Генпрокурор публично поддержал передачу власти от Президента к премьеру, за что уже высказался глава МВД. По экспертному мнению, правящая команда хочет сохранить власть, сменив кресло Президента на портфель главы правительства. Но такие попытки уже были в Грузии и Армении…
Вопрос только во времени
Генеральный прокурор Юрий Луценко поддержал идею конституционной реформы с ограничением полномочий Президента. «Я — за усиление полномочий парламента. Все знают, что Арсений Яценюк этого давно добивается. Я тоже так считаю, только не так публично», — сказал генпрокурор в интервью.
Напомним, бывший премьер-министр Арсений Яценюк со своей партией «Народный фронт» предлагает ограничить власть Президента, расширив полномочия Кабмина и парламента. Его проект конституционной реформы был озвучен летом прошлого года.
Президент должен стать неким «арбитром» с представительскими функциями. Вся полнота исполнительной власти должна быть у Кабмина, сформированного парламентской коалицией. Правительство должно быть подотчетно парламенту. Решения в Раде должны приниматься большинством от присутствующих, а члены правительства должны иметь право быть членами парламента.
На съезде партии «Народный фронт» в ноябре говорилось о том, что изменения можно принять до выборов, намеченных на 2019 год. Однако Президент Петр Порошенко в ту пору заявлял, что не видит возможности провести кардинальную конституционную реформу с перераспределением полномочий между ветвями власти.
Теперь, соратник Президента, генпрокурор Луценко говорит: «Единственное расхождение с лидерами «Народного фронта» – я считаю, что в нынешней ситуации в Украине как минимум до восстановления территориальной целостности и министр обороны, и министр иностранных дел должны контролироваться Президентом. Насколько я знаю, Президент в основном согласен с этой позицией, вопрос только во времени и политической конфигурации, когда это может произойти».
Эксперт Андрей Головачев ранее прогнозировал возможность того, что президентская команда пойдет на передачу полномочий премьер-министру, с тем, чтобы занять этот пост после выборов. По его мнению, такие изменения педалируют западные партнеры.
«Запад, конечно, не допускает варианта второго срока Порошенко… Исключением может быть только согласие Петра Алексеевича на изменение Конституции и переход к парламентской модели власти», — писал он.
Следует напомнить, что в 2010 году в Грузии были приняты изменения в Конституцию, ограничивающие полномочия президента и усиливающие роль премьера. Тогда президент Михаил Саакашвили намеревался сохранить рычаги управления по истечении двух сроков правления. Но его партия проиграла парламентские выборы, и в конце октября 2013 года, не дожидаясь окончания президентского срока, Саакашвили улетел в Брюссель, после чего в Грузию не возвращался.
Грузинскую политическую реформу взял за образец лидер Армении Серж Саргсян, который был избран президентом еще в 2008 году. В декабре 2015 года был проведен референдум, 63,4% участников которого одобрили предложенную Саргсяном конституционную реформу, предусматривавшую передачу большинства полномочий от президента к премьер-министру.
Печальный опыт Еревана
Саргсян завершил процесс передачи власти самому себе, когда парламент утвердил его премьером 17 апреля 2018 года. Саргсян получил поддержку 77 из 97 депутатов Национального собрания. А согласно поправкам, внесенным в Конституцию Армении на референдуме 2015 года, именно премьер-министр является основным носителем власти в стране, а полномочия главных государственных институтов перераспределены в пользу правительства.
Но назначение Саргсяна на пост главы правительства привело к массовым протестам, основным лидером которых стал лидер оппозиции Никол Пашинян. 23 апреля на фоне протестов Саргсян был вынужден подать в отставку.
«Никол Пашинян был прав. Я ошибся. В сложившейся ситуации, у ситуации есть несколько решений, но ни на одно из них я не пойду. Это не мое. Я оставляю должность руководителя нашей страны», — заявил впоследствии Саргсян.
Примечательно, что Республиканская партия, которой руководил Саргсян, имеет в парламенте большинство — 58 голосов. У остальных трех фракций — 47 голосов. Тем не менее, со второй попытки эта партия обеспечила избрание премьером Пашиняна вместо своего лидера. Так закончилась попытка Саргисяна передать власть самому себе, сменив кресло Президента на портфель главы правительства.
Возможно ли такое же в Украине? Президент Петр Порошенко по результатам соцопросов (группа «Рейтинг» и КМИС) не попадает в тройку лидеров президентской гонки. По экспертному мнению, Банковая может пойти на любые радикальные меры для сохранения влияния.
«Власть идет на дно столь стремительно, что не успевает рассесться по спасательным шлюпкам. Это может подтолкнуть ее к любым решениям, вплоть до отмены поста президента в принципе», — написал блогер Вячеслав Чечило.
Ранее, министр внутренних дел Арсен Аваков («Народный Фронт») выступил за ограничение полномочий Главы государства.
«Будет правильно отказаться от части полномочий в пользу полноценной парламентской республики. Если Порошенко пойдет на это — это будет правильно и красиво», — заявил министр.
Дескать, это остудило бы многие горячие головы, которые борются за власть в стране. Устранило бы дуализм власти, уменьшило количество группировок, которые борются друг с другом. «Ведь у нас как в последние годы? Президент всегда борется с премьером. Премьер всегда борется с Президентом. Это создает дисбаланс и конфликтные ситуации», – заявил он в апреле.
Политтехнолог Михаил Подоляк тогда отмечал, что своими заявлениями глава МВД косвенно обозначил свое влияние в предвыборных процессах. Дескать, он презентовал собственную переговорную площадку для потенциальных кандидатов, заинтересованных в его поддержке на выборах.
Теперь заявления о реформе прозвучали от главы Генеральной прокуратуры. Луценко, в частности заявил: «В процессе изменений в Конституцию я себя не только вижу, но и пребываю в нем, потому что, может быть, закрытые дискуссии всегда являются самой важной составляющей».