коррупцией только тогда будет восприниматься серьезно, когда мы увидим, что чиновники отвечают за свои действия, независимо от своих политических предпочтений».
Андрей Булах согласился ответить и на вопрос, готова ли его компания к сотрудничеству с властью в вопросах, связанных с борьбой с коррупцией, если, например, для этого потребуется раскрытие аудиторской документации. «Мы готовы содействовать действующим властям в ряде вопросов, связанных как с подготовкой законопроектов, так и проведением аудита ряда госструктур в условиях отсутствия финансирования. На сегодняшний день наши специалисты уже задействованы в ряде рабочих групп, работающих над совершенствованием законодательства, (в частности, в области налоговой реформы в целом и вопросов реформирования трансфертного ценообразования, реформирования системы управления государственным аппаратом, реформирования АПК и многое другое) и разработке шагов, направленных на стабилизацию ситуации. Что касается раскрытия документации – все должно происходить в рамках заключенных договоров и действующего законодательства», — сказал представитель аудиторской компании.
В целом попытка провести опрос среди экспертов и аудиторских компаний на тему, которая изначально была заявлена правительством в качестве одного из основных направлений работы, показала неожиданный результат. Специалисты эту тему обходят стороной, отказываясь отвечать или отбиваясь общими фразами. О чем это свидетельствует – знает, возможно, правительство Арсения Яценюка. Вопрос в том, устраивают ли министров причины, по которым вопрос разворовывания государственных средств в прежние времена, как и тема принципов работы, задекларированных новой властью, остаются то ли секретными, то ли опасными.