Пока Китай строит экологические города с «зелеными» небоскребами, Украина уже вряд ли сможет претендовать на первые места в рейтингах самых зеленых стран мира. В 2017 году в лесном фонде Закарпатья уже зафиксировано 248 случаев незаконных рубок, ущерб от которых оценен в 6 млн грн. Социальные сети все больше кишат фотографиями, отснятыми с помощью беспилотных летательных аппаратов, на которых четко видно во что превращаются украинские леса. Но адекватной реакции властей на намеренное уничтожение природного фонда государства по-прежнему нет.
Судьба моратория на экспорт леса
Условие Еврокомиссии отменить мораторий на экспорт круглого леса из Украины вызвала шквал недовольства у населения и общественных организаций. Речь шла о том, что без отмены моратория Украине не видать финансовой помощи в размере 600 млн евро. Президент Европейской комиссии Жан-Клод Юнкер затронул болезненный для Украины вопрос этой зимой, призвав главу правительства Владимира Гройсмана не откладывать с урегулированием этого вопроса. Однако очевидным является тот факт, что Еврокомиссия, таким образом, отстаивает интересы европейских деревообработчиков, ведь отмена моратория никак не соответствует экологическим и экономическим интересам Украины.
Не секрет, что лес-кругляк есть также и в других странах Европы — и в Венгрии, и в Румынии, и в Польше. Однако речь идет именно об украинском дереве, ведь намного выгоднее покупать сырье за дешево, а не готовую мебельную продукцию, и зарабатывать на украинском государстве прибыль, отстаивая исключительно свои «шкурные» интересы.
Что являет собой мораторий на экспорт леса? Этот вопрос является весомым не только для деревообрабатывающей промышленности Украины, а также и для всего населения Украины. Очевидным является тот факт, что мораторий действует на пользу государству – он направлен на защиту экологии страны, позволяет создавать рабочие места для украинцев, а также дает возможность привлекать инвестиции в деревообрабатывающий бизнес. Иными словами, те 600 млн, которые Украина могла бы получить впоследствии отмены моратория на экспорт леса-кругляка, она могла бы заработать своими силами, привлекая инвесторов в деревообрабатывающую отрасль государства.
Как ранее рассказал ГолосUA директор Центра политических исследований и конфликтологии Михаил Погребинский, отмена моратория может привести к экологической катастрофе.
«Уже есть данные, что так, как в Украине лес нигде в Европе не истребляют. Причем подлость Европейского союза демонстрируется таким откровенным способом. У себя они запрещают вырубать кругляк. Например, в Эстонии даже не разрешают трогать сухой лес, а от Украины требуют вывоз кругляка. Причем ставят данное требование ультиматумом. Зная прекрасно, что ситуация с вырубкой леса доведет до экологической катастрофы. Политики должны поднимать данный вопрос, но у нас никто этого не делает. Политическая элита обеспокоена собственным выживанием и бизнесом, а не работой в интересах общества», — объяснил М. Погребинский.
В свою очередь Еврокомиссия всячески опровергает тот вред, который может быть нанесен украинской стороне впоследствии массового вывоза леса в Европу. В своих неоднократных сообщениях, представители ЕС в Украине заявляли, что ЕС никоим образом не ведет к массовой вырубке леса в Украине, а напротив – хочет помочь этому противодействовать. Также в ЕС готовы всячески помогать Украине, сохранять ее уникальный природный фонд Карпат. Но такие заявления со стороны ЕС являются как минимум противоречивыми по отношению к тем требованиям, которые Еврокомиссия выдвигает Украине с начала текущего года. Отменят мораторий на экспорт леса или нет – остается под вопросом.
Деревообрабатывающий бизнес
Накануне представители деревообрабатывающего бизнеса в Украине рассказали о том, какая ситуация в отрасли на данный момент. Собственно, по словам представителей данной промышленности, государство всячески не идет навстречу деревообработке, что приводит к фактическому кризису мебельной промышленности в целом.
За 26 лет Независимости Украины в лесопромышленном комплексе накопилось немало проблем. Если верить статистике, во всех предприятиях, которые связаны с деревообработкой, задействованы более трех миллионов украинцев. Если смотреть с точки зрения среднестатистической семьи, состоящей из 4 человек – деревообработка кормит около 12 млн наших граждан. Местные бюджеты так называемых «лесных» областей, которых на сегодняшний день около десяти, на 25-30% наполняются именно за счет предприятий лесопромышленного комплекса.
«Сложность ситуации в том, что украинская лесная промышленность состоит в большей степени из малого и среднего бизнеса – 98,8%. Большие предприятия занимают лишь 1,2% всей промышленности. Исходят из таких цифр, видно, что реформы в отрасли для государства просто необходимы. При этом они должны быть проведены таким образом, чтобы не навредить тем маленьким предприятиям, а наоборот – сделать настолько гибкую систему в отрасли, чтобы те предприятия, которые делают полуфабрикаты, могли бы реформироваться и переходить на конечный продукт. Украина не имеет другого пути, она 26 лет топчется на месте, и никаких сдвигов в том, чтобы начать производить качественный конечный продукт, нет», — рассказывает глава ассоциации деревообрабатывающих предприятий Прикарпатья Игорь Соболевский.
В начале пути украинской независимости в Украине были большие мебельные предприятия: на Прикарпатье и Волыни, которые своими мощностями могли обеспечить мебелью весь Советский Союз. Сегодня же такие предприятия исчезли из отрасли.
В свою очередь работники лесного комплекса также отмечают, что приходится регулярно сталкиваться с систематическим нарушением существующего законодательства.
«Реформы в отрасли должны начинаться с элементарного выполнения норм закона. Если взять за основу Лесной Кодекс Украины, а именно те обязательства, которые должно выполнять агентство лесных ресурсов, оно обязано проводить государственный контроль за соблюдением действующего законодательства, контролировать территории и объекты заповедного фонда, организовывать работы по восстановлению леса, вести государственные реестры и прочее. То есть, документ четко регламентирует функции, которые ложатся на плечи агентства. Они должны сохранять и восстанавливать лес. Ни слова о коммерческой деятельности нет, и не могло быть», — добавил И. Соболевский.
Иными словами, деревообрабатывающая отрасль в Украине «загнивает» из-за нежелания компетентных органов власти обеспечивать сырьем украинских производителей. Взамен мы наблюдаем огромные эшелоны украинского необработанного сырья, которые уезжают в западном направлении. Лесное хозяйство продолжает втягиваться в коммерцию, тем самым создавая еще одну большую отрасль, где коррупция преобладает над развитием важной сферы на благо государства.
На сегодняшний день в Украине уже закрылось более двух тысяч предприятий, которые специализировались на деревообработке, поскольку в условиях дефицита сырья предприятия не рождаются. В результате, пока что мы имеем не развитую отрасль, приносящую прибыль в местные и государственные бюджеты, а «допотопную» лесопилку, погрязшую в коррупцию и безразличие государственных чиновников.
Перспектива реформы лесного хозяйства
Согласно данным Гослесагентства, незаконная вырубка леса с января по март 2017 года составила 14,4 тысяч кубометров. Сумма причиненного ущерба составила 85,8 миллионов гривен, а возмещено лишь 4 миллиона гривен. Наибольшие объемы незаконных рубок обнаружены в Ровенской области — 2152 кубометров, Херсонской области — 1693 кубометров Житомирской области — 1168 кубометров и Закарпатской области — 1142.
На сегодняшний день, специалисты лесопромышленного комплекса утверждают, что никаких перспектив реформировать отрасль, нет. В начале 2017 года был проведен круглый стол, посвященный проблемам реформирования лесной промышленности, где были привлечены руководители Министерства аграрной политики и продовольствия Украины, Госагентства лесных ресурсов, эксперты отрасли, общественники и прочие. Эта встреча должна была стать стартовой точкой будущих реформ лесной промышленности.
Но накануне в отрасли внедрили так называемые электронные торги, чего нет ни в одном европейском государстве, в результате которых, 60 предприятий лесного хозяйства остановились по причине отсутствия сырья. Вряд ли обычный предприниматель имеет возможность пойти и срубить сырье для своего предприятия, если каждый квадратный метр лесного хозяйства находится под контролем государственных чиновников.
К сожалению, концепция реформ так и не была разработана, официальные рабочие группы не были созданы. Сотни специалистов, которые являются профессионалами в деревообрабатывающей сфере уезжают за границу, потому что предприятия закрываются, а семьи кормить нечем. Да, локомотивом этих реформ пытаются быть общественные организации, однако их намерения проводить реформы остаются за дверью больших кабинетов, хозяевам которых такие инициативы не по душе.