В правительстве снова заявили о необходимости обязательной накопительной пенсии в Украине. Полноценное введение этого уровня пенсионной системы постоянно откладывается, а уровень обеспечения пенсионеров остается слабым. Но постоянное муссирование темы накопительных пенсий говорит, что власть идет наиболее простым для себя путем: о своей пенсии каждый должен заботиться самостоятельно, а с теневой экономикой и уклонением от уплаты налогов и взносов бороться не собираются.
«Покрутить» пенсионными деньгами
В конце лета министр финансов Украины Сергей Марченко опубликовал на своей странице в Фейсбук резонансный текст о пенсионной системе. Чиновник выступил с критикой нынешней солидарной пенсионной системы и посчитал, что источник ее проблем – демография.
«Уже сейчас количество пенсионеров почти сравнялось с количеством работающих, которые платят взносы ЕСВ. Темпы старения населения таковы, что количество работающих будет постоянно сокращаться, а количество пенсионеров – расти. Это создает риск, что на одного работающего будет приходиться несколько пенсионеров. Именно поэтому тем, кому сейчас 40 лет, уже надо думать о пенсионных накоплениях», – написал министр.
Последнюю фразу истолковали так, что ныне работающие граждане в возрасте около 40 лет пенсию от государства не получат, даже если послушно платят налоги и взносы.
Это не первое подобное заявление от украинских чиновников. Чуть менее года назад о том, что государство не сможет платить пенсии через 15 лет, рассказывал премьер-министр Украины Денис Шмыгаль. Очевидно, подобные заявления делаются неспроста. Они имеют конкретную цель.
«По большому счету это манипулятивные заявления с большим преувеличением, направленные на то, что просто запугать людей. Пенсии будут в любом случае. Вопрос, в каком размере, – говорит эксперт по социальным вопросам Андрей Павловский. – Многие чиновники, такие как Марченко, Третьякова, Шмыгаль и другие, делают заявления о том, что украинцы останутся без пенсий для того, чтобы напугать людей и создать предпосылки и почву для создания обязательной накопительной системы пенсионного страхования. Причем лоббируются законопроекты в пользу частных страховых компаний и так называемых инвест-банкиров, чтобы дать им возможность “покрутить” пенсионными деньгами. Это прекрасный бизнес для банкиров, которым выгодно, чтобы накопительная система пенсионного страхования была обязательной».
«Марченко в данном случае лоббирует политику Запада. Чтобы деньги украинских пенсионеров шли не на выплаты пенсионерам, а в карман западных банкиров», – соглашается экономический эксперт Всеволод Степанюк. – Следует понимать, что наличие пенсий зависит вовсе не от количества работающих или пенсионеров, а от общей эффективности экономики. Исходя из этого, следует признать, что Марченко просто и цинично расписался в том, что украинское государство не собирается развивать экономику».
Министр финансов, действительно, выход из ситуации видит в накопительной пенсионной системе.
«Накопительная система – отчисления с вашей зарплаты аккумулируются на вашем индивидуальном пенсионном счете. В итоге вы получите в виде накопительной пенсии все взносы плюс инвестиционный доход. То есть ваши взносы работают исключительно на вас. Накопительная пенсия будет выплачиваться дополнительно к солидарной и не уменьшит ее размер», – написал Сергей Марченко.
В правительстве думают, что накопительная система увеличит размер пенсий в два раза, но эксперты не столь оптимистичны. Они не считают, что накопления принесут существенную прибавку к пенсии. К тому же за длительный период времени накопленные средства могут обесцениться либо вообще пропасть в нестабильной системе. Ни в одном законопроекте нет гарантий сохранения пенсионных накоплений. Не зря, согласно социологическим опросам, государственному аппарату, правительству, Верховной Раде, судам и банкам не доверят более 70 % опрошенных украинских граждан.
«Если у вас будут деньги в украинском накопительном пенсионном фонде, то на пенсию вы точно можете не рассчитывать. Потому что эти деньги украдут, – говорит Всеволод Степанюк. – Накопительная пенсионная система, по сути, является страховой. Причем ее же лоббисты считали, что данная система даст дополнительно к основной пенсии аж 200 гривен в месяц. Зато кто-то обогатится на возможности пользоваться пенсионными деньгами населения в течение следующих 30 лет».
«Государство не занимается этим направлением»
Сторонники накопительной пенсионной системы в правительстве аргументируют ее необходимость демографическими показателями. Дескать, население Украины стареет и это совсем не проблема конкретной страны, а мировая тенденция. А значит, туманное будущее нынешней солидарной системы – объективный факт.
Тем временем уровень пенсионного обеспечения в Украине остается недостаточным. По данным Министерства социальной политики, на 1 августа 2021 года средняя пенсия в Украине составляла 3886,84 гривен ($ 144). Но показатель средней пенсии обманчив. Согласно статистике Пенсионного фонда, в Украине почти 11 миллионов пенсионеров. 38,3 % из них получают 2478,2 гривен в месяц ($ 92), 19,4% получают пенсию в размере 3441,3 гривен ($ 127), 15,6 % или 1,716 миллиона человек получают 1841 гривен ($ 68).
«На официальном уровне публикуется статистика, что с 2030 года средний уровень пенсий по отношению к заработной плате, то, что называется коэффициент замещения, будет аж 16 %, – говорит доктор экономических наук Алексей Плотников. – Сейчас он 30 %, и Украину ругает Международная организация труда, что хотя бы дотяните до 40 %, а к 2030 году будет всего 16 %. Если сравнивать с Западной Европой, то там этот показатель – 80 %, если сравнивать с Данией, то 101 %, то есть пенсия выше заработной платы. Это один показатель, который характеризует то, что социальная сфера и наиболее уязвима, и наименее защищенная с точки зрения воздействия государства. Государство не занимается этим направлением».
В таком случае, прежде чем делать заявления о накопительной пенсии на далекое будущее, правительству следовало бы поискать еще инструменты, как исправить ситуацию сейчас. Среди таковых может быть развитие экономики и повышение уровня жизни населения. Глядишь, оно и «стареть» перестанет. Кроме того, необходима борьба с «тенью» и уклонением от уплаты налогов и взносов. Например, в СМИ звучали оценки, что в офшорах оседает 1,5-2 годовых ВВП Украины, а за годы независимости туда из Украины вывели более 150 миллиардов долларов. И это довольно скромные подсчеты.
По словам министра экономики Украины Алексея Любченко, более 10 миллионов украинцев получают теневые доходы, на 11 миллионов пенсионеров приходится 11,3 миллиона получающих официальную зарплату, а теневой фонд оплаты труда составляет около 500 миллиардов гривен в год.
Это говорит не о том, что большая часть населения Украины ведет себя так неприлично. Это следствие высоких налогов. На фонд оплаты труда приходится налоговая нагрузка в 41,5 %. Кроме того, налоги платятся гражданами каждый день в виде НДС и акцизов. Налоги входят в стоимость продукции. Такое бремя мало кто выдержит, а значит, создаются прекрасные условия для ухода части экономики в «тень». Налоги следовало бы пересмотреть, но их собираются только повышать. А тут еще предлагают откладывать еще какой-то процент доходов на пенсию.
Слабость институций и опасения МВФ
В правительстве хотят додавить проект введения накопительной пенсии до конца. Премьер-министр Денис Шмыгаль уже выразил надежду, что Верховная Рада может принять соответствующее законодательство еще в нынешнем году. Также с 2023 года планируют вводить социальные пакеты с накопительными пенсиями для трех категорий – социальных работников, учителей и военных. Премьером приводились оценки: экономический эффект от введения накопительной пенсии составит 477 миллиардов гривен до 2030 года.
«Мы говорим об этапности пенсионной реформы, о привлечении государственной институции сначала, чтобы минимизировать риски. Наша цель сейчас – создать условия для пенсионных накоплений для всех граждан. Пенсионная реформа должна, наконец, состояться не только на бумаге», – заявил в свою очередь министр финансов Сергей Марченко.
Накопительную пенсионную систему хотят ввести в Украине давно, но все время откладывают. Сама же накопительная пенсионная система работает, но на добровольных началах. Большой популярностью она не пользуется.
«В стране работают более 60-ти частных пенсионных фондов, – рассказывает Андрей Павловский. – Они от пенсионного обеспечения покрывают не более 4 %, и их годовой оборот составляет 3-4 миллиарда гривен. Это уже проблема частных фондов. В частности, почему они не создали такие условия и мотивацию, чтобы люди, которые хотят хорошую пенсию, должны были еще в молодости об этом подумать и откладывать на старость деньги».
«Третий уровень – добровольная накопительная система – в Украине существует с середины 90-х, но что-то я не слышал, кому с нее платят пенсию», – подтверждает Всеволод Степанюк.
По мнению экспертов, с введением обязательной накопительной системы медлят из-за слабости институций, отсутствия законодательной базы и опасений международных финансовых организаций.
«Представители международных финансовых институций, того же Международного валютного фонда, в свое время делали ряд замечаний и писали официальные письма к руководству Украины не спешить с введением этой накопительной системы, потому что в условиях экономической нестабильности, войны и так далее есть большая угроза, что она может превратиться в большую финансовую пирамиду. Они указывали: чтобы эта накопительная система была успешной, нужно, чтобы доходность на накопительных пенсионных счетах была хотя бы на 3 % больше, чем уровень инфляции в стране. Если инфляция 7 %, то какая должна быть доходность инвестирования этих пенсионных накоплений? 10-12 %? А какая отрасль в Украине официально дает такую прибыль? Вот в этом вопрос», – говорит Андрей Павловский.
«МВФ аргументировал тем, что это вызовет дефицит солидарного пенсионного фонда, потому что предполагается, что часть денег, которые поступают в Пенсионный фонд, будут перенаправлены в накопительный фонд. Соответственно это увеличит расходы бюджета по содержанию Пенсионного фонда, – говорит Всеволод Степанюк. – Вторая причина – нет законодательной базы, чтобы заработала обязательная накопительная система. Не готовы ни государственные, ни частные институции. Их просто нет, чтобы ввести обязательный накопительный уровень и не готово законодательство по функционированию этой системы. Лоббисты этой системы – банкиры. Они, конечно же, хотят взять десятки миллиардов гривен себе в пользование, но они пока не знают, как это сделать в условиях Украины».