Лучшему Воланду Украины — 60 лет!

Руководствуясь одним из главных театральных принципов: любая импровизация должна быть тщательно подготовлена, юбиляр заранее сочинил текст своей «Автобиографии». Однако загодя заготовленное эффектное начало Хостикоеву сорвали зрители.
Едва актер появился на подмостках, зал дружно встал, и разразились бурные аплодисменты. Именинник пытался перекричать поклонников, подчинить себе публику, но все напрасно. Когда гости наконец-то угомонились, виновник торжества, в шутку, конечно, посетовал: «Ну вот, вы мне сорвали начало! Я репетировал, репетировал… Ну, ладно, начнем все с начала: я родился не так уж давно – 60 лет назад…». Эта почти сказочная завязка, в духе «Жили-были…» задала очень доверительный, какой-то домашний тон всему вечеру.
Дальше, как и полагается, автобиография строилась в строго хронологическом порядке. Актер рассказал, как жил с мамой, папой, сестрой и бабушкой в крохотной комнате в коммуналке и что его особо рослую бабусю – 2 метра, 5 сантиметров! — во дворе прозвали «Мадам Хоменко – большая медведица». «Я учился играть на баяне, и пока сверстники гоняли в футбол, был вынужден упражняться в гаммах. Представляете, каково это? Но бросить «музыкалку» не было никакой возможности — сами, понимаете, учитывая рост моей бабушки…», — «жаловался» артист. А вскоре вспомнил и родителей, которым, несмотря на противоположные темпераменты удалось жить в мире и гармонии. «Моя мама была очень активная женщина. Она принимала участие абсолютно во всех кружках, регулярно выступала на различных собраниях, агитируя народ: «Товарищи, мы должны поддержать Патриса Лумумбу и Анжелу Дэвис!». Папа – осетин по национальности, наоборот, был очень спокойным. Но, ни дай бог кому-нибудь засмотреться на маму! Тут грузинский темперамент брал свое. Иногда от переизбытка чувств папа взбирался на памятник Богдану Хмельницкому и кричал оттуда: «Валя! Я люблю тебя!». С монумента папу, естественно, снимала милиция», — рассказывал Хостикоев, уморительно изображая родичей, соседей и друзей детства. Кстати, дружбу с последними актер умудрился пронести через всю жизнь. Поздравить юбиляра пришла Милка – в прошлом подруга по дворовым шалостям, а ныне – супруга художественного руководителя цыганского театра «Романс» Игоря Крикунова, его солистка Людмила Крикунова. Своему давнему другу гости преподнесли утилитарный подарок – подушку со словами: «Желаем, чтобы ты со своей любимой состарился на этой подушке». Еще одни гости «из детства» — танцоры из Республики Осетия подарили Хостикоеву настоящую одежду горца. Те, кому удалось побывать на 50-летии артиста, наверняка помнят, что тогда эти же гости преподнесли юбиляру идентичный подарок. Но осетины сами поспешили оправдаться: «За 10 лет, наверняка, тот костюм ты уже успел заносить до дыр!».
Наверняка, каждому поклоннику Анатолия Хостикоева известна романтическая история его «случайного» поступления в театральный. Якобы, он, о сцене даже не помышлявший, шел мимо Института им. Карпенко-Карого, засмотрелся на симпатичных абитуриенток, нервно повторявших свои отрывки поэзии и прозы, решил, что недурно, наверное, учиться в таком цветнике, пошел и сдал экзамены, не готовясь и особенно не напрягаясь. Этот годами повторяемый миф на юбилейном вечере развенчала преподаватель Хостикоева Нинель Анатолиевна Быченко. Наверняка, не со зла – просто увлекшись, она рассказала, как когда-то к ней в аудиторию вошла тетя будущего народного любимца и попросила оценить юнца на предмет таланта. «Думаю, боже мой, могу себе представить это чудо – маленький, толстенький и совершенно бездарный – кого еще в театральный может за ручку тетя привести?», — делилась со зрителями Нинель Анатолиевна. Оказалось, парень не просто способный – талантливый. С особой теплотой и благодарностью Хостикоев вспоминал Ирину Александровну Молостову – знаменитого театрального режиссера, руководителя актерского курса и ее супруга — балетмейстера Бориса Наумовича Каменьковича. Не обошлось и без печальной нотки. Накануне выпускного экзамена-спектакля Молостова по секрету сказала призналась ученикам, что хочет создать на основе их курса маленький театр. Специально для в театральный институт были приглашены самые влиятельные люди города. И в самый ответственный момент во всем здании погас свет. Ирина Александровна была подавлена и разбита – естественно, после такого инцидента ни о каком театре и речи быть не могло. Приходилось извиняться перед каждым высокопоставленным гостем, переживать неудачу на глазах у всех. «Это никому не нужно», — такой неутешительный вывод сделала Молостова. И каково же было удивление Анатолия Хостикоева, когда спустя многие годы виновник происшествия признался актеру, что это он выключил рубильник в тот решающий вечер, потому что «приказали сверху». «Но почему?», — недоумевал артист. Последовал уже однажды слышанный ответ: «Потому что это никому не было нужно».
И хотя создать свой театр студентам не было суждено, и все разбежались кто куда, Анатолию Хостикоеву повезло. Он успел поработать в лучших театрах страны того времени – Театре имени Марии Заньковецкой, Театре имени Леси Украинки и Театре Франко, которому служит до сих пор. На протяжении вечера звучали имена разных режиссеров, но особое внимание юбиляр уделил Виталию Малахову и Сергею Данченко. С этими именами связаны его актерские удачи. И, конечно, актерские байки. Как-то раз Данченко попросил актера показать ему, как надувается резиновый плот. Стоявший прямо в кабинете худрука (для тех, кто не знает – Данченко был заядлым путешественником и геологом по первой профессии). Хостикоев опрометчиво порекомендовал режиссеру нажать нужный клапан – плот наполнился воздухом, снося столы и стулья на своем пути, и накрыл собой Данченко и Хостикоева. Так и просидели родственнее души в ловушке до утра – с рассказами о вылазках на природу, рыбачьими небылицами и бутылкой спирта.
Странно, но во второй половине вечера хронология событий оборвалась, и именинник так и не рассказал о самом интересном – о своих женах. Впрочем, возможно, просто не хотел лишний раз расстраивать своих поклонниц? Именно им – несчастным девушкам, дежурящим у служебного входа в театр – посвятили свой номер коллеги именинника – актрисы Театра Франко. В шуточной песенке на мотив зажигательного хита «Мама Люба, давай, давай, давай!» пелось о том, с каким предвкушением ждут появления хостикоевского автомобиля влюбленные девицы абсолютно всех возрастов, но «дуля с маком – за рулем Сумская!». Припев, естественно, переиначили – получилось: «Папа Толя, давай, давай, давай!». Поздравляли премьера театра и молодые-зеленые артисты. Но, к сожалению, их гуцульские частушки поблекли на фоне великолепно придуманного и сыгранного номера, поставленного мастером капустного жанра Лесем Заднепровским. Он сыграл переводчика английской королевы и политическое выступление гостьи перевел с явным незнанием английского, переиначив речь на злобу дня. Так Ванессу Мэй он спутал с известным скрипачом – экс-министром культуры Михаилом Кулиняком.
Досталось и руководству Театра Франко и даже Бараку Обаме. Сам именинник разыграл уморительную сценку с ближайшим другом — Богданом Бенюком. Оказывается, актеры разработали свою «систему» обучения актерскому мастерству, альтернативную системе Станиславского. За основу учения неугомонная парочка взяла труды академика Павлова, доказав прямо на сцене, что условные рефлексы помогают артисту генерировать нужные эмоции. В результате Бенюк получил от Хостикоева, пару тумаков и научился изобразать печаль, а Хостикоев на отлично освоил метод так называемого «публичного одиночества» — мужественно сносил удары ботинком по мягкому месту, невозмутимо читая при этом стихи Лермонтова. А вот номер художественной самодеятельности от супруги именинника Натальи Сумской остался загадкой. Актриса разыгрывала рекламные ролики, видимо для того, чтобы супруг за кулисами успел переодеться.
Не обошлось и без официоза. Министр культуры Леонид Новохатько и Александр Попов зачитали Хостикоеву поздравительную телеграмму от президента и вручили Орден За заслуги І степени.
В финале актер исполнил свой коронный номер из спектакля «Кин IV» — игру на барабанной установке, а потом станцевал сиртаки с сыновьями – Георгием и Славой. Повторить этот греческий танец, поставленный два года назад для спектакля «Грек Зорба» для Хостикоева было делом чести. Серьезно повредив ногу, он долгое время не выходил на сцену. В те тяжелые времена Наталья Сумская подбодряла мужа: «Хоть на карачках, но ты будешь танцевать в «Греке Зорба». К счастью, надежды актрисы, а также миллионов поклонников-болельщиков оправдались. Пятичасовой юбилейный вечер завершился всеобщей эйфорией и морем цветов.

Читайте также по теме