Недавно всю Украину потряс случай с киевским автобусом, который едва не свалился в Днепр, протаранив ограждающий забор на дороге. Вроде и водитель был со стажем, и трезв к тому же. Но в СМИ активно муссируются слухи, что ДТП произошло из-за неисправности транспортного средства. И это — коммунальные автобусы, которые проходят хоть какой-то контроль перед выходом на линию. Можно лишь представить, в каком техническом состоянии находятся маршрутки, на которые даже страшно смотреть…
СТАТИСТИКА НЕИСПРАВНОСТЕЙ УЖАСАЕТ
Новости о маршрутках больше напоминают сводки с поля боя. Тем, что гаишники ловят пьяных «наездников» бусов, уже никого не удивишь. Но есть и другая сторона вопроса: техническое состояние микроавтобусов, колесящих по дорогам Украины.
В марте ГАИ проводила проверки исправности пассажирского транспорта. Скажем, в Киеве только за неполный месяц «обследовали» почти тысячу автобусов и в 40 из них нашли серьезные неисправности, угрожающие безопасности пассажиров.
Начальник Центра безопасности дорожного движения Департамента ГАИ Украины Сергей Будник рассказал«ГолосUA», что есть плановые проверки пассажирского транспорта, как минимум, раз в три месяца. Но данные мероприятия могут проводиться и по мере того, как растет аварийность на дорогах.
Впрочем, если сравнить статистику зафиксированных фактов неисправности автобусов, то она практически не меняется за последние несколько лет. Получается, что все проверки совсем не пугают владельцев маршруток.
«По закону мы сегодня не можем закрыть автохозяйство, если автобусы неисправны. В законодательстве механизм запрета эксплуатации пассажирского транспорта не прописан. Раньше номерной знак снял – значит, использовать машину запрещено. А сейчас написали протокол, мол, езжай ремонтировать транспортное средство. Только водитель маршрутки вместо того, чтобы чинить неполадки, снова выезжает на линию и зарабатывает деньги», — говорит Будник.
В то же время руководитель организационного управления Всеукраинской ассоциации автомобильных перевозчиков (ВААП) Николай Красовский заявил «ГолосUA», что сейчас многие предприятия-перевозчики даже не имеют собственных микроавтобусов.
«К ним приходят водители со своими транспортом. Некоторые автобусы стоят прямо под домами, то есть, их даже негде чинить. Никто за ними не смотрит и не проверяет техническую исправность. Посмотрите на эти маршрутки, они уже утром выходят на линию грязными. Следовательно, можно сделать вывод, что на обслуживание микроавтобуса почти ничего не выделяется», — отмечает представитель ВААП.
БИЗНЕСМЕНЫ НЕ ВКЛАДЫВАЮТ ДЕНЕГ В АВТОБУСЫ
В свою очередь глава постоянной комиссии Киевсовета по вопросам транспорта Дмитрий Олейник находит объяснение упадку маршрутного транспорта.
«Уже три года не проводятся конкурсы на предоставление маршрутов частным перевозчикам. Поэтому нет возможности прогнозировать ведение маршрутного бизнеса хотя бы на несколько лет вперед. Вот поэтому предприниматели не инвестируют в ремонт и покупку новых микроавтобусов», — считает Олейник.
В свою очередь в ГАИ отмечают, что, например, за неисправную тормозную систему или рулевое управление буса штраф составляет от 680 до 850 гривен. За такой же повторный «пробел» в течение года водителя транспортного средства могут лишить прав на срок от 3 до 6 месяцев.
Впрочем, можно сделать вывод, что водителю или собственнику маршрутки легче заплатить штраф за неисправную машину, чем вкладывать солидные деньги в ее ремонт. Это, кстати, косвенно признал и Сергей Будник.
К тому же не факт, что один и тот же микроавтобус повторно в течение года попадет под проверку.
Начальник Центра безопасности дорожного движения Департамента ГАИ говорит, что ту же тормозную систему буса сотрудники ГАИ без специальной техники проверить не могут.
«У нас есть спецлаборатории на базе микроавтобусов, которые закупили еще в прошлом году. На каждую область Украины приходится по одной такой лаборатории, — отметил Будник. – Но для отличной работы нужно намного больше таких лабораторий».
МЭР ЛУГАНСКА ЕДВА НЕ ВЫПАЛ НА ХОДУ
В других регионах ситуация с маршрутками не лучше, чем в столице.
К примеру, ощутить на себе все «прелести» общественного транспорта мэра Луганска Сергея Кравченко вынудили журналисты. В первый день весны в компании одной лишь сотрудницы СМИ Сергей Кравченко втиснулся в переполненный салон маршрутки.
«Мы с мэром поехали в 7.30 утра. В автобусе было очень много людей, градоначальник буквально висел на подножке. В районе «Донбасса» на полном ходу распахнулась дверь – не сработали замки. Сергей Кравченко едва удержался, — рассказала журналистка. – При этом водитель даже не сбавил скорость. На ходу мэр сам захлопнул дверь».
После такой «экстремальной» поездки глава Луганска влепил выговор начальнику горуправления транспорта. Также была организована тотальная проверка маршруток, которая выявила массу нарушений. А вскоре состоялся новый конкурс среди бизнесменов на право перевозить пассажиров. Правда, качество обслуживания луганчан абсолютно не улучшилось.
А вот крымские гаишники рапортуют, что уделяют особое внимание профилактике аварийности пассажирского транспорта в преддверии курортного сезона, когда на полуостров съедутся сотни тысяч туристов.
В частности, проверяется прохождение предрейсового медосмотра водителей, обеспечение режима их труда и отдыха, своевременного техконтроля транспорта и т. д.
В то же время, по данным ведомства, только за первые месяцы года в одном лишь Симферополе произошло 28 аварий с участием автобусов, а также зафиксировано почти 4 тыс. нарушений правил дорожного движения со стороны водителей бусов.
По мнению Николая Красовского, ситуация в данной сфере не изменится, пока это выгодно владельцам маршруток.
СЧИТАЛКА
Заработок одной маршрутки в день
Количество рейсов – 20
Количество перевезенных пассажиров за один рейс – 50
Заработок за один рейс – 125 гривен (2500 гривен в день)
Расходы на топливо за все рейсы – 400 гривен
Зарплата водителю – 200 гривен
Амортизация буса, налоги, страховка, другие расходы – 400 гривен.
Итого: 1500 гривен в день чистого дохода