Любовь Величко
10:30 15/04/2014

Маршрутки глазами водителя: тарифы обоснованы? (ФОТО)

Первую новость cолнечного утра рабочего дня я прочитала в объявлении, приклеенном за сидением водителя в маршрутке, которая везет меня на базу «Кийпастранс 2005»: «В связи с повышением цен на топливо, стоимость проезда повышается, и теперь составляет 3 грн.». Казалось бы, цена поднялась только на 50 копеек, но в голове сразу проскочила мысль: «Вот и до меня добралось «покращення»…
— Передаем за проезд! — бодро напомнил водитель.
— Передаю, передаю, — отвечаю я.
К слову, водителя зовут Юрий. Ему 51 год: двадцать из них он работал гастарбайтером, а последние четыре года занимается перевозкой пассажиров в общественном транспорте в компании «Кийпастранс 2005», которая занимает 15% рынка столичных перевозок.
Присматриваюсь к Юре ближе. Он, можно сказать, образцовый водитель: тенниска на нем чистая, джинсы не мятые, лицо гладко выбрито, взгляд – светлый. В салоне его буса – чисто и сделан ремонт.
— В котором часу вы встаете на работу?- интересуюсь.
— Встаю вместе с солнцем, — улыбается он в ответ.
Внятно пояснить, чем ему нравится работа водителя маршрутки, Юрий не может. Говорит, «работы другой нет, перебирать не приходится». В общем, экономический кризис.
База
База ООО "Кийпастранс 2005" находится в Вишневом. Ее ограждает трехметровый синий забор. Охранник, внимательно присмотревшись к номерным знакам маршрутки, дает команду по рации диспетчеру – и ворота открываются. Но больше всего меня удивили двое людей в камуфляже, с автоматами.
decoding="async" alt="" src="/images/items/2014-04/15/ZPlTl8L9NYAQXOog/image/1.jpg" />
— Рейдеров боитесь или «зеленых человечков? — спрашиваю у усатого охранника средних лет.
— По городу ходят разные банды с оружием, могут и к нам добраться! У нас же и 270 машин, и выручка каждый день есть – это большие деньги, их нужно охранять,- поясняет он.
К слову, территория автопарка немаленькая – визуально это квадрат 100х100 метров, по периметру которого построены гаражи, автомастерские, мойки, и даже домик для ночлега с круглосуточной столовой, в центре асфальтированной площадки — автозаправка. Читаем табличку – дизель – по 13 гривен.
decoding="async" alt="" src="/images/items/2014-04/15/ZPlTl8L9NYAQXOog/image/2.jpg" />
Меня встречает директор предприятия Николай Копачевец – статный мужчина предпенсионного возраста в деловом костюме. Взгляд у него суровый, голос низкий – сразу видно, что он занимает руководящие должности много лет.
— А что вы думали, что наши водители спят на задних сидениях? У нас все условия созданы, у нас все по-человечески,- говорит он, показывая рукой в сторону двухэтажного здания, в котором видны двухэтажные кровати.- Там у нас, в основном, слесари ночуют, которые работают до поздней ночи – им удобнее тут остаться, чем в 2 часа ночи домой ехать.
decoding="async" alt="" src="/images/items/2014-04/15/ZPlTl8L9NYAQXOog/image/3.jpg" />
К слову, помимо 500-т водителей маршруток, еще около 250-ти человек занимается обслуживанием автомобилей – это и слесари, и мойщики, ремонтники… Все устроены по трудовой книжке.
— Водители, к примеру, «чистыми» 4500-5000 грн. получают. Но это за стандартный 9-часовой рабочий день с графиком, который более удобен для них самих. Кто-то работает с 6 утра до 15.00, а кто-то – с 9 утра до 18.00,- пояснил директор.
Медосмотр
Рабочий день на базе начинается в 4:30 утра. В это время водители маршруток идут к медсестрам на медосмотр. Медпункт находится, в так называемом, административном здании. Свежая краска и пластиковые окна говорят о том, что ремонт здесь делали совсем недавно.
По словам Николая Копачевца, на предприятии работает три медсестры. Они совершают медосмотр с 4.30 утра и до 9.00. Учитывая количество маршруток (их 270, плюс-минус 4-5 – в ремонте), на медосмотр одного водителя есть всего три минуты. За это время медсестры должны успеть померять давление водителя и провести тест на алкоголь.
Алкотестер, к слову, здесь новый. Все, что нужно сделать, чтобы узнать % содержания алкоголя в крови, это подышать в металлическую трубочку. Уже через несколько секунд на прямоугольном экране электронного устройства появляются цифры.
— Мы пускаем на маршрут только тех водителей, у которых содержание алкоголя в крови «0,0%»,- заверяет Лариса Сисоева, единственная из трех медсестер, которые остались на работе к 11 утра.
Медик говорит, что пьяные водители приходит к ней на прием крайне редко – раз в два-три месяца. Об этом сразу же узнает руководство – оно же решает, увольнять или помиловать провинившегося водителя.
Л.Сисоева считает, что водителям маршрутных такси очень не хватает психологов, поскольку из-за работы у них бывают нервные срывы.
— Штатных специалистов у нас нет, поэтому мы даем им валерьянку, успокаиваем, разговариваем. Из-за нервов текучка кадров в транспортном бизнесе большая – каждый месяц на предприятии увольняется по 10-15 человек,- с грустью констатирует врач.
Впрочем, на предприятии уверяют, что 90% водителей – это здоровые и крепкие мужчины.
— Гипертоников всего-то человек двадцать, они же чаще всего обращаются за медпомощью в летние месяцы – когда жарко,- говорит Лариса Ивановна.
Состояние здоровья водителей ежедневно фиксируется в специальном журнале – это толстая книжка, разбитая на столбики: ФИО, давление, температура, алкотест и т.д. Пролистываем, анализируем. В графе «жалобы» в основном стоит прочерк. Даты прописаны ежедневно для каждого «пациента».
Вроде бы, на бумаге все «чисто».
Экономия и экономика предприятия
Чтобы выжить на транспортном рынке, директору автопарка постоянно приходится быть изобретательным.
Инфраструктура предприятия так и построена, чтобы максимально экономить – для этого и работают штатные слесари и мойщики.
— Чтобы дать машине второе дыхание, в нее нужно вложить всего 15 тысяч гривен. Мы ее перебираем, меняем поломанные запчасти, красим, и она – как новенькая!- хвастается инженер Олег Кондратенко.
По его словам, благодаря бережному отношению к технике, за десять лет его работы на предприятии на запчасти и металлолом отправили всего 18 маршруток.
decoding="async" alt="" src="/images/items/2014-04/15/ZPlTl8L9NYAQXOog/image/4.jpg" />
В то же время, предприятие ежегодно обновляет автопарк. К примеру, в этом году на линии вышли 15 новых «Богданов».
— Я кредит взял на 5 миллионов. А тут еще и бензин подорожал чуть ли не вдвое. Поэтому и цены повышаем,- говорит Николай Копачевец.
/> Директор сетует — на оплату труда кондукторов для маршрутных такси катастрофически не хватает денег, поэтому водители вынуждены совмещать в себе сразу две роли. Что уж говорить о закупке GPS-навигаторов…
  
По его словам, вместо GPS-навигаторов автопарк в 280 машин обслуживает шесть диспетчеров.
GPS-навигаторы, может, когда-то и появятся, но точно не в ближайшем будущем. Я даже не могу просчитать свои риски, поскольку топливо дорожает очень быстро,- говорит директор.
По его словам, если у водителя на маршруте возникает поломка, он звонит диспетчеру и говорит свои координаты.
Если водитель может сам приехать на предприятие, то он сам и приезжает; если же не может – приезжает техпомощь. Здесь же, на базе, происходит ремонт.
decoding="async" alt="" src="/images/items/2014-04/15/ZPlTl8L9NYAQXOog/image/5.jpg" />
К слову, моют маршрутки через день. О дезинфекции здесь никто не слышал. Возмущению директора не было предела, когда я упомянула о микробах, бактериях…
— Да вы что! Где это видано, чтоб машину дезинфицировали каждый день!- возмутился он.
И правда, чего это я возмущаюсь? Проезд ведь всего лишь 3 грн., в то время как экономически выгодная цена — 5 грн. А у директора еще и кредиты не погашены…
   

Читайте также по теме