Увеличение сроков наказания относит подкуп избирателей к категории тяжких преступлений, и этим расширяет возможности МВД, говорят эксперты. Дескать, пользуясь новыми нормами, обычный следователь сможет осуществлять негласную слежку за определенными кандидатами, и, фактически, влиять на выборы.
«Нелегалов» от разных кандидатов может быть более миллиона»
Министерство внутренних дел инициирует ужесточение наказания за подкуп избирателей. Глава МВД, анонсируя документ, напомнил о приговоре, вынесенном в декабре прошлого года женщине в Одесской области за подкуп избирателей на выборах в ОТГ. Обвиняемая получила 5,5 лет лишения свободы за то, что скупала голоса по 600 гривен. «Сейчас мы говорим о том, что участник такой же схемы будет получать от 3 до 7 лет тюрьмы, когда речь идет о выдаче незаконных бюллетеней постороннему лицу», — говорит министр.
Как минимум, две общественные организации обратились в посольства европейских государств в Украине с просьбой о поддержке, в борьбе против этой инициативы МВД. «Центр «Стоп коррупции» и организация «Вартові екології» считают, что законопроект приведет к давлению на членов избирательных комиссий.
«Правоохранительным органам предоставляют возможность использовать свой статус и запугивать «некомфортных людей» в избирательном процессе», – заявил председатель организации «Центр «Стоп коррупции» Евгений Гнатенко. Он подчеркнул недопустимость приравнивания незначительных нарушений к тяжким преступлениям.
Не именно это и является задумкой данного законопроекта. Дело в том, что прошлогодний приговор, ст. 160 (подкуп избирателей), упомянутый министром Аваковым, был вынесен по ч. 4 этой статьи, прописывающей отягчающие обстоятельства: повторные действия, совершенные по сговору. А обычное наказание предусматривает штрафы, ограничение свободы и заключение до 4 лет.
Увеличение сроков наказания автоматически относит преступление к категории тяжких, что влечет расширение полномочий правоохранительных органов при расследовании, считают эксперты. «По статье «Подкуп избирателей» санкции увеличиваются с нынешних четырех лет лишения свободы до шести. Другими словами — это означает перенос избирательных преступлений к категории тяжких, что дает возможность правоохранителям осуществлять негласные следственные действия», — пишет в своем блоге председатель Комитета избирателей Украины Алексей Кошель.
Проведение негласных следственных действий позволяет МВД в рамках уголовного производства снимать информацию с телекоммуникационных сетей (проводить т. н. «прослушку»), проводить осмотр и выемку корреспонденции, осуществлять аудио и видеоконтроль.
«В случае принятия законопроекта, «прослушки» в штабах станут лишь делом времени…Это именно те методы, которых больше всего опасаются в штабах практически всех кандидатов. Ведь все, кто ведут реальные кампании, прекрасно понимают, что бабушки в палатках мало похожи на партийных волонтеров и им, как всегда, доплачивают за работу. Закон о выборах любую оплату труда определяет как подкуп», — рассудил Алексей Кошель.
Он считает, что за рамками общественной дискуссии остается вопрос — как легализовать работу агитаторов, наблюдателей и членов комиссий от кандидатов. «А таких «нелегалов» от разных кандидатов может быть более миллиона граждан», — полагает председатель Комитета избирателей Украины.
Отметим, что Национальная полиция получила 1741 сообщение о нарушениях во время избирательной кампании. Правоохранители зарегистрировали 77 уголовных производств и составили 401 административный протокол, сообщил министр внутренних дел Арсен Аваков.
Обещание не наказуемо — наказуема вера в обещанное
Законопроект №8270 «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины по поводу усиления ответственности за нарушение избирательного законодательства» премьер-министр Украины Владимир Гройсман внес в Раду еще в апреле 2018 года. Теперь документ носит номер 2679-VIII от 07.02.2019.
В выводах главного научно – экспертного управления от 5 февраля 2019 года отмечается, что законопроект целесообразно вернуть на доработку после первого чтения. В частности, парламентские юристы нашли любопытную коллизию в предложенной правительством редакции ст. 160 (подкуп избирателей).
Так из диспозиции ч. 2 ст. 160 УК исключено обещание предоставить избирателю неправомерную выгоду. Следовательно, обещание предоставить избирателю неправомерную выгоду не подпадает под признаки состава преступления, и вообще не будет считаться преступлением. В то же время принятие такого обещания избирателем будет квалифицироваться по ч. 1 ст. 160 УК, как преступление.
«Это, на наш взгляд, свидетельствует о возникновении нелогичности в тексте закона», — отмечают парламентские юристы. У них имеются и другие замечания: дескать, проект прописан так, что избиратель, который отказался от неправомерной выгоды, или не дослушал обещание до конца, все равно подпадает под уголовную статью. В примечании к ст. 160 УК (в редакции проекта) понятие неправомерной выгодыдополнено продуктами питания и спиртными напитками независимо от их стоимости.
Юристы считают, что это ведет к чрезмерной криминализации деяний: «Например, принятие предложения или получения избирателем бутылки водки … нужно будет признавать преступлением». Эксперты считают такие нормы чрезмерными, и отмечают, что закон должен быть направлен на преследование тех, кто осуществляет подкуп, а не наоборот.
Напомним, что 14 октября прошлого года уже был принят, а 19 октября подписан Президентом закон № 1703-VII, которым усилена уголовная ответственность за подкуп избирателей.
В частности, тогда было установлено, что предложение, обещание или предоставление избирателю неправомерной выгоды за такие действия наказываются ограничением свободы на срок до 3-х лет или лишением свободы на тот же срок с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок от 1 до 3 лет.
Осуществление предвыборной агитации путем предоставления предприятиям, учреждениям, организациям неправомерной выгоды или предоставления безвозмездно товаров, работ, услуг наказывается ограничением свободы на срок от 2 до 4 лет или лишением свободы на тот же срок с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок от 1 до 3 лет.
Нынешнее ужесточение наказаний за подкуп избирателя (по законопроекту 2679-VIII) министр внутренних дел Арсен Аваков связывает не с президентскими, а с парламентскими выборами, намеченными на октябрь.
«Думаю, что до парламентских выборов удастся принять этот законопроект», — отметил министр. Эксперты считают, что речь идет об усилении влияния органов внутренних дел, когда обычный следователь, сможет осуществлять негласную слежку за кандидатами.
Адвокат Сергей Лапутько заявил в СМИ: «Законопроект изначально разрабатывался не для усиления борьбы с подкупом избирателей, а для легализации слежки за кандидатами. Определенными кандидатами. В свою очередь, это – прямая возможность влияния на волеизъявление граждан».