Школы, детские сады, медпункты позволил выставить на продажу закон, принятый под предлогом требований МВФ. В результате нет ни транша МВФ, ни доходов от приватизации. «Мародерство» проходит на фоне дутых показателей экономического роста — отмечают эксперты.
«Госбюджет мало что получит»
В Украине стартовала продажа объектов малой приватизации, которые не являются стратегическими для экономики.
Руководитель Украинского аналитического центра Александр Охримено считает запуск малой приватизации «большим пиаром».
«Госбюджет мало что получит от малой приватизации. Если посмотреть на объекты, которые есть в списке, то там только один балласт. Там нет ни одного нормального предприятия, которое было выставлено на продажу. Большинство предприятий, которые предлагается приватизировать, не составляет никакой ценности. Малая приватизация — большой пиар», — сказал он.
Напомним, что в марте Фонд государственного имущества Украины (ФГИ) утвердил список из почти 660 объектов малой приватизации, которые подлежат продаже в 2018 году. В список вошли Львовский завод «Автопогрузчик», Новораздольское горно-химическое предприятие «Сера», Стебницкое горно-химическое предприятие «Полиминерал», «Индустриальная стекольная компания», Машиностроительный завод «Аметист», Тернопольский завод «Орион».
Но Охрименко уверен, что с запуском малой приватизации значительного пополнения бюджета ожидать не стоит. «Предприятия, которые есть в списке для малой приватизации, давно не работают»,- пояснил он.
Приватизируются не только промышленные предприятия. СМИ подсчитали, что в списке из 800 объектов, которые выставлены на продажу в системе ProZorro, имеется 30 сельских бань, четыре общественных туалета и т.п.
Нет ничего смешного в том, что поселок останется без общественной бани, которую частники перепрофилируют по своему усмотрению. А ведь на продажу выставляют и другие социальные объекты: школы, детские сады, лечебницы и медпункты.
Следует напомнить, что по старому закону о приватизации, объекты соцкультбыта были вынесены в отдельную группу, их распродажа ограничивалась.
Так, по закону 1992 года, объекты приватизации делились на группы: «А» — предприятия, где работают до 100 человек с доходом до 70 млн. грн; группа «В» — свыше 100 чел. с доходом свыше 70 млн. грн., плюс любые агропредприятия; Группа «Г» — предприятия, имеющие стратегическое значение, признаки доминирования на рынке или уникальные производства; группа «Д»- объекты незавершенного строительства с земельными участками; группа «Е» — государственные доли акционерных обществ; группа «Ж» — объекты социально-культурного значения.
Соответственно, к каждой группе предъявлялись особые требования. Например, приватизации не подлежали объекты, которые имеют общегосударственное значение, объекты, деятельность которых обеспечивает социальное развитие, сохранение и повышение культурного, научного потенциала, и т.д.
Теперь классификация изменилась. Имеются лишь два типа объектов приватизации – «крупные» и «малые».
По закону от 18 января 2018 года, объектами «большой» приватизации считаются предприятия, стоимость активов которого за последний год превысила 250 млн. грн. Для их продажи с аукциона привлекают советников. Все меньшее — это малая приватизация. Она проходит только на электронных платформах.
«Не приватизация, а мародерство»
Кроме объектов инфраструктуры, власти планируют отдать на приватизацию 893 госпредприятия из 3 444 существующих. Премьер-министр Владимир Гройсман заявлял, что проданное госимущество должно «найти эффективных собственников прозрачно, и начать модернизацию предприятий, создавать рабочие места, производить более качественную продукцию».
Однако эксперты сомневаются в успехе таких планов. Например, в прошлом году от приватизации была запланирована прибыль в размере 17, 1 млрд грн, но получили только 3,4 млрд. Годом ранее из заявленных 17,1 млрд грн получили только 188 млн грн. А в 2015 г. из плановых 17 млрд было получено всего 151,1 млн.
На 2018 год в госбюджете запланирован доход от приватизации в размере 21,3 млрд грн. В первом полугодии ожидалось поступление 4,58 млрд. грн. Но ФГИ за шесть месяцев перечислил в государственный бюджет только 49,8 млн. гривен от приватизации государственного имущества. Таким образом, выполнение годового плана составляет лишь 0,23%.
Охрименко уверен, что эффективную приватизацию не удастся провести до президентских и парламентских выборов.
«До выборов провести малую приватизацию не удастся. В стране происходит политическая возня и разборки и никто приватизацией заниматься не хочет. Олигархи понимают, что сегодня можно что-то приватизировать, а после выборов все это отберут», — сказал А. Охрименко. На местном уровне это касается и малой приватизации.
«В Украине доля государственной собственности очень маленькая, по сравнению, например, с Францией. Я не жду этих 22 млрд грн к концу года, может быть, будет 2 млрд грн и только. Упрощенцы должны заплатить в бюджет 23 млрд грн, и это почти столько же, сколько мы должны получить от всей приватизации», — утверждал Охрименко.
Для чего же устроена затея? От принятия нового закона о приватизации зависело предоставление очередного транша Международного валютного фонда. Последний раз Украина получила деньги от МВФ еще в апреле 2017 года.
По программе от 2015 года, из обещанных 17,5 млрд. долл., Украина получила только 7,7 млрд. долл. Это не первая программа сотрудничества, которую Украине не удается выполнить. Так, согласованная в 2014 двухлетняя программа stand-by на общую сумму в 17 млрд. долл. была завершена досрочно. По ней было получено только два транша. Всего, с начала 2014 года Украина получила 12,3 млрд. долл.
После принятия закона о приватизации, очередной транш от МВФ не пришел. Правительство до сих пор ожидает 1.9 млрд.долл., а МВФ требует поднять цену газа для населения.
Тем не менее, закон о приватизации уже работает. И политолог Руслан Бортник уверен, что приватизация- 2018 станет растаскиванием госимущества по дешевке. «С учетом того, что активы упали в десять раз, это будет не приватизация, а мародерство. Разграбление и растаскивание предприятий по не рыночным ценам, людьми, приближенными к власти», — говорит он.
Любопытно, что украинские предприятия не продаются (на Одесский припортовый завод в 2017 году не нашлось покупателей), а правительство рапортует об экономическом росте.
Дескать, ВВП Украины растет девять кварталов подряд. Экономист Александр Гончаров подчеркивает: «Главный бенефициар экономического роста – это наш национальный потребитель или, проще говоря, бедное население. Соответственно, некачественные показатели роста ВВП Украины рисуются за счет эффекта низкой базы, большого количества дутых проектов, непроизводительных расходов и избыточного объема запасов товарно-материальных ценностей». Как пример реального положения дел эксперт указывает, что остаток средств на едином казначейском счете (ЕКС) в июле сократился на 78,7% с 9,388 млрд гривен (на 1 июня) до 1,995 млрд гривен (на 1 августа).