После «Евро-2012» иностранцы, побывавшие в Киеве, еще долго будут разгадывать «ребус»: как мы, киевляне, можем ездить в маршрутках? Просто за границей никто бы не додумался выпускать на городские улицы небольшой автобус, который под завязку набит пассажирами. Зарубежные гости так и говорят о наших маршрутках: «Маленькие желтые автобусы, из окон которых торчат… люди». А жители столицы об этом виде транспорта уже слагают легенды, ведь за более чем 15 лет своего существования с желтыми бусами произошла масса аварий и других инцидентов. «ГолосUA» решил разобраться, кто дает право маршруткам работать на городских улицах и когда мы получим адекватный уровень услуг в них.
ЗАМЕНА БУСОВ ПОКА НЕ ПРЕДВИДЕТСЯ
Еще во времена мэра Черновецкого в горадминистрации говорили о том, что эти самые маршрутки нужно из Киева постепенно убирать, а оставлять только там, где не ходит муниципальный транспорт. Да и сейчас время от времени из уст чиновников звучат подобные обещания. Но масштабно ничего не меняется – маршруточный бизнес уж больно выгоден кому-то, да и к тому же у коммунального предприятия «Киевпастранс» тоже имеются свои «Богданы», не простаивать же им.
Есть и другие примеры, жаль, что единичные: так, автобусный маршрут № 99 (Минское шоссе – станция метро «Минская») маршрутки не дублируют еще с весны, потому что муниципальный транспорт ходит чуть ли не каждые 2-3 минуты. В мэрии проблему с хаотичной работой маршруток признают, но ссылаются на то, что не могут влиять на ситуацию.«Сегодня маршрутная сеть работает без определения пассажиропотока, – рассказал «ГолосUA» председатель комиссии Киевсовета по вопросам транспорта Дмитрий Олейник. – Перевозчики заключают с ГУ транспорта временные договора на 3 месяца, а не на 3-5 лет. Поэтому они и не инвестируют денег ни в технику, ни в персонал. Как следствие, качество перевозок и управление этим процессом столичной властью – отрицательные».
ИСПРАВНОСТЬ ТЕХНИКИ — НА СОВЕСТИ ПЕРЕВОЗЧИКА
В Главном управлении транспорта КГГА нам сообщили, что техническое состояние микроавтобусов, работающих в городе, должен проверять персонал перевозчика. В случае выявления неполадок выезжать на маршрут строго запрещено! Кроме того, маршрутки дважды в год проверяются во время государственного технического осмотра. Но ведь пассажиры сплошь и рядом попадают в ситуации, когда в микроавтобусе не открываются задние двери или поломаны сиденья. А то, глядишь, и водитель «приструнит» едущих в салоне. Вот, к примеру, подслушанное общение пассажира с шофером.
– У вас окна в салоне открываются? Жара невыносимая, – возмущалась женщина. />
– Нет, – лаконично изрек «рулевой».
– А почему вы выехали на маршрут, если у вас вообще не открываются окна? – не унималась представительница прекрасного пола.
– Не компостируй мне мозги, – по-хамски заявил водитель. – Что-то не нравится – ходи пешком.
И кто-то же выпускает на линию такие развалюхи с хамами за рулем. Как найти на них управу? С подобными претензиями главк транспорта советуют обращаться к ним — либо лично привезти заявление в офис на ул. Леонтовича, 6, либо звонить по телефону: 278-22-41.
Однако еще не факт, что вы восстановите справедливость, усмирив грубияна и убрав с маршрута «вышедшую в тираж» машину. Только в том случае если чиновники усмотрят систематические нарушения требований у перевозчиков, предусмотренные в договоре, их могут лишить права на обслуживание маршрута. За текущий год такой «чести» удостоились два перевозчика, которые не смогли выпустить на маршрут нужное количество исправной техники. Случается, что и сами хозяева маршруток увольняют водителей за хамство по отношению к пассажирам. Правда, очень редко…
КОНКУРС КАНУЛ В ЛЕТУ
Низкое качество услуг, предоставляемых маршруточниками, по мнению Дмитрия Олейника, вызвано также тем, что уже полтора года не проводятся конкурсы по распределению маршрутов. Раньше в конкурсную комиссию входили общественные организации, депутаты Киевсовета и представители горадминистрации. У конкурса была своя система баллов.
Так, участников оценивали по количеству техники, чтобы имелся резерв машин на случай поломки. Немаловажным был и критерий по срокам эксплуатации – уж очень старые автобусы отсеивались. Проверялась техническая база компании-перевозчика, а также опыт ее работы на рынке. «Перевозчик, на которого были составлены акты из-за неисправности машины или пьяного водителя за рулем, в следующем конкурсе имел уже «минус один балл», – добавляет Дмитрий Олейник. – Репутацией дорожили. А сейчас хозяева маршруток берут временных водителей, экономя деньги. Они работают по принципу: максимум взять сегодня без инвестиций, потому что не знаешь, что будет дальше. Конкурсов-то нет. Большая проблема в том, что решение на право обслуживания маршрута чиновник самолично принимает по принципу: этому дам разрешение, а этому – нет».
Ситуация патовая. Можно ли ее изменить и, главное, когда?
Чиновники горадминистрации пообещали представителям комиссии Киевсовета по транспорту, что после запуска в конце нынешнего года двух новых станций метро на Теремки проведут исследование пассажиропотока транспорта. Только тогда смогут создать новую сетку движения для маршруток. После этого должны провести конкурсы по определению перевозчиков, которые будут обслуживать эти самые маршруты. А пока все это произойдет, пассажирам, похоже, придется еще «мариноваться» в тесных, дышащих на ладан «Богданах». Хотя не факт, что и после внедрения новой мегасистемы что-то изменится…
ГЛАС НАРОДА
Как жители Киева оценивают качество услуг в маршрутных такси
Александр Васильев:
– Качество услуг в маршрутках меня устраивает. Много слышал, что хамят водители, но я в такие ситуации не попадал. А вот цену за проезд можно было бы немного снизить.
Александр Без:
– В салонах маршруток все более-менее нормально. А вот ходовая часть многих автобусов «убита» полностью. При движении постоянно что-то стучит и скрипит, из-за этого ехать некомфортно.
Мария Бондарь:
– Недавно я была в России, и там стоимость проезда в маршрутках выше, чем у нас, но, там и комфортнее! К примеру, везде есть кондиционеры. У нас такое вряд ли будет. Сейчас в маршрутках грязно, сиденья ободраны. Возможно, хозяева автобусов не повышают уровень комфорта из-за относительно низкой стоимости проезда?!
МНЕНИЕ
Валерий ЛИПЕЦКИЙ, глава Киевской городской организации работодателей-перевозчиков «Столица»:
За время существования в городе маршрутного такси частникам, в отличие от «Киевпастранса», не возместили ни одной копейки за перевозку льготников и работу по убыточным тарифам. Нужно ввести одни правила игры для транспорта «Киевпастранс» и частных перевозчиков. А сейчас предпочтение отдают коммунальному предприятию. Если ситуация не изменится, тарифы поднимутся, потому что конкуренции не будет. На сегодняшний день у нас нет условий для развития пассажирского транспорта. Частный перевозчик может взять новый автобус в кредит, а завтра его выкинут с маршрута. Поэтому никто не хочет рисковать. В итоге уже два-три года перевозчики не покупают новые бусы.