Днепропетровцев может утешить разве что одно – раньше мы страдали и «реформировались» в одиночку, теперь «реформаторы» возьмутся за всю страну сразу…
Новый министр
Последний украинский министр здравоохранения Мусий, как известно, врачом в системе здравоохранения проработал аж 4 года, в далекие 80-е годы. Но хотя бы имел медицинское образование и общее представление о работе отрасли. Новый министр – приглашенный из Грузии Александр Квиташвили назначен на должность по квоте президента Петра Порошенко.
С каким профессиональным багажом прибыл к нам этот государственный «доктор Айболит»? Родился он в 1970 году в Тбилиси. В 1992 году окончил с отличием не медицинский, а… исторический факультет Тбилисского государственного университета по специальности «Новейшая история Европы и США». В 1993 году получил степень магистра в Школе государственного управления Нью-йоркского университета (США). Трудовую деятельность начал в 1993 году в финансовом и административном департаменте Медицинского центра Атланты (США). В 1995-1997 годах — заместитель начальника грузинской миссии Комитета помощи объединенной методистской церкви (?!) и исполняющий обязанности руководителя миссии. С января 2008 года по август 2010 года — министр труда, здравоохранения и социальной защиты Грузии в правительстве Ладо Гургенидзе.
«Квиташвили должен провести радикальные реформы в сфере здравоохранения», — уверенно заявил премьер Яценюк, представляя будущего министра в Верховной Раде.
Министр в ответ заявил, что, по его мнению, украинская медицина может работать в трех разных форматах. И все три – платные для населения.
«Это может быть страховая медицина, хозрасчет, платная медицина, где тарифы будут устанавливаться министерством. Все три варианта могут существовать параллельно. Главное — чтобы система здравоохранения получила больше доходов, и не только от государства», – говорит Квиташвили.
Нам всем рассказывают, какие замечательные реформы провела Грузия во всех сферах жизни. Давайте подробней узнаем о том, что нас ждет в медицинской отрасли.
Что было в Грузии?
Основу политики грузинского руководства составляла приватизация отрасли здравоохранения. Власти официально заявили, что не имеют средств для поддержания системы охраны здоровья, поэтому снимают с себя ряд социальных обязательств в данной сфере.
Министр труда, здравоохранения и социальной защиты Александр Квиташвили заявил в одном из своих интервью:
«Для такого государства, как Грузия, абсолютно невозможно сохранить… 254 государственные больницы и осуществлять финансирование здравоохранения на желаемом уровне. Единственным выходом, на наш взгляд, является частное медицинское страхование и сеть частных клиник».
Основу реформы составляла приватизация медицинских учреждений. Государство оставляло у себя на балансе лишь пять медучреждений (военный госпиталь и несколько учреждений для нужд заключённых и ветеранов). Прочие больницы передавались частным инвесторам, которые должны были оказывать услуги на коммерческой основе. Чтобы обеспечить приобретение частниками больниц в бедных регионах, за каждое учреждение в Тбилиси инвестор получал «в нагрузку» несколько провинциальных больниц и сельских амбулаторий, которые был обязан отремонтировать, запустить или даже построить. Узкопрофильные больницы упразднялись, а специализированные отделения, включая психиатрию, надлежало открывать при учреждениях общего профиля. Сокращение больничной инфраструктуры происходило дважды: в 2005 г. на 11 % и в ходе реформы 2008-2009 гг. — на 16 %.
Кстати, правительство выделило по $1200 каждому сельскому врачу на ремонт и модернизацию помещения (как правило, состоящего из одной комнаты) и обеспечило врачей необходимым оборудованием.
Медицинская помощь оказывалась на основе наличных расчётов или медицинской страховки. Некоторую помощь получала только узкая прослойка тех, кто сохранил статус неимущих, нуждающихся в государственной помощи. Они получали именные ваучеры, на которые могли приобрести минимальную медицинскую страховку. В неё не входили многие медицинские услуги, но она давала право на минимум медицинской помощи.
Для оценки доступности медицинских услуг и итогов реформы мы прибегнем к соотношению зарегистрированных больных и их обращений к врачебной помощи, а также к цифрам смертности населения (См. таблицу).
Фактически предложенное властями решение основывалось не на улучшении медицины, а на сокращении числа больных с помощью экономических рычагов. Приватизация закономерно вызвала рост цен на медицинские услуги, и теперь далеко не каждый больной мог позволить себе с прежней частотой обращаться к врачу или тем более требовать стационарного лечения.
«Принятые в 2008 году изменения были ориентированы на радикальное сокращение прав граждан на получение медицинской помощи в рамках государственных программ, выделение государственных средств только на нужды наиболее уязвимых домохозяйств, изменение процедуры закупки медицинских услуг», – констатировал доклад ВОЗ за 2010 год.
В 2009-2010 гг. смертность жителей Грузии выросла на 11,2%, преимущественно за счёт сердечно-сосудистых заболеваний. Также был отмечен многократный рост числа «не диагностированных» причин смерти и заболеваний, что наглядно показывает масштабы и последствия отлучения людей от медицины.
Впрочем, непосредственно медицинский персонал скорее выиграл от преобразований. По данным официальной статистики, в первые месяцы реализации программы приватизации доходы клиник повысились в 25-35 раз, а средние зарплаты врачей и медперсонала выросли в 20-25 раз. Однако пациенты от преобразований явно не выиграли.
Мрачный прогноз
Очень похоже, что и в Украине перед новым министром поставили ту же самую задачу, что и в Грузии: не реформировать, а сокращать отрасль. В результате, например, грузинской реформы затраты государства на здравоохранение были сокращены с 4 миллиардов долларов до 200 миллионов в год. В 20 раз!
Большинству граждан Грузии страховка оказалась не по карману, поэтому застрахованными оказались лишь те, кому полисы оплатил работодатель. В основном, это были сотрудники банков, частных фирм и самих страховых компаний.
«Было очень сложно понять, где начинается страховка и где заканчивается. Получалось так, что за все надо платить», — говорит в интервью КП житель Грузии Юрий Симониа. – «Позже разобрались и установили, что бесплатную помощь можно получить на сумму 20 лари – 11 долларов (для Украины – около 180 гривен)».
У жителей Грузии о медреформе остались не слишком приятные воспоминания. Они говорят, что без полиса врачи и пальцем не притрагивались к человеку, даже если тот был при смерти. Таким нехитрым способом грузин пытались принудить к всеобщему страхованию, но они все-равно ни в какую не желали тратить на полисы свои последние деньги.
Кстати говоря, нынешний госминистр Грузии по вопросам примирения и гражданского равноправия Паата Закареишвили заявил: он удивлен, что на пост министра в Украине назначается чиновник, который в свое время провалил реформы в Грузии.