Мы снова дружим: Украина и Россия. Такого уровня отношений, как в первый год президентства Виктора Януковича, между нашими странами не было все 20 лет независимости, признал премьер-министр России Владимир Путин. Это действительно так: ни во времена хитрого Леонида Кравчука, который «ходил между капель дождя», ни прагматического Леонида Кучмы с его «многовекторностью» во внешней политике, ни, тем более откровенно прозападного Виктора Ющенко — Москва не «любила» Киев так, как сейчас. И он не отвечал такой взаимностью. Или хотя бы пытался отвечать.
Бешеного всплеска взаимной страсти России и Украине следовало ожидать, лишь только Центризбирком объявил Виктора Януковича победителем прошлогодних выборов Президента Украины. Именно на него Кремль делал ставку еще в 2004 году, накануне «оранжевой революции». Мнение Москвы не изменилась и на выборах-2010. Вместе с тем Янукович и тогда, и теперь позиционировал себя как пророссийский политик, а свою предвыборную кампанию строил именно на таких принципах. После победы он был «обречен» на выполнение своих обещаний, этого от него ждали и Россия, и его украинские избиратели. Впрочем, восторги довольно скоро улеглись, а иллюзии быстро растаяли.
«Газ в обмен на флот»
Отправной точкой новейшей истории отношений Украины и России по праву можно считать 21 апреля 2010 года, когда два президента, Виктор Янукович и Дмитрий Медведев, в Харькове подписали соглашения, известные в народе как «харьковские». Кстати, спустя год большинство российских политологов именно «Харьковские соглашения» назвали одним из двух главных событий для России на просторах СНГ. Вторым – начало действия Таможенного союза.
Самое известное из соглашений выражается формулой «газ в обмен на флот». Его суть сводилась к тому, что Украина продлила срок аренды Крыма для военно-морской базы Черноморского флота России до 2042 года (ранее переходные положения Конституции Украины предполагали его базирование на украинском полуострове до 2017 года). Взамен Украина на 10 лет получила скидку на газ – 100 долларов на каждой тысяче кубометров. При этом базовая формула определения цены осталась прежней: она утверждена контрактом, подписанным правительством Юлии Тимошенко в разгар «газовой войны», и имеет четкую привязку к мировой конъюнктуре цен на нефтепродукты.
«Харьковские соглашения» вызвали легкую эйфорию в определенных политических кругах Москвы и Киева. Россия пролонгировала на тридцать два года пребывание Черноморского флота в Крыму и, таким образом, сохранила серьезное влияние на полуострове. Кроме того, она получила возможность на неопределенный срок отодвинуть баснословно дорогое строительство новой базы на своей территории в Новороссийске, который ни по географическим, ни по геополитическим параметрам не идет ни в какое сравнение с Севастополем.
Украина получила 30-процентный дисконт в цене на газ, который в то время в относительных цифрах казался прорывным. Во всяком случае, Президент Виктор Янукович заявил, что для Украины на тот момент снижение цены на газ фактически было вопросом выживания. А сэкономленный «инвестиционный ресурс» за 10 лет составит около 40 миллиардов долларов. Несмотря на отчаянное сопротивление оппозиции, драки, яичные и дымовые атаки в стенах парламента, Верховная Рада довольно скоро ратифицировала это соглашение. А в Госдуме России, где конституционное большинство принадлежит провластной партии «Единая Россия», ратификация вообще прошла «без сучка и задоринки».
Впрочем, совсем скоро эйфория развеялась. А когда новая украинская власть заглянула в приходящие из Москвы счета за газ, то и вовсе прозрела. Нет, там, в счетах, все было правильно, дебет-кредит, все строго по формуле. Вот только цифры в строке «итого», высчитываемые из мировых цен на нефть, с каждым месяцем росли – из-за роста цен на эту самую нефть. И вскоре оказалось, что украинская «эксклюзивная» цена на газ вполне сопоставима с коммерческими тарифами, которые платят многие страны Европы.
Призывать Москву пересмотреть газовые контракты Киев начал еще летом прошлого года. Главным аргументом, помимо взываний к совести и упреков в духе «с друзьями так не поступают», стала газотранспортная система – мол, через нас ведь проходит «труба». Однако этот украинский «козырь» Россия быстро отмела. Результатом прежних «газовых войн» стало строительство двух газопроводов в Европу в обход Украины: «Северный поток» — по дну Балтийского моря, с выходом в Германию, и «Южный поток» — по дну Черного моря до Болгарии с несколькими вариантами ответвлений. Причем «Северный» уже вовсю строится, и если все пойдет по плану, первый газ по нему поступит в Европу уже в конце нынешнего года; с «Южным» ситуация сложнее, но и там работа уже кипит вовсю.
К тому же украинская ГТС нуждается в серьезной модернизации, стоимость которой министр энергетики Юрий Бойко оценил в 3-3,5 миллиарда долларов. Денег на это в Украине нет. А Россия согласна поучаствовать в этом проекте на четко определенных условиях: создание совместного предприятия «Нефтегаза» и «Газпрома» и передачи последнему права собственности на часть ГТС. На другие варианты Москва категорически не согласна. Киев пока упирается. Хотя время работает против него: ГТС остается такой, какая есть, альтернативные газопроводы строятся и в один прекрасный день Украина может просто лишиться статуса транзитного государства.
Тем временем цена на газ стала аргументом России еще в одном неоднозначном вопросе – присоединении Украины к Таможенному союзу России, Белоруссии и Казахстана. Мол, вступление в союз будет означать совершенно иные цены на газ для Киева, благодаря чему он ежегодно сможет экономить 3 миллиарда долларов.
«Три плюс-минус один»
Тема присоединения Украины к Таможенному союзу также всерьез прозвучала во время встречи президентов в Харькове. После она регулярно всплывала на различных уровнях: и президент России Дмитрий Медведев, и премьер-министр Владимир Путин активно зазывали Киев в союз, тот неуверенно и робко отнекивался, ссылаясь на свои обязательства перед Всемирной торговой организацией и одновременно ведя переговоры с Евросоюзом о создании зоны свободной торговли.
Причем о том, что единая позиция по этому вопросу у Киева отсутствует, свидетельствует разнобой в официальных высказываниях спикеров украинской власти: от категорического «нет» со стороны министра иностранных дел Константина Грищенко до обещания вступить в Таможенный союз уже в июле 2011 года от уполномоченного Кабинета министров Украины по вопросам сотрудничества с Россией и государствами-участниками СНГ Валерия Мунтияна. В конце концов, в марте нынешнего года Владимир Путин прямым текстом дал понять Украине, что присоединение к зоне свободной торговли с Евросоюзом и, соответственно, отказ от вступления в Таможенный союз повлечет закрытие таможенных границ России для украинских товаров.
Теперь сам Виктор Янукович заговорил о варианте присоединения Украины к союзу по некоей формуле «3+1». Впрочем, Москва уже дала понять, что ее устраивает только полноправное членство Украины, без каких-то там «форматов».
Выгод, которые Таможенный союз на словах сулит Украине, — хоть отбавляй. И дешевый газ, что ежегодно позволит Киеву экономить 3 миллиарда долларов. И беспошлинная нефть – еще 3 миллиарда. И свободное перемещение товаров, оживление торговли – плюсуйте еще 4 миллиарда долларов… У противников Таможенного союза аргументов не меньше: ограничение ввоза зарубежных товаров, рост цен на импорт, насыщение рынка низкокачественной, ввиду отсутствия конкуренции, продукцией и т.п. Интересно, что однозначно сказать, чем именно может оказаться Таможенный союз — сейчас не способен никто: все рассуждения о его плюсах и минусах – не более, чем теория, а сао объединение пока только начинает функционировать. Хотя неприсоединение к нему Киева может серьезно осложнить жизнь тем отраслям, которые всерьез рассчитывают на восстановление кооперационных связей с российскими контрагентами.
Операция «Кооперация»
О восстановлении кооперационных связей Виктор Янукович и Дмитрий Медведев заговорили снова-таки в Харькове. Тогда же президенты обозначили отрасли, для которых этот процесс был признан приоритетным: самолетостроение, ракетостроение, атомное машиностроение, судостроение. Общий итог спустя год: разговоров много, результатов – пока не очень. Относительные успехи достигнуты лишь в самолетостроении: Россия и Украина вплотную подошли к созданию совместного предприятия Объединенной авиастроительной корпорации с АНТК имени Антонова. Общими усилиями на мощностях обоих государств строится серия самолетов АН-148, есть пакет заказов и заинтересованность многих авиаперевозчиков.
Остальное – пока намерения и планы: наладить выпуск самолета АН-70, восстановить производство АН-124 «Руслан». А тем временем Россия запустила в серийное производство полностью российский самолет «Sukhoi Superjet 100», которого многие специалисты считают прямым конкурентом АН-148 – они идентичны по своему классу и многим характеристикам. Первый серийный «Superjet 100» накануне годовщины «Харьковских соглашений» передан заказчику – армянской авиакомпании «Армавиа».
Похожая ситуация в космической отрасли: совместно, как и прежде, осуществляется строительство ракет-носителей «Зенит» и «Циклон» на «Южмаше», совместное российско-украинское предприятие «Космотранс» осуществляет коммерческие запуски ракет-носителей по конверсионной программе – переделанных из бывших стратегических ракет. Но какого-то увеличения объемов работы не произошло, а «Южмаш» работает три дня в неделю. А параллельно Россия развивает собственное ракетостроение.
Только спустя год «после Харькова», где совместные атомные программы были признаны одним из приоритетов, российские предприятия начали подготовительные работы по изготовлению корпусов реакторов для достройки 3-го и 4-го энергоблоков Хмельницкой АЭС в рамках контракта компаний «Энергоатом» и «Атомстройэкспорт» (Россия). В частности, российские «Объединенные машиностроительные заводы» и «Гидропресс» начали согласование рабочей документации, а также приступили к изготовлению заготовок элементов корпуса реактора. Впрочем, чем закончится этот проект, пока неясно: примечательно, что российские подрядчики по просьбе украинской стороны приступили к работе пока без денег, авансом.
Никаких подвижек не замечено пока в сфере судостроения: намерения создания совместных предприятий, размещения российских заказов на украинских верфях, совместного определения судьбы бывшего ракетного крейсера «Украина» остались лишь разговорами.
«Не оправдал ожиданий»
А пока разговоры и переговоры продолжаются. За прошедший год на высшем уровне Россией и Украиной было проведено 37 полномасштабных мероприятий. Семнадцать из них прошли при непосредственном участии президентов России и Украины, в 12 приняли участие премьер-министры двух стран, в 16 — министры иностранных дел. Возобновила свою работу Российско-Украинская межгосударственная комиссия и количество заседаний ее комитетов, подкомитетов, переговоров на уровне министерств исчисляется сотнями.
Однако то, что эти количественные показатели не перешли в качественные, а КПД многочисленных встреч остается низки, разочаровало многих россиян. Как и невыполнение Виктором Януковичем «российскоориентированных» предвыборных обещаний. По приданию русскому языку государственного статуса, например. Также некое замешательство в Москве вызвало то, что украинский президент отдал вопрос о присвоении звания «Герой Украины» Степану Бандере на откуп суду – хотя обещал отменить этот указ Виктора Ющенко своим указом.
«Ожидания от президентства Виктора Януковича были разные, у многих в России были завышенные ожидания, — говорит заместитель директора стран СНГ Владимир Жарихин. — Но, в то же время, сказать, что ничего в Украине не изменилось, в том числе по отношению к России, было бы абсолютно неверным. В конце концов, нынешнее украинское руководство отнюдь не бросилось в объятия российского, но при этом, по крайней мере, перестало создавать для Кремля те проблемы, которые создавало руководство предыдущее. В наших отношениях остаются проблемы, связанные с нефтегазовыми вопросами, с торговыми отношениями, с вопросами вступления в НАТО и так далее, и тому подобное.
Впрочем, для тех, кто более глубоко знает и самого Виктора Януковича, и что из себя представляет «Партия регионов», в этом ничего удивительного нет. Существует еще и экономический фактор. Украина очень тяжело выходит из мирового экономического кризиса, из хаотичного и популистского поведения правительства Юлии Тимошенко, есть тяжелое наследие, оставшееся от Виктора Ющенко. И, самое главное, — лимит популистских мер для Януковича исчерпан. Теперь ему придется находить баланс между необходимостью принятия достаточно непопулярных мер и боязнью резко снизить свою популярность. В том числе и в России».