Денис Гонтарь
07:06 19/12/2013

Маршрутки рассыпаются, тарифы — растут

В последние годы владельцы маршруток то и дело говорят, что качество обслуживания пассажиров может улучшиться только после повышения стоимости проезда. Впрочем, на практике все подорожания не сопровождаются улучшениям качества услуг. На маршруты по-прежнему выезжают полуразрушенные микроавтобусы, и это подтверждают проверки органов, контролирующих техническое состояние бусов. «ГолосUA» решил выяснить, почему так происходит и когда жители украинских городов смогут рассчитывать на адекватное соотношение «цена-качество», оплачивая проезд в маршрутках.

ТЕХНИЧЕСКОЕ СОСТОЯНИЕ БУСОВ ПРОВЕРЯТЬ НЕКОМУ

Согласно отчетам ГАИ, за время проведения недавнего месячника «Перевозчик зима-2013», было выявлено около 7,5 тыс. автобусов с различными техническими неисправностями. По словам начальника центра безопасности дорожного движения при МВД Украины Сергея Будника, согласно закону, при выявлении неполадок в транспортных средствах выдаются предписания на их устранение.

«Пока неполадки не будут устранены, автобус не должен выпускаться на линию. Но это не всегда можно проконтролировать», — отметил чиновник.

Оказывается, в подразделении автомобильно-технической инспекции при ГАИ не хватает сотрудников, которые бы регулярно проводили проверки технического состояния автобусов.

«Постоянно осуществлять контроль нет возможности. Мы должны применять технические средства, поскольку на глаз нельзя определить серьезность поломки какого-либо автобуса. У нас сегодня есть только 27 передвижных лабораторий для проверки технического состояния машин, в том числе и автобусов. Сейчас, по сути, есть одна такая лаборатория на область, а нужна одна на район», — отмечает Будник. 

Пока же в ГАИ надеются на сознательность автоперевозчиков, ведь в каждом парке должны быть механики, которые перед выездом машины на линию осматривают ее.

Но эксперты уверяют, что многие перевозчики экономят на этом, потому ездят по городам разбитые микроавтобусы.

За это, кстати, владельцев маршруток не особо-то и наказывают. Если в рейс вышла неисправная машина и это зафиксировали те же сотрудники ГАИ, то на владельца буса накладывается штраф  от 680 грн до 850 грн.

К примеру, «Укртрансинспекция» за один месяц вынесла около трех тысяч постановлений о наложении штрафов за различные «пробелы» перевозчиков, в том числе и за эксплуатацию неисправных автобусов. В сумме эти штрафы потянули на 3 млн грн.

В свою очередь председатель Ассоциации перевозчиков Киева «Столица» Валерий Липецкий, по сути, соглашается, что в рейсы не всегда выходят все исправные маршрутки.

«В Киеве половина автопарка бусов частных перевозчиков уже отслужила по 6-7 лет. Например, для такой машины, как «Богдан»,это достаточно много. Нужно было обновлять подвижной состав маршруток еще несколько лет назад», — подчеркнул Липецкий.

Впрочем, частники не закупают новые автобусы, потому что в столице не проводятся конкурсы на предоставление маршрутов, отмечает он.

«Поэтому никто не может составить бизнес-план, чтобы обновлять автопарк. Зачем вкладывать деньги, если перевозчик не уверен, что с ним будет завтра?» — сетует глава Ассоциации перевозчиков столицы. 

ПАССАЖИРЫ – ЗАЛОЖНИКИ СИТУАЦИИ   

В то же время эксперт в сфере транспорта Вячеслав Коновалов заявил “ГолосUA», что все проверки маршруток со стороны контролирующих органов — лишь имитация работы.

«Нет политической воли решить раз и навсегда проблему относительно качества обслуживания пассажиров», — отмечает эксперт. 

По его словам, на ту же «Укртрансинспекцию», которая имеет право контролировать состояние бусов, навешали очень много обязанностей и они просто физически не могут за всем уследить.

«К примеру, Всеукраинская ассоциация автомобильных перевозчиков инициирует наведение порядка. Но если поднять за последние три года все эти инициативы, то практически ни одна не выполнена. Да, проверки технического состояния микроавтобусов проводятся, но потом находятся сотни причин, чтобы отменить запрет эксплуатации маршрутки, если она неисправна. Та же ГАИ имеет полномочия остановить эксплуатацию неисправного автобуса, однако во многих случаях не делает этого. Маршруточный бизнес – это большие обороты средств. В этом заинтересованы местные власти», — отметил Коновалов. 

В то же время слова самих перевозчиков о том, что им постоянно не хватает денег и нужно повышать стоимость проезда, эксперт воспринимает двояко.

«Никто себе в убыток работать не будет. Просто есть определенный неформальный договор между местными властями и владельцами маршруток. В некоторых областях перевозчики говорят, что если они не повышают тариф на проезд, то немного «ужмутся» в выплате налогов. Поэтому власти идут на то, чтобы повышать стоимость проезда», — говорит Коновалов.

В то же время в Киеве маршрутчики еще осенью заявили, что всерьез намерены поднять тарифы на перевозки до 4-5 грн, пользуясь тем, что местные власти после Нового года хотят  сделать стоимость проезда в общественном транспорте на уровне 3 грн. 

Впрочем, тот же Валерий Липецкий в комментарии «ГолосUA»заявил, что ему ничего неизвестно об этом, хотя и считает, что потребность в повышении тарифов есть, поскольку дорожают запчасти для маршруток.

Стоит отметить, что в восточных и южных областях Украины перевозчики также регулярно заявляют, что без повышения тарифов они просто не выживут.

Вот и выходит, что пассажиры становятся заложниками ситуации из-за разногласий между чиновниками и перевозчиками. Уже сейчас, садясь в маршрутку, люди не знают, доедут ли они в пункт назначения. Ярким примером тому является недавнее происшествие под Киевом, когда на ходу у буса, заполненного пассажирами, отвалилось колесо. И повышение тарифов на проезд не улучшит ситуацию — на линию по-прежнему будут выезжать полуразрушенные маршрутки…

Читайте также по теме