Через семь лет после Помаранчевой революции народный протест-2004 большинству напоминает о разочаровании, предательстве идеалов и безысходности. Через семь лет в центре столицы собрались не сотни тысяч людей, а всего лишь тысяча-две митингующих, часть из которых представляла оппозицию, а еще часть пришла от власти — в противовес тем, кто все еще верит в идеалы Майдана. Но, что бы там не говорили скептики о Майдане-2004, для всех, кто стоял тогда на главной площади страны – это в первую очередь День Свободы, день, когда народ доказал, что он может на что-то влиять.
«Я не ассоциирую Помаранчевую революцию с политикой вообще. Время, когда мы вспоминали о ней , как о разочаровании, прошло еще при президентстве Виктора Ющенко. Теперь мы помним то единство, с которым стояли тогда, борясь за свои права, тот общий настрой и веру в то, что именно мы можем изменить будущее», — рассказывает 28 летняя Ирина Лисовая, которая была на Майдане, тогда еще студентка, от первого до последнего дня.
Правда,она тут же уточняет, что праздновать годовщину на Майдан не пойдет, поскольку считает, что все митинги, которые проходят там, скорее спровоцированы политиками, независимо от того оппозиция это или власть. «Мы собираемся в кругу друзей, тех, кто принимал участие в Помаранчевой революции, на Майдане к сожалению сегодня делать нечего», — констатирует она.
Власть мало изменилась за последние семь лет, даже несмотря на то, что сменились некоторые лица. Накануне годовщины Майдана Киевская городская администрация — уже традиционно — запретила проводить любые акции протеста на главной площади страны. За день до событий, в центре столице Украины, стали в срочном порядке сооружать новогоднюю елку, окружив для этого всю территорию забором.
Тем не менее, около часа дня, возле Главпочтампта начали собираться люди. Участники акции протеста решили установить на Майдане символическую палатку, как напоминание о том, что семь лет назад, здесь был разбит целый палаточный городок. Но попытка провести своеобразный флешмоб, тут же натолкнулась на несколько десятков бойцов «Беркута», которые, окружив участников этой акции плотным кольцом, не позволили им что-либо делать. Как результат – драка с милицией и несколько побитых камер журналистов.
Утренняя неудача не остановила желающих снова проскандировать «Банду геть» и к вечеру с Бессарабской площади около 300 людей направились на Майдан Независимости. Чтобы не позволить демонстрантам перекрыть движение на Крещатике, сотрудники милиции выстроились в живую цепь вдоль проезжей части. Милиции на главную площадь страны согнали такое большое количество, что могло показаться, что Помаранчевая революция вновь набрала размаха семилетней давности. Подразделения «Беркут» стояли по всему Майдану, ожидали в подземном переходе, а через час после начала митинга на Крещатике зачем то подогнали еще и три автозака.«С кем воевать собираетесь?», — кричали им из толпы митингующих и как в «старые помаранчевые времена», пытались забрасывать цветами.
Неподалеку от помаранчевых свой собственный митинг проводил «Общевоинский союза Олега Калашникова, число участников которого составляло около сотни человек. При этом «калашниковцы» не могли объяснить, по какой причине они находились на Майдане и не могли назвать цель проведения своего митинга. «Решение города не проводить акции протеста должно быть обязательным для всех. Закон должны исполнять все», — пытался заглушить соседей по протестной площадки Олег Калашников, который критикуя экс-революционеров , видимо, был уверен, что слово «все» на него не распостраняется.
Более того, когда председатель Коалиции участников оранжевой революции Сергей Мельниченко пытался уговорить Калашникова прекратить провокацию — тот не согласился. В ответ — сторонники оранжевой идеи решили взять лагерь идеологических противников штурмом. Однако «Беркут» и тут сдержал толпу, хотя и прошли немногочисленные стычки, а самого Сергея Мельниченко по обвинению в проведении незаконного митинга, милиция решила задержать. Но, составив протокол, правоохранители его отпустили.
Стоит отметить, что сначала число участников оранжевого митинга не превышало и двух сотен человек, но, постепенно их число увеличилось до двух тысяч. Они пели песни, вспоминали о событиях семилетней давности и слушали громкие речи организаторов. Абсолютно ожидаемым было появление на Майдане сторонников экс-премьер-министра Юлии Тимошенко, которые сначала протестовали под Лукьяновским СИЗО, а после присоединились к участникам акции в центре города. Вместе с ними пришли и несколько депутатов от фракции «БЮТ-Батькивщина» — Наталия Королевская, Андрей Шевченко, Владимир Яворивский. Однако политики не выступали с пламенными заявлениями, отдав предпочтение общению с людьми. Около полуночи демонстранты начали потихоньку расходиться.
«Алло, хочу тебе сказать, что довольно неплохо. Я думал, будет человек 10, а пришло около тысячи. Помнят люди, знают и никто не говорит, что нас использовали — ведь это была победа, наша победа.., а за все остальное пускай отвечают политики», — делился своими впечатлениями по телефону, пожилой мужчина. />
***
Большинство украинских политологов и экспертов уверены, что события 2004 года вряд ли могут повториться сейчас. Так, политолог Владимир Фесенко считает, что сегодня о революции больше говорят, нежели она действительно имеет место. «Да, есть предпосылки, есть мотивы, есть желание, но вряд ли революция снова будет в Украине сейчас», — отметил он.
Его коллега Виктор Небоженко придерживается немного иного мнения и убежден, что предпосылок для массовых акций протеста более, чем предостаточно. «Сейчас у нас проходят небольшие акции протеста, как маленькие очаги, но если власть не прекратит антисоциальную политику, которую она ведет, то эти очаги могут объединится», — считает он.
Однако, почти все политологи соглашаются, что в Украине в отличие от 2004 года, нет политика, который мог возглавить новую революцию. Именно поэтому народный гнев может быть направлен против всех и носить, далеко не мирный характер. «Во время Майдана у людей была вера, была идея, надежда, это существенно отличает сегодняшний настрой. Если революция и возобновится, то она уже не будет с песнями и плясками, это будет агрессия и полное недоверие ко всем», — уверен политолог Алексей Голобуцкий.
Глава государства Виктор Янукович также поздравил украинцев с Днем Свободы, заверив, что относится к этому понятию очень бережно. Правда о запрете свободно митинговать в этот день, Президент не упоминал, как и о Помаранчевой революции в целом. Ну что ж, Виктора Януковича можно понять…
Так, что свобода у нас таки есть, пусть даже в памяти тех, кто семь лет назад вышел не для того, что бы крикнуть «Ющенко так!», а для того, что бы потом сказать самому себе: «Я за нее боролся!».