Формула Штайнмайера не предлагает новых методов урегулирования — выборы и особый порядок местного самоуправления Донбасса прописаны в Минских соглашениях, утвержденных Совбезом ООН – отмечают эксперты. Они полагают, что после пяти лет войны у Украины имеется два варианта: «плохой и очень плохой».
«И втянуться на десятилетия в конфликт»
Протестующие против подписания Украиной формулы Штайнмайера объявили о создании «Движения сопротивления капитуляции» и созывают вече на Майдане Незалежности в Киеве в воскресенье, 6 октября, в 12:00.
«Мы инициируем создание сети Движения сопротивления капитуляции. О принципах сети будет объявлено позже. Призываем все государственные силы — в Верховной Раде и вне парламента — консолидировать свои усилия и избегать противостояния», — говорится в заявлении.
Акции протеста против подписания формулы Штайнмайера уже проходили в ряде городов — в Харькове, Днепре, Черновцах, Одессе, Львове.
Блогер Вячеслав Чечило иронизирует, что «гроша ломаного не поставит на Зе-команду, если не будет выключена машина по нагнетанию патриотической истерии». Он отмечает, что этого нельзя сделать, не отключив финансирование. «Нужны аресты счетов, изъятие кэша, роспуск парамилитарных формирований», — перечисляет он. А поскольку это вряд ли произойдет, перед страной вырисовывается перспектива «продолжать политику Порошенко и втянуться на десятилетия в конфликт с совершенно неясными перспективами».
Следует отметить, что пятый президент Петр Порошенко заявил, что формулы Штайнмайера никогда не существовало, и он не давал согласия на ее внедрение. «Никакой формулы Штайнмайера не существует в природе. Это российская выдумка. Никогда, до вчерашнего дня, ни один представитель Украины ни письменно, ни в иной форме, никогда не одобрял формулу Штайнмайера», — заявил Порошенко с трибуны Верховной Рады.
Однако в СМИ тотчас припомнили, что три года назад, после последней встречи в «нормандском формате» (Украина, РФ, Франция и Германия), которая состоялась 20 октября 2016 года, Порошенко сам рассказывал, что на уровне рабочих групп будет вестись подготовка по имплементации формулы Штайнмайера.
Тогда он рапортовал: «Были отдельно обсуждены вопросы подготовки к выборам и сейчас договорились продолжить на уровне экспертов, на уровне рабочих групп, работу по подготовке концепций избирательного законодательства, имплементации так называемой формулы Штайнмайера, куда мы видим позиции, которые должны быть составляющими при признании выборов состоявшимися, что является свободным волеизъявлением граждан».
Как известно, «формула Штайнмайера» названа по имени действующего президента Германии, в прошлом главы МИД ФРГ Франка-Вальтера Штайнмайера. Она предписывает, что закон об особом статусе отдельных регионов Луганской и Донецкой областей должен вступить в силу в день голосования на внеочередных местных выборах, которые должны пройти в соответствии с украинской Конституцией и украинским законодательством.
В соответствии с обнародованным текстом, Закон об особом статусе начнет действовать в 20:00 по местному времени, после закрытия участков, однако лишь на временной основе. На постоянной основе он начнет действовать лишь после того, как Бюро по демократическим институтам и правам человека (БДИПЧ) ОБСЕ опубликует доклад, в котором подтвердит, что выборы прошли в соответствии с украинским законодательством и стандартами ОБСЕ.
Следует отметить, что формула Штайнмайера лишь уточняет очередность шагов, а выборы и особый порядок местного самоуправления Донбасса прописаны в Минских соглашениях, утвержденных Совбезом ООН.
Президент Владимир Зеленский заявляет, что Закон об особом порядке местного самоуправления на Донбассе, который принят в 2014 году, продлен не будет. Вместо этого будет принят новый закон. А согласование формулы Штайнмайера, по его словам, открывает путь ко встрече Нормандской четверки по урегулированию конфликта на Донбассе.
«Мы называем это формулой Зеленского»
Эксперт Андрей Головачев считает, что Владимир Зеленский был вынужден согласиться на формулу Штайнмайера под сильным давлением Франции, Германии и России.
«Собирается ли Президент на самом деле выполнять формулу Штайнмайера мы не знаем. В Украине, как известно, совсем необязательно выполнять свои обещания», — иронизирует он.
В качестве возможного сценария невыполнения формулы эксперт допускает принятие Радой такого закона о выборах и особом статусе, который не устроит самопровозглашенные республики. «Как результат ситуация на Донбассе, как и после Минских соглашений, снова зайдет в тупик, но формально Зеленского будет трудно в чем-либо упрекнуть. А боевые действия, той или иной степени интенсивности, будут по-прежнему продолжаться», — рассудил эксперт.
Следует отметить, что ранее Президент Владимир Зеленский в разговоре с президентом РФ Владимиром Путиным заявил, что нет необходимости вносить изменения в Конституцию Украины. Еще будучи кандидатом в Президенты Владимир Зеленский заявлял, что у Донбасса не должно быть особого статуса и, что он не подпишет закон об амнистии боевиков.
Все эти условия предусмотрены соглашением, заключенным на саммите в Минске руководителями Германии, Франции, Украины и России в формате «нормандской четверки». Таким образом, Владимир Зеленский прямо заявлял, что не намерен выполнять условия «Минска».
При этом Владимир Зеленский подчеркивает, что стремится ко встрече в Нормандском формате. Он уточнил, чего ждет от встречи нормандской четверки. «Решение вопроса окончательного обмена всех наших пленных. Всех на всех. Окончательное решение с четкими терминами разведение войск. Золотое, Петровское, а потом — четкие сроки, когда мы отводим войска вдоль всей нашей линии соприкосновения. Третье — если мы обсуждаем местные выборы на оккупированных территориях, мы должны понимать четкие сроки вывода всех войск с временно оккупированных территорий», — перечислил он.
Глава государства признался, что не уверен в том, что все это можно решить за одну встречу. «Чего я ожидаю? Я ожидаю, что эта встреча в конце концов состоится», — сказал он.
Андрей Головачев отмечает, что перебирать вариантами не приходится. «Проблема Украины в том, что сейчас, после 5 лет войны, у нее реально остались уже только два варианта: плохой и очень плохой», — пишет он в Facebook.
В случае отсутствия реальных перспектив урегулирования конфликта на Донбассе Украина будет пребывать в состоянии вечного внутреннего политического и гражданского противостояния. «Как результат инвестиций в экономику не будет, люди будут массово покидать страну. Европа потеряет всякий интерес к Украине. Страна будет продолжать деградировать, теряя все больше признаков суверенитета», — перечисляет эксперт.
Вячеслав Чечило считает, что вариант с имплементацией «Минска» и формулой Штайнмайера вовсе не плох. «Украина получает обратно территории, которые сейчас потеряны на 100%. И тут не имеет значения, насколько полным будет контроль. В любом случае это лучше, чем ноль. В ЛДНР живет около 3 млн. человек – серьезно влиять на внутриукраинскую политику они не смогут и постепенно будут растворены в общеукраинской повестке. Т.е. лет через 10 все эти «особые статусы» можно будет безболезненно отменить и забыть о них навсегда», — считает он.
Однако с этим мнением не согласны не только парламентские фракции «Европейская солидарность» Петра Порошенко, «Голос» Святослава Вакарчука и «Батькивщина» Юлии Тимошенко.
В президентской фракции «Слуга народа» также высказывают сомнения. Так, Богдан Яременко, глава комитета по внешней политике заявил в СМИ, что Президент уже озвучил другой стороне будущих переговоров красные линии, за которые он не собирается переступать. «Мы называем это формулой Зеленского — не закреплять в Конституции особого статуса для Донбасса, проведения местных выборов на всей территории Украины при достижении условий безопасности», — перечислил он в СМИ.