Малый бизнес исчезает из ТРЦ?

Текущий год принес с собой вслед за политическим кризисом и новую волну кризиса экономического. Одном из самых наглядных его проявлений в последние несколько месяцев стал не только стремительный рост курса доллара, но и наметившаяся тенденция к уменьшению количество продавцов и ассортимента предлагаемого товара в торговых и торгово-развлекательных центрах. Особенно это показательно в Киеве, где торговые площади всегда были использованы практически на максимум от возможной загрузки, а в продаже были товары из дорогого и очень дорогого сегментов рынка в различных его категориях.

Согласно информации, предоставленной ГолосUA  старшим аналитиком Департамента стратегического консалтинга «Украинской торговой Гильдии» (УТГ) Константаном Олейником, уровень вакантности в торговых и торгово-развлекательных центрах растет с начала года. С января по конец июня он увеличился почти в два раза (с 1,8 до 3,3%). Эксперты УТГ прогнозируют, что до конца текущего года уровень вакантных мест может увеличится еще более чем вдвое и достигнуть 7,5%. Свободные площади появляются даже там, где их до недавнего времени не было вообще. В частности, в таких успешных столичных проектах, как ТРЦ «Ocean Plaza», ТРЦ «Dream Town» (1-ая очередь), ТРЦ «Sky Mall». Что касается динамики посещений, то региональные ТРЦ могут похвастаться приростом посещаемости в 31,6% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. В противовес им, у окружных ТРЦ посещаемость снизилась на 12,5%. По мнению специалистов УТГ, это также свидетельствует о кризисных явлениях в экономике. 

С этим сложно не согласиться, ведь в окружные ТРЦ приезжали закупаться на несколько дней, а региональные и микрорайонные ТРЦ посещали для ежедневных небольших покупок. Когда цены растут, а зарплаты практически не меняются, то идет существенное изменение потребительских настроений. Люди предпочитают не тратить деньги, а держать их при себе, покупая только самое необходимое.

Исполнительный директор Европейской Бизнес Ассоциации Анна Деревянко отмечает, что снизилась не только наполняемость ТРЦ, но и уменьшился ассортимент товаров, которые предлагаются. Эксперт видит несколько причин подобного явления. Во-первых, достаточно высокую арендную плату, ведь с ростом курса доллара она увеличивается, пусть и не так быстро. Во-вторых, существенно упала покупательная способность населения и при той девальвации гривны, которую мы наблюдаем, цены на товары будут ползти постоянно вверх, а роста зарплат – нет. В-третьих, продолжающийся вооруженный конфликт на Востоке Украины меняют настроения людей. Даже те, у кого еще остались свободные средства, предпочитают их не тратить, делая сбережения. То есть мы имеем ситуацию с отложенным спросом, который не удовлетворяется из-за опасений и нестабильности в стране. Все это вместе влияет и на ассортимент в торговых точка. Продавцы опасаются завозить дорогие товары, поскольку велика вероятность «замораживания денег». И потому предпочитают торговать более дешевыми, то есть более ликвидными товарами для ускорения оборота денег.

Рост фискальной нагрузки и сокращение социальных стандартов путем сохранения прожиточного минимума, то есть минимальных зарплат и пенсий на уровне декабря 2013 года, лишь усугубляет ситуацию и с ростом инфляции и увеличением уровня девальвации гривны – снижает покупательную способность населения. Так что в ближайшее время нас ожидает дальнейшее сокращение ассортимента товаров, снижение их качества и рост цен.

Читайте также по теме