Реформа началась с начальной школы, для которой не заготовили учебников. Эксперты отмечают ошибочность курса «от знаний к компетентностям», констатируют глубокие проблемы в организации работы школ.
Грезы и реальность
В начале учебного года в ряде школ Украины прошли так называемые «Уроки мечтаний»: школьники делились своими мечтами, выражали себя в рисовании, танце, «спортивных активностях». Инициаторы новшества пояснили, что почти все украинские дети, дескать, «не умеют мечтать без границ» и путают материальные желания и мечты, а им надобно объяснять, что такое мечта и почему она так важна в жизни каждого из нас.
Бросается в глаза, что такое нововведение появилось на фоне катастрофической нехватки учебников. Министерство образования и науки (МОН) сообщает, что учебники для 1 класса школы получат через два месяца. При том, что весь учебный год занимает девять месяцев.
«100% новых учебников для 1 класса в школы Украины доставят до конца октября», — обещает министр образования и науки Лилия Гриневич. А пока она предлагает пользоваться текстами учебников, размещенными в электронном варианте на сайте Минобразования.
«Новые учебники для первоклассников должны были быть доставлены на места согласно плану еще в августе. Но из-за блокировок закупок производства в связи с судебными исками, ограниченные полиграфические возможности и плохую экспертизу учебников сроки сдвинулись. Как результат, учебники для первого класса будут печататься, и доставляться в школы в течение сентября-октября», – поясняет министр.
Следует отметить, что аналогичная ситуация не только в начальных классах. Учебники для 10 класса появятся в школах ближе к Новому году. «Учебники для 10 класса для украинских школ только начинают печататься, и будут доставлены в школы до конца ноября», – сообщает Гриневич.
Эксперты бьют тревогу – реформа под названием «Новая украинская школа» обернулась невниманием к знаниям, к усвоению обязательной школьной программы. Доктор педагогических наук, профессор Людмила Ващенко констатирует, что. согласно новой системе образования, знание является вторичным, а общение — первичным.
«Детей нужно учить учиться, они должны понимать, что учеба — это напряженная работа. И школа должна оставить у ребенка желание учиться дальше», — говорит она.
Профессор указывает на несовершенство проекта «Новая украинская школа». «Мы обрекаем наших детей на некомпетентность, поскольку их будут обучать неизвестно чему. С детьми будут играть и иногда поставлять информацию, которую по своему усмотрению будет давать учитель, как он сам захочет. Результатом такой программы обучения может стать умение хорошо общаться, способность этично себя вести, но не знания», — говорит она.
Следует отметить, что реформа образования — одна из самых масштабных реформ, запущенных нынешней властью. При принятии нового закона «Об образовании» министр Лилия Гриневич сообщила, что на его исполнение потребуется около 87 млрд грн. Такие средства должны быть освоены до 2030 года.
К тому времени нынешнее правительство, Верховная Рада, Президент успеют смениться. Причем власть сменится трижды (на выборах в 2019, 2024 и 2029 годах).
Нового еще не придумали, а воровать уже начали
Образовательная реформа предусматривает внедрение 12-летнего школьного обучения, а также сокращение продолжительности бакалаврата по ряду специальностей до 3 лет. Общая продолжительность обучения после реформы будет такой же, как и раньше: если 11 классов школы и 4 вместе бакалаврата составляют 15 лет, то и 12 классов реформированной школы плюс 3 бакалаврата, в целом, составят тоже 15 лет.
Хотя в целом срок обучения останется прежним, в школьной реформе взят курс на переход «от знаний к компетентностям». В 2018-м стартовала реформа в начальной школе. В 2019-2022 годах начнется реформирование среднего образования — рекомендуется внедрение в школах интегрированных уроков, объединение материала нескольких учебных предметов в один. Обязательные предметы сократят с 22 до 9. Например, вместо физики, химии, биологии, географии и астрономии планируются предметы «природа и человек», «человек и мир». Язык и литература превратятся в «словесность», а алгебра и геометрия будут объединены в общий курс математики.
В министерстве уверяют, что интегрированные уроки будут формировать целостную картину мира, а стандарты базовой средней школы изменятся на «компетентностном» основании.
Но уже сейчас это вызывает скепсис у профессионалов. «Если вы сравните, как обучались в школе до реформы, то увидите, что понятие «компетентность» просто является новым названием. Раньше это называлось проще – «практические навыки». Так это было и 100 лет назад», — говорит экс-заместитель министра образования и науки Украины Борис Жебровский.
Он напомнил, что командный подход в обучении также использовался в школе задолго до нынешней реформы. «На принципе коллективизма была построена вся советская школа. Нужно было быть лидером, было ученическое самоуправление. И это делалось в игровой форме. Теперь получается смешно: внедряется то, что было еще при Сухомлинском. Где-то списали, где-то переделали, и выдали это за какую-то «Новую украинскую школу», — говорит эксперт.
Вместе с тем, специалисты отмечают глубокие проблемы в реорганизации школьной системы. Ведь многие школы теперь просто закрыты. Так, в начале 90-х годов прошлого столетия в Советской Украине действовало 21 280 школ. На 1 сентября 2014 года в Украине осталось 17 600 школ, на 1 сентября 2016-го — 16 900. Теперь их около 16 тыс. Согласно статистике, к весне этого года было создано 450 тыс. опорных школ и 900 их филиалов. На одну опорную школу приходится 2 филиала.
Процесс только набирает обороты – опорными становятся самые большие школы в отдельной местности с полной материально-технической базой. К этим школам детей из соседних сел подвозят автобусами. Остальные превращаются в филиалы и понижаются в степени: останутся только начальные школы. При этом школы, где имеется меньше 25 учеников, государство больше не финансирует.
Но реформа обходится недешево – на реализацию пилотного проекта «Новая украинская школа» выделено почти миллиард гривен. Однако местные власти использовали только 44,1% образовательной субвенции. Выделенные деньги можно тратить только на закупку оборудования, мебели и дидактических материалов, но, как отмечает Людмила Ващенко, во многих регионах тендеров не было.
Профессор считает, что таким образом используется «классическая схема по отмыванию денег».
«Это одна из схем отмывания денег. Когда директорам учебных заведений объясняется, что они не умеют работать с финансами, не умеют их осваивать и проходить тендерные процедуры, и это длится до конца финансового года, то есть, до декабря. За это время на эти деньги набегают проценты, и государство возвращает назад миллиард, а проценты просто растворяются. На этом власти зарабатывают. А то, что они этими деньгами пользовались, но не освоили, не обеспечив реформы, уже никого не интересует. Хотя это подсудное дело, расследованием которого должны заниматься определенные службы», — резюмировала Л. Ващенко.