Медицина-часть системы безопасности государства, отмечают эксперты. Реформу инициируют на фоне урезания финансирования, разрушения отрасли. А попытки обойти Конституцию и ввести плату за лечение приведут лишь к тому, что пациенту придется платить дважды: в кассу и врачу в карман.
Медработники — «субъекты хозяйствования»
Во вторник, 17 мая, в повестку дня Верховной Рады внесли законопроекты по медицинской реформе. Прежде всего, они обосновывают платное лечение под видом «медицинских услуг». Но обосновывают гармонизацией законодательства с нормами Европейского союза, соглашением об ассоциации Украина-ЕС и даже меморандумом с МВФ, который, как известно, сейчас переписывается заново. Ведь кредитов от МВФ Украина не получала с августа прошлого года.
Депутаты не скрывают направленности законопроектов.
«Учреждение здравоохранения сможет легально зарабатывать, предоставляя платные услуги»- заявляет экс-министр здравоохранения Олег Мусий.
Хотя статья 49 Конституции гарантирует гражданам бесплатную медицину.
В частности, подчеркивается: «Охрана здоровья обеспечивается государственным финансированием …. В государственных и коммунальных учреждениях здравоохранения медицинская помощь предоставляется бесплатно; существующая сеть таких заведений не может быть сокращена».
Примечательно, что статья 22 гласит, что «конституционные права и свободы гарантируются и не могут быть отменены». Но Основной закон и не пытаются менять. Депутаты жонглируют формулировками. Вместо понятия «медицинская помощь» в законодательство вводится новый термин «медицинская услуга». Если первую оказывают профессионально подготовленные медицинские работники (так сказано в действующем законодательстве), то вторую будут предоставлять «субъекты хозяйствования».
Разрушение государственности?
Экономист Всеволод Степанюк отмечает: «Глубоко ошибочно считать, что система должна предоставлять медицинские услуги. Медик не должен вести себя как коммерсант – он должен лечить людей».
Он отмечает, что медицина- часть системы безопасности государства.
«Эти попытки «сделать как лучше» продолжают разрушать государственность»- говорит эксперт.
Тем не менее, законопроект «Об организации медицинского обслуживания населения в Украине» фактически внедряет платность медицинских услугна законодательном уровне. Бесплатной остается лишь экстренная медицинская помощь, другие же медицинские «услуги» подлежат оценке. Законопроект открывает путь к реорганизации и закрытию учреждений здравоохранения по решению местных органов власти и местного самоуправления.
Другой законопроект, который назвали «Об особенностях имплементации отдельных положений законодательства Европейского Союза относительно обращения лекарственных средств», вводит порядок получения и выдачи торговых лицензий, кроме действующих сейчас регистрационных свидетельств. Фактически речь идет об отдельном госрегулировании, а не об имплементации европейских норм.
Сначала в кассу, потом взятку врачу
Еще один проект закона предусматривает автономизацию клиник, узаконивает статус медиков как физлиц-предпринимателей. Его автор Олег Мусий подчеркивает: «Первый законопроект был подан правительством Яценюка и предусматривал полный дерибан системы здравоохранения, а также хищения имущества и земли, где расположены медучреждения. Но я подал альтернативный проект».
Законопроект правительства Яценюка отозвали 14 апреля в день утверждения нового Кабмина. В новом варианте законопроекта для больниц и поликлиник предусматривается статус коммунального некоммерческого предприятия. Считается, что медучреждения смогут зарабатывать, оказывая платные услуги. Перечень услуг будет утверждать Кабмин, а их стоимость определит Минздрав. Заработанные средства останутся в медучреждении, чтобы оно могло ими распоряжаться. По словам Олега Мусия, основная разница в первоначальном проекте и в доработанном в том, что изменения направлены не на хищения, а на поддержку пациентов и медработников.
Но президент Украинского аналитического центра Александр Охрименко уверен, что в результате такой реформы нужно будет платить в кассу, а потом еще давать взятку врачу. По его мнению, решить проблемы за счет создания коммунальных предприятий на базе больниц не получится.
«У нас и сейчас много коммунальных предприятий, но они работают крайне неэффективно . Даже когда эти коммунальные предприятия введут платные услуги, врачи, как и сейчас, все равно мало что получат из этих денег»- полагает эксперт.
А как надо?
По мнению Охрименко, в госсобственности нужно оставить только скорую помощь, а больницы и поликлиники стоит сделать частными и не регламентировать стоимость услуг. Рынок отрегулирует цены.
А Всеволод Степанюк, напротив, заявляет: «Хочу напомнить, что одной из самых эффективных и надежных в мире является кубинская система здравоохранения, а там медицина совершенно бесплатна».
Расходы на медицину в этом году урезаны. На здравоохранение предусмотрено 2,9% от номинального ВВП. Изначально планировалось, что финансирование вырастет до 13,2 млрд. грн (против 11,4 млрд. грн в 2015), однако оно составило лишь 11,9 млрд., а субвенции – 44,6 млрд. грн. Таким образом, общие расходы на здравоохранение составляют 56,5 млрд. грн (на 1,4 млрд. меньше, чем в 2015 году).Государственные программы в сфере медицины профинансированы в госбюджете в среднем на уровне 30% от потребности.
Экс-заместитель главы парламентского Комитета по вопросам здравоохранения, доктор медицинских наук, профессор Ирина Спирина напоминает, что на Кубе здравоохранение финансируется на уровне около 7-8% ВВП. А в Украине – менее 3%.
«Необходимо обеспечить стопроцентное финансирование медицинских программ, связанных со здоровьем детей. Мы не должны забывать о 49 статье Конституции Украины, которая гарантирует всем гражданам Украины, а, в первую очередь, детям бесплатную медицину. Следует также снизить или отменить налог на добавленную стоимость на лекарственные средства и медицинские изделия", — говорит она, подчеркивая, что в первую очередь следует обеспечить финансирование отрасли в объеме хотя бы 5% ВВП.