Люстрация чиновников должна начинаться с люстрации их функций

Прошло больше месяца с момента начала работы нового правительства. Этого времени было более, чем достаточно для разработки программы действий и принципов изменений в системе государственной власти. Особенно это касается механизма подбора кадров для госаппарата. Ведь без смены абсолютного большинства руководящих кадров невозможно проводить никакие реформы. К сожалению, именно кадровым вопросом Кабмин так и не озадачился.
Кроме разговоров о «люстрации», никаких реальных действий нет. Да и сама по себе трактовка люстрации применительно к кадровому вопросу весьма своеобразна.
До сих пор появилось только два документа с люстрационными принципами. Пока что в открытом доступе нет текста
color="#0000ff">законопроекта «О проведении люстрации в Украине» №4570 от 26.03.2014, за авторством Олега Тягнибока, Олега Осуховского, Анатолия Витива, Юрия Сиротюка, Леонтия Мартынюка. Так что и обсуждать нечего. Присутствуют же только критерии отбора членов в правительство народного доверия, которые в конце февраля 2014 года сформулировали активисты Майдана. Требования к потенциальному члену правительства таковы:
  • не должен входить в список ста богатейших людей Украины;
  • не должен занимать руководящую должность в исполнительной власти с начала 2010 года;
  • не должен быть работником администрации президента с начала 2010 года;
  • должен иметь опыт работы в государственных структурах не менее семи лет, за исключением МВД, СБУ, Минобороны;
  • должен иметь опыт работы на руководящих должностях минимум пять лет;
  • не должен быть причастен к нарушениям прав человека и коррупционной деятельности.
«Мы требуем не просто правительство, а правительство народного доверия. Такое правительство должно быть сформировано из признанных профессионалов, с незапятнанной репутацией, а не партийных функционеров», — сказано в заявлении активистов Евромайдана.
Глупость таких критериев для люстрации на первый взгляд не очевидна. Но только на первый взгляд. При детальном рассмотрении каждого из пунктов ясно видно, что те, кто их формулирует вообще не понимают ни принципов госуправления ни какого-либо управления вообще. О смысле люстрации я уже не пишу, его в вышеозначенных критериях вообще нет. Все требования – персональны и пять из шести относятся к тому, каким качествами НЕ должен обладать претендент. Ни одного системного критерия — нет. Значит все снова будет упираться в личные предпочтения. Что и произошло в реальности с формированием Кабмина.
Эта бессистемность проявилась и в том походе, который новый Кабмин использовал в своем «антикризисном пакете», анонсировав сокращение числа чиновников и сотрудников силовых структур. Ни слова о том, какие принципы будут положены в основу такого сокращения – нет, а должны быть. Без этого сокращение выльется в очередную профанацию и перераспределения чиновников по новым должностям, как это уже не раз бывало в новейшей истории Украины.
Начинать преобразования надо с функциональной люстрации. То есть, ликвидации тех отраслей чиновничьей активности, которые создают основы для коррупции. В первую очередь это касается разного рода контролирующих и проверяющих обязанностей представителей различных ведомств.
Например, пожарные должны тушить пожары. Все. Точка. Никаких проверок «состояния пожарной безопасности» или «соответствия киоска правилам и нормам пожаробезопаности». Как только это убрать из перечня обязанностей соответствующей службы, то сразу станет ясно кого можно сократить. То же самое касается и других служб. Мало того, надо ликвидировать большую часть различных разрешительных процедур. Их в Украине порядка 3000. В соседних странах – на порядок меньше. Убираются функции – ликвидируются соответствующие госструтуры. И никак иначе. Это – первая фаза изменений.
Вторая должна начинаться с создания новой системы власти. Сейчас, на всех уровнях госуправления есть масса функционально бессодержательных управлений, департаментов и т.д.. Ну чем занимается управление по внешнеэкономической деятельности на уровне райадминистрации? У нас что – районы стали субъектами ВЭД? Их можно разгонять уже сейчас. Но… прежде чем это делать должна быть разработана новая структура госуправления с четко прописанными функциями и штатными расписаниями. Только после этого можно начинать формировать штаты. Поручить же это дело можно тем, КТО ВООБЩЕ НИКОГДА НЕ РАБОТАЛ ВО ВЛАСТИ В УКРАИНЕ!!! Ни одна система не может быть реформирована изнутри. Только снаружи. В противном случае будет то, что мы имеем сейчас, когда изменения в «нереалистичный бюджет Азарова» готовят те же люди, которые его и писали, а пакет «антикризисных мер» те, кто привел страну к кризису.

Читайте также по теме