В конце февраля — начале марта весь мир охватывает карнавальная лихорадка. Обычно этот большой и яркий костюмированный праздник с элементами шуток и театрализованного действа предшествует Великому посту. Сотни тысяч людей по всему миру воспринимают это время, как хороший повод порадоваться жизни во всех ее проявлениях: посмеяться, повеселиться, насытиться, ведь впереди — сорок недель строгих ограничений и подготовки к большому христианскому празднику Пасхи. В Украине этот период отличается своей ярко выраженной индивидуальностью, хотя элементов общей "карнавальности" не исключает.
Оказывается, все известные карнавалы мира — венецианский, мальтийский, португальский, немецкий, бразильской, — имеют общие корни, которые следует искать еще в эпоху средневековья. Как правило, яркие народные гуляния с переодеваниями были дополнением к официальной части какого-либо религиозного праздника и следовали после выполнения определенных церковных ритуалов. Лишь в XVIII — XIX вв. эти две части разделились, и карнавалы получили право на самостоятельную жизнь, как один из видов массовых развлечений, очень популярных у простого народа.
Карнавальные истоки
Впрочем, если совершить исторический экскурс к истокам этого явления, выясняется, что европейский карнавал возник из слияния римских и германских обычаев, связанных со встречей весны и ее победой над зимой. В частности, большинство исследователей считают, что древний пра-карнавал приходился на смену сезонов и сначала был исключительно аграрным праздником в календарном хлеборобском цикле. Соответственно, и повод для веселья был везде одинаковым: прощание с зимой и встреча весны, которая была символом обновления, возрождения природы и начала новой жизни.
Скажем, общая черта, присущая всем карнавалам — праздничное шествие или парад участников в костюмах. Очень часто в центре таких карнавальных процессий можно увидеть большие платформы, украшенные цветами и плодами — это ничто иное, как ритуальные тележки-корабли, на которых задолго до нашей эры далекие предки современных итальянцев во время празднования древнеримских сатурналий возили своих идолов плодородия. Собственно, такие тележки (в оригинале — carrus navalis) и дали название этим веселым праздникам с переодеваниями и шутками. Это были особые дни, посвященные богу урожая и плодородия Сатурна. С приходом весны на его честь римляне устраивали громкие празднования, главной идеей которых были процветание и всеобщее равенство (ведь в такие дни даже рабам разрешалось веселиться и пить вино вместе с хозяевами).
Интересно, что для разных карнавалов были характерны и одинаковые яства, что также подчеркивало их давний главенствующий мотив — изобилие и плодородие, и как нельзя лучше, указывало на причастность к древнейшим аграрным праздникам. Скажем, у англичан, скандинавов и народов, населявших восточную Европу, главной обрядовой пищей были блины и оладьи из муки или из картофеля с маслом и сметаной, а у испанцев и португальцев – печеные лепешки "тортилас", которые символизировали солнце и были главным приношением этому весеннему божеству. К слову, общей чертой многих европейских карнавалов, можно назвать и "Жирную" или масляную неделю, когда можно было вволю употреблять калорийную и жирную пищу. Подобные традиции прослеживаются у французских карнавалов Марди Гра, у немецких Фастнахтов, у польских и чешских Мясопустов и многих других.
Со временем эти традиции были искусственно привязаны к церковному календарю и "подстроены" под главные христианские события. Вероятно, тогда возникла другая версия происхождения названия "карнавал" — от двух латинских корней — carno (мясо) и vale (прощай). Карнавальные праздники начали устраивать за 40 дней до Страстной недели — так они стали своеобразной границей, за которой начинался Великий пост. И народ, перед тем как начать голодное и покаянное житье, охотно пользовался возможностью устроить роскошный пир с веселыми развлечениями.
Особенности национального празднования: русская Блинница и украинский Колодий
По утверждению фольклористов, зимне-весенние карнавалы едва ли не единственные из всех известных народных праздников, что, несмотря на все трансформации, сохранили яркую самобытность и аутентичность. На славянских землях таким ярким проявлением древних карнавальных традиций проводов зимы — встречи весны является Масленица. Тоже своеобразный карнавал, устраиваемый в последнюю неделю перед началом Великого поста (в церковных Святцах это Сырная Седмица). Такое название объясняется тем, что в этот период времени разрешается неограниченное употребление в пищу сливочного масла, молочных продуктов и рыбы, но надлежит ограничить употребление мяса. В тоже время, на Руси были распространены и другие названия: Масляная или Сырная неделя, Блинница, Объедуха, Мясопуст и т.д. Кроме веселых гуляний с главными атрибутами празднования Масленицы — блинами, катанием на санях, ряжеными и чучелом, которое затем сжигали на костре, это было время, которое нужно было посвятить приятному общению с родными, друзьями, близкими, а также благотворительным делам и прощению.
Обрядовая сущность славянской Масленицы достаточно сложная, и также уходит корнями в глубокую языческую древность, откуда происходят обряды, относящиеся и к началу нового цикла, и к стимуляции плодородия, и к культу предков. Так, каждый день Масленицы у наших соседей россиян имеет свою смысловую нагрузку и названия, и предполагает определенные действия. Вот так выглядит масленичная неделя : понедельник — "встреча", вторник — "заигрывания", среда — "лакомки", четверг — "разгул", пятница — "тещины вечерки", суббота — "золовкины посиделки", воскресенье — "проводы". На последний день недели приходилась кульминация прощания с зимой и всего развеселого гулянья с обильным угощением, где главный акцент делается на блины — у наших далеких предков они неразрывны с культом Солнца. В этот день обязательно вспоминали умерших и приносили поминальные блины на кладбище. А еще просили прощения у всех, кого нечаянно обидели и сами старались простить обидчиков, ведь последнее воскресенье перед Пасхальным постом называлось еще и "прощенным".
В Украине это время имело свою ярко выраженную индивидуальность, о чем красноречиво свидетельствуют названия, бытовавшие в народе: Масленица, Сыропуст, Запусты, Бабский праздник, Колодий. Даже когда церковь добавила этот любимый народный праздник в свой календарь, он так и не обрел христианского содержания. Для наших предков, прежде всего, это время символизировало начало весеннего пробуждения природы и нового цикла ухаживаний и любовных ласк, то есть поиска пары с целью продолжения рода. Поэтому главными действующими особами на украинской Масленице были женщины — они заправляли всеми обрядами этой праздничной недели, и никто из мужчин или парней не рисковал им перечить, чтобы не навлечь на себя гнев и жестокую женскую казнь — "Колодий".
Издавна это был символ плодородия, брака и любви мужчины к женщине. Колодку, которую изготавливали специально для масленичного обряда, заворачивали в новое полотно или платок, обвязывали яркими лентами и украшали цветами. Но в этот период это было наказание для всех неженатых парней и девушек, а также для их родителей, которые были вынуждены таскать привязанный к ноге кусок дерева, как символическую кару за то, что не успели справить свадьбу на "Всееду" (неделю перед Масленицей). Колодку они должны были "волочить" за собой, пока не дадут откупного, т.е. не угостят женщин выпивкой или не откупятся от них деньгами. Традиционно в течение недели женские компании собирались в кабаке — гуляли, веселились и проводили определенные обряды с "колодкой". Так, в понедельник она "рождалась", во вторник — "крестилась", в среду ей устраивали "крестины", в четверг колодка "умирала", в пятницу ее "хоронили", в субботу "оплакивали", а в воскресенье наступала кульминация всей ее жизни — молодые девушки "волочили" колодку по селу.
Особым было и украинское угощение, которое также отличалось от соседних славянских стран. Главной обрядовой едой на этой неделе в каждом украинском доме были вареники с творогом и сметаной и пироги с сыром (отсюда название "Сыропуст"), а блины украинские хозяйки если пекли — то только из гречневой муки. А вот ограничений в спиртном не было — на Масленицу наши предки даже позволяли себе немного лишнего: они охотно ходили в гости, сами угощали, любили повеселиться, но и не забывали, что по окончании этой недели должны вступить в Великий пост с чистой душой и светлыми мыслями.