Медицинскую реформу выдержат далеко не все…

Медицинскую реформу выдержат далеко не все…

Одобренная Верховной Радой реформа здравоохранения стремительно отбрасывает нас в позапрошлый век. Программа реформирования медицины разработана чиновниками, многие годы не сталкивавшимися с реальной жизнью и видящих ее только из окон министерских кабинетов. Подсунув ее на подпись Президенту, они тем самым поставили его в трудное положение, теперь Виктор Янукович своими руками должен подписать приговор сотням тысяч сельских жителей, которые останутся без элементарной медицинской помощи.

То, что уже сегодня происходит под видом реформы здравоохранения, можно охарактеризовать как уничтожение последних остатков медицинской сферы, доставшейся нам от Советского Союза, и готовящееся уничтожение украинского народа. В первую очередь от этих реформ пострадают наименее защищенные – жители сел, пенсионеры, малоимущие, а к малоимущим у нас можно отнести более 80% населения.

На сегодня сформировалась своеобразная украинская экономическая модель в здравоохранении: бедные лечат еще беднейших. Зарплата медперсонала в 1,8 раза ниже, чем в промышленности, в 5–10 раз ниже, чем в странах Центральной и Восточной Европы и СНГ, в два раза ниже чем в России. У нас давно сложилась диспропорция в уровне оказания медицинской помощи городскому и сельскому населению и планируемая реформа еще более усугубит эту ситуацию.

Первый уровень медицинской помощи — это фельдшерско-акушерские пункты (ФАПы), сельские врачебные амбулатории, участковые больницы, поликлиники  и семейные врачи. Еще одним из элементов первичной медицинской помощи является «скорая помощь» или «неотложная помощь». Разница между ними состоит в том, что «скорая» это специализированная структура, которая сейчас перешла в подчинение МЧС, а «неотложка» функционирует при поликлиниках и выезжает на вызовы требующие оказания медицинской помощи при состояниях не угрожающих жизни, к примеру высокая температура или головная боль. Если лет 20 назад «скорая» еще действительно оказывала специализированную врачебную помощь — купировала колики, гипертонические кризы, пароксизмальные тахикардии, приступы астмы, — то сейчас, в связи с почти полным отсутствием медикаментов, «скорые» превратились в извозчиков, доставляющих больного из дома в поликлинику или стационар.

Сейчас станции и пункты «скорой помощи» находятся в районных центрах и при участковых больницах, откуда они обеспечивают оказание помощи сельским жителям. В ходе реформы планируется, что «скорая» должна доехать до любого населенного пункта за 20 минут и ее подстанции будут располагаться в сельских амбулаториях. Начнем с того, что это потребует введения круглосуточного поста работников, как минимум 3-х шоферов и трех фельдшеров на каждую бригаду, не считая ставки врача. Понятно, что никто этих штатов не выделит.

Второй момент это наши дороги. Министерским чиновникам следовало бы хоть раз в год выезжать из Киева и попробовать добраться до отдаленных сел в сельской местности, к примеру в Полесье или Тернопольской области. Существующие дороги, точнее бездорожье,  даже в лучших погодных условиях позволяют с трудом добираться до таких сел, а в зимних условиях или после дождей, доехать туда машиной вообще невозможно, не то что за 20 минут, но и за целый день.

Наконец третий момент, это практически полное отсутствие финансирования «скорой помощи». В лучшем случае в бригаде имеется анальгин с димедролом, пару шприцов, несколько шин и бинтов, аппарат для измерения артериального давления и стетофонендоскоп на шее у фельдшера. Максимум, на что способна нынешняя «скорая», это наложить повязку или шину и доставить больного в стационар, о какой-либо квалифицированной помощи при всем желании и умении речь просто не идет.

На ФАПе, как правило, работает одна медсестра или фельдшер, они сейчас есть практически во всех селах, но вероятно скоро начнут закрываться,  точнее включаться в состав центров первичной медико-санитарной помощи в составе амбулаторий семейной медицины. Все медицинское оснащение состоит из термометра, аппарата для измерения давления и стетофонендоскопа. Из медикаментов — зеленка, йод, пару бинтов, шина, несколько упаковок анальгина, димедрола, эуфиллина, но-шпы, магнезии, корвалол, таблетки нитроглицерина, что-нибудь от повышенного давления и поноса. К медсестре могут обратится в любое время суток и в ее задачу входит оказать первую помощь, если есть необходимость, то вызвать бригаду «скорой помощи».

Теперь наша медицина стремительно возвращается в XIX век. Система семейных врачей, которая преподносится населению как самое современное веяние, уже существовало в Российской Империи в виде института земских врачей.  Ключевая фигура сельской и районной медицины  — это врач амбулатории или участковой больницы, сейчас он будет называться врачом семейной медицины. К стандартному набору медикаментов и аппаратуры здесь еще прибавится аппарат для записи кардиограмм, в некоторых больничках есть аппараты УЗ-диагностики, но такого низкого качества, что на них ничего не увидишь, да и врач в большинстве случаев не умеет им пользоваться. Просто кто-то отмыл большие деньги скупив у западных фирм залежавшееся там и морально устаревшее оборудование.

Просматривается четкая тенденция —  при нехватке бюджетных средств на медицину, переложить все ее финансирование на плечи простых людей, а заложниками ситуации сделать семейных врачей. Бесспорно, легче создать тысячи амбулаторий семейной медицины, в которых врач с одним фонендоскопом и аппаратом для измерения артериального давления будет вынужден оказывать медицинскую помощь и детям, и старикам, чем развивать и финансировать многопрофильные стационары.

Современные украинские князья и помещики, особенно с началом продажи земли превращаются в феодалов, единолично решающих в своих вотчинах проблемы местной медицины и то, кому жить, а кому — умирать.  Основной целью реформы здравоохранения и является экономия 30% бюджетных средств, что решает повсеместное введение должностей семейных врачей и сокращение и закрытие лечебных учреждений.

Вторым, а зачастую и третьим звеном оказания медицинской помощи в сельской местности, сегодня являются центральные районные больницы. Именно здесь сосредоточены наиболее квалифицированные кадры, имеется диагностическая и лечебная аппаратура, функционируют разнопрофильные отделения хирургического и терапевтического профиля. Как правило ЦРБ равноудалена от большинства сел района и сюда попадают пациенты, требующие более серьезного лечения, которое не могут оказать амбулаторно врачи семейной практики.

В предложенном проекте реформ предвидится сокращение или перепрофилирование ЦРБ и создание на их базе хосписов либо больниц по уходу за больными. Сокращение ЦРБ и закрытие участковых больниц, неизбежно приведут к росту смертности, особенно среди наиболее незащищенных слоев населения.  И если для жителей городов проблема семейного врача не стоит так остро — всегда можно обратиться, хотя бы за деньги к другому специалисту,  — то в сельской местности население будет полностью зависеть от квалификации своего доктора.

После института молодые семейные врачи направляются в сельскую местность, где остаются один на один со своими больными, ну разве что еще такая же неопытная молодая медсестра и акушерка будут составлять ему компанию. Получается ситуация, когда один умеет читать, другой писать, а третьей быть приятным в обществе образованных людей. Поликлиники частью будут закрыты, а вместо участковых врачей и узких специалистов появятся десятки кабинетов семейных врачей.

Теперь посмотрим, что представляет из себя семейный врач. Несмотря на то, что в мединститутах созданы кафедры семейной медицины, многие преподаватели этих кафедр не знают толком чему и как они должны обучать студентов, так как дело для нас это новое, да и Болонская система, введенная в институтах, очень несовершенна. На западе, откуда она к нам пришла, уже начинают видеть ее недостатки и постепенно возникает понимание, что от нее следует отказаться. Интернатура и курсы подготовки врачей семейной медицины также оставляют желать лучшего. 

Специальность семейного врача предусматривает, что он должен заниматься лечением всего населения, начиная от новорожденных и заканчивая глубокими стариками. Кроме того он должен быть специалистом в следующих областях: педиатрия, акушерство и гинекология, терапия, хирургия, травматология, глазные болезни, болезни ЛОР-органов, инфекционные болезни, эндокринология, кардиология, неврология, онкология, наркология, фтизиатрия. Как видим получился этакий токарь-многостаночник. Понятно, что зная все понемножку, невозможно уметь все хорошо. Впрочем, введение стандартов диагностики и лечения позволяет даже сельской медсестре поставить вам диагноз и назначить лечение:

— «Живот большой — да, по утрам тошнит – да, на соленое тянет – да. Ну значит вы беременны». /> «Так я же мужчина».  —
«Ничего не знаю, здесь так написано».

С одной стороны, протоколы лечения защищают врача, с другой стороны, они не учитывают всех особенностей человеческого организма и отходят от главного принципа медицины – «Лечить не болезнь, а больного» . Все это сделано в угоду страховым компаниям, который будут определять правильность лечения пациентов.

В условиях жизни в селе, отсутствия интернета многие врачи очень быстро деградируют и опускаются до уровня фельдшера, так как не имеют мотивации для своего профессионального роста. В итоге, через несколько лет работы дипломированный врач превращается в нечто среднее между фермером и фельдшером.

Создание госпитальных округов и территориально-медицинских объединений (ТМО), которые рекламируется, как альтернатива сегодняшним больницам,  приведет к тому, что люди, которым необходима специализированная медицинская помощь, просто будут от нее отказываться, по той простой причине, что при своих доходах ездить из отдаленного села в крупный районный или областной центр для них будет непосильным. Да многие элементарно не доедут туда живыми по нашим дорогам и с нашими «скорыми».

Еще один момент, который остается в тени, это возможность финансовых махинаций для чиновников от медицины и огромное поле сбыта для иностранных компаний, производящих медицинское оборудование, всевозможной морально устаревшей техники. Даже при том, что амбулатории семейных врачей будут оснащаться такой медицинской аппаратурой, как приборы для УЗД, фиброгастродуоденоскопии — поставляться будут устаревшие аппараты, которые не нашли сбыта и грудой металла валяются на складах фирм производителей. За солидные откаты они будут закуплены нашим министерством и осядут в селах. 

Таким образом, предлагаемая реформа сельской медицины, ни что иное, как скрытый геноцид населения и зачистка территории для последующей распродажи земли. Будем надеяться, что до Президента дойдет эта информация и он разберется, почему в министерских кабинетах без обсуждения будущей реформы с практическими врачами и гражданами, подготовили такой антинародный проект.

Читайте также по теме