Мечты и реалии Минуглепрома

Упустив оптимальный момент для приватизации угледобывающих шахт, Минуглепром надеется реанимировать отрасль путем привлечения миллиардных инвестиций. Эксперты считают, что в ситуации глобального кризиса подобные планы являются просто утопией.

На этой неделе Министерство угольной промышленности Украины представило на рассмотрение правительства План развития отечественной угольной отрасли на 2009 год. Данный документ состоит из 25 инвестиционных проектов, реализация которых предполагает вложение средств в повышение эффективности работы украинских шахт на уровне 1 млрд долларов. По словам министра угольной промышленности Виктора Полтавца, план предусматривает введение в эксплуатацию 30 новых очистных забоев с использованием при подготовительных работах примерно 400 тыс. тонн металлоконструкций. При этом руководство министерства ожидает, что баснословные средства на столь масштабное расширение производственных мощностей для увеличения объемов угледобычи поступят не от государства, но, вероятно, от частных инвесторов. Кто, на каких условиях и вследствие каких стимулов мог бы так неслыханно раскошелиться, а уж тем более – в период глобального экономического кризиса, в Минуглепроме не уточняют. Однако уже сейчас известно, что подготовленный министерством План предполагает создание межведомственной рабочей группы по упорядочиванию вопросов, связанных с сопровождением указанных инвестпроектов, и назначение ее руководителем нынешнего заместителя министра угольной промышленности Александра Францишко.

Как отмечают эксперты, с точки зрения стратегической перспективы развития отечественного углепрома данный План выглядит не только оправданным, но и необходимым. Однако момент для его реализации, по их мнению, выбран «самый что ни на есть неблагоприятный», что ставит под сомнение саму возможность привлечения каких бы то ни было средств. При этом эксперты подчеркивают, что «единственным реальным способом организации вливания инвестиций в то или иное производство, в том числе – угледобычу, по-прежнему остается приватизация».

Несостоявшаяся приватизация

Как известно, последняя попытка стимулировать приток средств в угольную отрасль была предпринята Минуглепромом в начале июля нынешнего года. Тогда специалисты министерства в ходе совещания по вопросам привлечения, в котором приняли участие 12 директоров шахт и 17 глав компаний, заинтересованных в контроле над украинскими угледобывающими шахтами, утвердили порядок их приватизации и подали соответствующие предложения на рассмотрение Кабинета министров Украины. Однако правительственное постановление, которое могло бы дать старт процессу приватизации в угольной отрасли, по неизвестным причинам так и не было принято. А потому – до сих пор почти 90% угледобывающих предприятий Украины так и остается в собственности государства. Напомним, что на сегодня все отечественные шахты, за исключением 14, которые функционируют автономно, объединены в 35 вертикально интегрированных холдинговых компаний. При этом 12 из 14 независимых шахт владеет государство, равно как и 33 холдингами из 35. Иначе говоря, сейчас в его собственности находится 138 действующих шахт.

Между тем, из всех госпредприятий, добывающих коксующийся уголь, убыточными являются 80%, а из всех шахт, специализирующихся на добыче энергетического угля, – 93%. И, тем не менее, несмотря на упадочное положение дел в отрасли, в течение двух последних лет – до нынешней осени – идея приватизации украинских шахт была не только своевременной, но и весьма перспективной. Дело в том, что как раз в этот период объемы металлургического производства неустанно росли, а месте с ними – и потребности в сырье, призрак дефицита которого все более настойчиво преследовал как отечественные, так и зарубежные меткомбинаты. Поэтому подавляющее большинство из них, желая обеспечить себя собственной сырьевой базой, в частности – углем и коксом, было крайне заинтересовано в приобретении соответствующих активов.

Наряду с этим вследствие постоянной угрозы энергетического кризиса, которую за годы независимости Украине так и не удалось предотвратить, профильные инвесторы не менее охотно приобрели бы также и энергетические активы. Иными словами, спрос на угледобывающие шахты был более чем высок. Первая попытка его удовлетворить и тем самым – вывести отрасль из запустения была предпринята в начале 2006 года Кабмином Юрия Еханурова. Было решено подготовить и выставить на продажу чуть более десятка наиболее привлекательных объектов, на что сразу же откликнулся ряд потенциальных претендентов из числа отечественных металлургических компаний. Однако вследствие несогласованных действий Минуглепрома и Фонда госимущества ничего так и не было продано.

Вслед за этим начало подготовки к продаже угледобывающих шахт инициировало в августе 2006 года правительство Виктора Януковича. На сей раз речь шла о комплексной широкомасштабной приватизации всей угольной отрасли, главным принципом которой должна была стать вертикальная интеграция шахт в смежные отраслевые комплексы. А именно: тогдашний Кабмин видел в числе наиболее эффективных собственников шахт, добывающих коксующийся уголь, крупные металлургические компании, владеющие коксохимическими активами; а в качестве наиболее перспективных инвесторов для шахт, специализирующихся на энергетическом угле, планировали привлечь энергокомпании. В любом случае, предыдущее правительство считало целесообразным проведение приватизации отрасли в контексте ее реформирования.

Однако официально Концепция реформирования угольной отрасли была утверждена только в мае 2008 года правительством Юлии Тимошенко. Разумеется, и концепция, и соответствующая ей модель приватизации были уже иными. Нынешний Кабмин сформировал из 120 угольных шахт с высокой, средней и низкой рентабельностью, входящих в состав угледобывающих предприятий Луганской, Донецкой, Волынской и Львовской областей, 22 лота и направил всю необходимую документацию в Минуглепром и Фонд государственного имущества.

А уже в середине июля министерство распространило информацию о том, что готово выставить на продажу не менее 12 лотов. В этот период аналитики констатировали тот факт, что с лета 2007 года привлекательность угледобывающих активов очень возросла. В частности, как напомнил аналитик компании «Драгон-Капитал» Сергей Гайда, скачок цен на все виды металлургического сырья и перспектива его дефицита повлек за собой усиление спроса на шахты, добывающие коксующийся уголь. При этом стремительный рост мировых цен на нефть и газ, который, естественно, сопровождался повышением цен и на другие энергоносители, в том числе уголь, создал дополнительную мотивацию к приобретению этих активов. В свою очередь аналитик инвестиционной группы «Сократ» Алексей Мушак подтвердил сохранение интереса в коксохимических активах со стороны металлургических компаний, а в энергетических – со стороны генерирующих.

Итак, еще в июле нынешнего года 120 из 138 почти без исключения убыточных украинских шахт могли бы быть проданы по максимальной цене. Однако этого не случилось. Как предполагают аналитики, одной из причин того, что приватизация угольной отрасли была в очередной раз сорвана, стала попытка Минуглепрома провести ее по теневым схемам, информация о которой была широко растиражирована прессой. Действительно, на уже упомянутом совещании в министерстве, по итогам которого правительство так и не приняло соответствующее постановление, идея приватизации угледобывающих предприятий была фактически нивелирована. Вместо этого его участники договорились, во-первых, о передаче в управление 11 угольных шахт заинтересованным в них компаниям с преимущественным правом их последующего приобретения в обмен на инвестиции общим объемом 557 млн. долларов. А, во-вторых, о реструктуризации другой части активов, которые, после приватизации находящихся у них на балансе убыточных объектов социальной сферы, планировалось передать инвесторам в собственность и вовсе без конкурса. Разумеется, потенциальные инвесторы, заинтересованные в прозрачной приватизации угольных шахт на конкурсной основе, тут же констатировали, что речь идет о теневой приватизации крайне привлекательных объектов, рыночная стоимость которых многократно превосходит объемы предлагаемых ныне инвестиций. А аналитики инвесткомпаний, в свою очередь, подсчитали, что сумма, которая могла бы быть выручена в результате приватизации только тех 11 шахт, которые были запланированы Минуглепромом на передачу в управление, составляет 4,7 млрд. долларов.

Вполне очевидно, что, воспользовавшись максимально благоприятной конъюнктурой, еще каких-нибудь 5-6 месяцев назад правительство могло не только пристроить всю угольную отрасль в хорошие руки, избавив себя от множества связанных с ней проблем, но и выручить за это сумму, в десятки раз превосходящую ту, о притоке которой ныне мечтает Минуглепром. Тем не менее, оно упустило этот шанс и теперь, когда глобальный кризис начал набирать обороты, вряд ли может рассчитывать даже на то, чтобы сбыть с рук отечественные угледобывающие предприятия просто по минимальной цене.

Ситуация в отрасли

Как сообщалось ранее, в течение последних двух лет украинские потребители – металлургические комбинаты и коксохимические заводы – не только полностью выкупали весь коксующийся уголь отечественной добычи, но и активно его импортировали. При этом, вследствие высокого спроса на этот вид сырья и постоянной угрозы его дефицита, цены на него в течение этого же периода времени неуклонно росли. Так, например, с июля 2007 года по июль 2008 оно подорожало почти в 4 раза. Впрочем, даже по столь высокой цене уголь, в том числе и добываемый в Украине, шел нарасхват. Однако, уже в конце августа в связи с существенным сокращением объемов производства металлопродукции, украинские потребители полностью отказались от закупок углей отечественной добычи.

Как пояснил генеральный директор объединения «Укркокс» Анатолий Старовойт, это произошло в связи с тем, что коксохимические заводы, также начавшие вслед за металлургами сокращать объемы производства, вполне могли удовлетворить свои потребности в сырье только за счет импортных углей, значительно более качественных, чем украинские. В результате примерно месяц назад Министерство промышленной политики Украины инициировало исключение коксующихся углей из списка товаров стратегического импорта, дабы правительство могло ввести квоты на его поставки внутрь страны и тем самым максимально сократить объемы его ввоза. Специалисты Минпромполитики пытались таким образом поставить отечественных потребителей в безальтернативную ситуацию и обеспечить сбыт сырья украинского производства.

Однако то, что могло бы в данный момент стать панацеей для угольщиков, обернулось бы новыми затруднениями для металлургов. Поскольку, как отметил г-н Старовойт, переход на угли только отечественной добычи привел бы к существенному снижению качества кокса, а это, в свою очередь, повлекло бы за собой значительное увеличение его расходов на металлургических предприятиях и, в конечном счете, – к новому витку роста их производственных затрат. Коксохимиков, в их нежелании отказываться от импортного сырья, поддержали и независимые эксперты.

В результате Минпромполитики не настаивало на реализации собственной идеи об ограничении импорта коксующихся углей. Однако в середине ноября правительство, подписав с представителями отечественного горно-металлургического комплекса Меморандум о взаимопонимании, внесло в него – в качестве одного из условий предоставления метпроизводителям государственной поддержки – обязательство приобрести весь объем коксующихся углей, который им предложат украинские шахты в ноябре-декабре 2008 года и в первом квартале 2009 года.

Тем не менее, согласно данным региональных властей, обнародованных во второй половине ноября, если энергетический уголь отечественной добычи еще в какой-то мере востребован, то спроса на коксующиеся марки так и нет. В частности, по данным Донецкой облгосадминистрации, с конца августа до середины ноября большинству украинских шахт не удалось продать ни одной тонны коксующегося угля, в результате чего на складах накопилось более 350 тыс. тонн этого вида продукции. Уже в начале нынешней недели премьер-министр Юлия Тимошенко была вынуждена констатировать, что горно-металлургические предприятия «так и не начали выкуп коксующихся углей у отечественных добытчиков». При этом она подчеркнула, что ситуация не сдвинулась с мертвой точки даже при условии «очень заниженных цен». А потому Кабмин вновь вернулся к идее об ограничении импорта коксующихся углей вплоть до полной его отмены.

Наряду с этим, правительство выразило готовность профинансировать из стабилизационного фонда закупку «всех объемов и марок угля» как у государственных, так и у частных угледобывающих предприятий в государственный резерв, дабы нормализовать ситуацию в отрасли. Однако, по оценкам экспертов, данные меры не более реалистичны, нежели стремление Минуглепрома привлечь в будущем году на развитие угольной отрасли инвестиции в размере 1 млрд долларов. Ведь попытавшись спасти угольщиков, навязав коксохимикам сырье отечественного производства, правительство нарушит едва начавшее восстанавливаться равновесие на большинстве метпредприятий, которые, в итоге, вновь остановятся. То есть, предприняв попытку помочь одной отрасли за счет другой, оно просто «утопит» обе. Что же касается закупок угля в госрезерв, то эффект подобной меры, как поясняют специалисты, будет весьма невысок, поскольку добытый на-гора уголь относится к числу товаров скоропортящихся. Хранясь на складах он окисляется и теряет свои свойства. Не менее сомнительными, с точки зрения экспертов, выглядят в данный момент и перспективы приватизации отечественного углепрома, поскольку пока покупать стратегические активы впрок может себе позволить только невероятно благополучный инвестор.

Читайте также по теме