Еще задолго до старта отопительного сезона специалисты указывали на ряд существенных проблем, с которыми в самом его начале могут столкнуться органы власти, поставщики услуг и потребители. Дефицит и огромная стоимость газа, противоречия на рынке, отсутствие финансовых возможностей у субъектов делали ситуацию очень опасной. Выход нашли: правительство, «Нафтогаз» и местные власти подписали меморандум о ценообразовании на тепло и горячую воду, где оговорили ряд важных условий. Решение необходимое, но не исчерпывающее все проблемы.
Кризис перед отопительным сезоном
Согласно постановлению Кабмина № 859 еще от 11 августа, с 1 октября 2021 года в Украине тарифы на отопление должны увеличиться до 40 % в зависимости от населенного пункта. Средневзвешенная стоимость 1 Гкал тепла будет составлять 2151,77-2433,90 грн./м2, а тариф на горячее водоснабжение – 109,55-122,17 грн./м3.
Представители органов местного самоуправления начали заявлять о критической ситуации в начале отопительного сезона в Украине.
«Технически мы готовы. Но есть другие вызовы, которые делают ситуацию близкой к критической: высокие цены на газ, переложенные на местное самоуправление тарифы, отсутствие законодательной базы для обеспечения работы теплоснабжающих компаний», – заявил мэр Киева Виталий Кличко.
На сайте КГГА был опубликован проект решения о повышение тарифов на тепло на 50 %, что повысило бы сумму в платежке на 1-1,3 тысячи гривен по сравнению с прошлым годом.
В конце сентября появились сообщения и о существенном повышении тарифов в регионах. Например, исполком Черкасского городского совета принял решение поднять цены на теплоснабжение для бытовых потребителей в среднем на 200 гривен.
«Тариф для населения вырос на 35 %, – комментирует ситуацию в Черкассах глава Союза потребителей коммунальных услуг Олег Попенко на своей странице в Фейсбук. – Стоимость Гкал стала 2034 гривен. Стоимость отопления однокомнатной квартиры в 40 кв2 составит более 2000 гривен. Для бизнеса и бюджетных учреждений тепло подорожает на 205 % и составит 4316 гривен. Для того, чтобы уменьшить потребление тепла, планируют сместить каникулы для школьников, чтобы начать отопительный сезон в школах позже».
Невероятно подскочили тарифы в городе Прилуки Черниговской области. Местные СМИ сообщали, что там для населения они вырастут на 42 %, а для бюджетных учреждений – на 144,3 % и 137 %, для других потребителей – на 152,4 % и 155,3 %.
Именно высокие цены на газ для бюджетной сферы вызывали настороженность у экспертов. Когда правительство утверждало, что цена на газ для населения составит 7,42 гривны за куб, то забывало, сколько будет стоить тепло для школ, больниц и детских садов.
«7,42 гривен – это цена за куб газа только для домохозяйств, – говорил эксперт по вопросам энергетики Геннадий Рябцев. – 7,42 не касается ни бюджетных организаций, ни государственных коммунальных предприятий, ни субъектов хозяйствования. Больницы, детсады, школы и вся бюджетная инфраструктура будут получать тепловую энергию по такой цене газа, которую выставит для теплокоммунэнерго поставщик – или “Нафтогаз”, или газсбыт или тот, кто имеет этот ресурс. Сейчас органы местного самоуправления стоят перед очень сложным заданием. Они могут удержать для домохозяйств тариф на уровне прошлого года, но для всех остальных они этого сделать не смогут. Для них тепловая энергия будет в расчете цены на газ 16, 17, 20 и под 30 гривен за куб».
Цены на газ за последнее время показывали исторические максимумы не только на европейских биржах. В середине сентября на Украинской энергетической бирже средняя стартовая цена тысячи кубометров газа составила исторический максимум в 30 480 гривен. К концу месяца она немного упала, но все равно этот ресурс был дорогостоящим, в том числе, для местных органов власти.
Показательный случай произошел в городе Бровары Киевской области. Там местные власти хотели купить газ по огромной цене, но ресурса просто не было.
«В Броварах аукцион с предложением купить природный газ по 31.000 грн. за 1000 м3 не состоялся из-за отсутствия предложения, – рассказывал на своей странице в Фейсбук член исполкома Броварского горсовета и экономический эксперт Алексей Дорошенко. – Если цена газа для населения является фиксированной, то что делать с централизованным отоплением? А что делать с больницами, школами и детскими садами? Бровары профинансируют все за счет экономии на других программах. А во многих общинах запаса прочности нет или его может не хватить, если цена энергоресурсов будет держаться на таком уровне и дальше. В Европе цена электроэнергии уже иногда возрастала в 50 раз. Украину это пока не коснулось, но волна идет».
Алексей Дорошенко уточнил, что в 2021 году из бюджета ОТГ необходимо компенсировать 102 миллиона гривен предприятию «Броварытеплоэнергия», чтобы тарифы для населения не менялись.
«Бровары планируют покрывать за счет местного бюджета почти 50 % роста стоимости тепла для жителей города, – написал позже эксперт. – Сегодня на исполкоме этот вопрос был рассмотрен и будет вынесен на ближайшую сессию Броварского городского совета. Конечно, будут противники этой инициативы, поскольку это будет происходить за счет развития города, его дорог, придомовых территорий, а также может отодвинуть планы по строительству детских садов и школы. Но в условиях отказа государства от социальных функций их или будут брать на себя состоятельные общины (другим можно только сочувствовать), или значительная часть жителей будет наращивать долги за коммунальные услуги не в состоянии рассчитаться за них».
«Это ключевая проблема, которая не решена на данном этапе – именно взаимоотношений между теплокоммунэнерго и НАК “Нафтогаз Украины”, – комментирует ситуацию эксперт по вопросам энергетики Валентин Землянский. – У нас процесс децентрализации объявили, а вот обеспечить его до конца с финансовой точки зрения как-то не получилось. Насколько удастся организовать взаимодействие между местными властями и НАК “Нафтогаз Украины” после опыта предыдущих лет, когда “Нафтогаз” с удовольствием потрошил местные бюджеты на покрытие этой разницы, и готова ли будет Верховная Рада при рассмотрении бюджета предусмотреть деньги на субвенции как раз местным бюджетам для покрытия разницы в тарифах, честно вам скажу, у меня пока ответов нет».
Эксперты прогнозировали непростой отопительный сезон в Украине не только в плане оплаты услуг, но и наличия самой услуги. Особенно это касается малых и средних городов в Украине. И это несмотря на сентябрьские отчеты правительства о готовности к отопительному сезону более чем на 90 %.
«Я хотел бы посмотреть график капитальных ремонтов оборудования на теплокоммунэнерго – где он проведен, на каком предприятии, – говорит Олег Попенко. – Я вам гарантирую, что нас ждут порывы, остановки подачи тепла в некоторых районах. Все это будет происходить в ноябре-декабре месяце, у нас будут проблемы в малых и средних городах. Людям будут просто останавливать подачу тепла либо будут отключать школы и больницы, объявлять “красную” зону и все будем сидеть дома, потому что просто физически не будет газа, не будет тепла, трубы будут рваться, а оборудование – останавливаться».
В Киеве поставщики тепла заявляли о том, что 80 % тепловых сетей уже отработали свой нормативный срок эксплуатации и нуждаются в ремонте. Что уже говорить о других населенных пунктах, где ситуация с инфраструктурой может быть еще хуже.
Что принесет меморандум?
В последний день сентября Кабинет министров, НАК «Нафтогаз Украины» и Ассоциация городов Украины подписали меморандум о взаимопонимании, который призван урегулировать проблемные вопросы в ценообразовании на тепло и горячую воду.
В правительстве заявили, что предусмотрена субвенция для общин «с неудовлетворительным индексом налоговой способности» с четвертого квартала текущего года. В 2022 году государство передаст в местные бюджеты налог на доходы физлиц в размере 4 %, что составит 11 миллиардов гривен. Отмечалась договоренность о реструктуризации долгов государства перед ТКЭ и местными бюджетами на 30 миллиардов гривен.
В начале месяца в Ассоциации городов Украины заявляли, что для сохранения тарифов на уровне прошлого отопительного сезона органам местного самоуправления необходимо 25 миллиардов гривен. Кроме того, на погашение разницы в тарифах за 2016-21 гг. местным общинам нужно направить субвенцию в 37 миллиардов гривен. Очевидно, что суммы, отраженные в меморандуме, ниже, чем назывались ранее.
Эксперт Олег Попенко считает, что деньги, которые обязалось направить правительство местным органам власти, ничего не решают: необходимого ремонта теплотрасс и капитального ремонта оборудования проведено не будет.
«Деньги, которые будут выделены, куда пойдут, как вы думаете? Конечно, “Нафтогазу”. Нашему бессменному черному ящику. Потому что разница в тарифах пойдет в бюджет “Нафтогаза”, где есть свой проверенный Витренко… Т. е. ничего в Украине не меняется. У нас власть шантажирует местную власть через стоимость газа: не хочешь со мной дружить, завтра я приду с проверкой, а газ иди на рынок покупай по 30 грн. за куб. Или получишь компенсацию, или ищи в своем бедном бюджете денег на покрытие разницы. И также ситуация с НДФЛ: добавим 4 % для лояльности… Какая же это децентрализация?» – написал Олег Попенко на своей странице в Фейсбук.
После подписания меморандума в Межотраслевой ассоциации развития систем теплоснабжения Укртеплокоммунэнерго сообщили, что теплопоставщикам предоставят возможность отсрочки платежей за потребленный газ до 45 дней. Ранее они оплачивали газ по предоплате.
В меморандуме также зафиксированы цены газа на производство тепловой энергии для поставки тепла и горячей воды различным категориям потребителей. Для категории населения – это 7420 гривен за тысячу м3 без учета стоимости транспортировки газа и распределения. Для бюджетных организаций зафиксирована цена газа в 13 659,63 гривен за тысячу м3, но без НДС и стоимости транспортировки и распределения. Следовательно, эта цена может вырасти до с 13,7 до 16,4 гривен за куб. Важна и стоимость доставки, которая также может дорожать.
Характерно, что в Ассоциации городов Украины заявляли, что цена газа для населения может вырасти с 4 до 7,6 гривны, а для учреждений бюджетной сферы – с 7 до 20 гривен за кубометр. Поэтому центральная власть должна зафиксировать цену на уровне 11,2 гривны за 1 м3, чтобы обеспечить бесперебойное теплоснабжение, в том числе, больниц, школ, детских садов и других объектов социальной сферы. На этом фоне цена в 13,7 гривен за куб все равно выглядит большой.
«Цифра 11,2 взялась не из воздуха, – говорит Геннадий Рябцев. – Это расчеты экономистов, которые разбираются в этих вопросах. 13,7, безусловно, это лучше, чем 35. Основные проблемы были с предоплатой, потому что потребители не осуществляют предоплату за тепловую энергию. Это понимали все, но, тем не менее, настаивали на этой предоплате от теплокоммунэнерго. Безусловно, ни одна из бюджетных организаций не могла бы платить 30-35. Опять же все это понимали. Определенные объемы для населения по 7,42 – это также был полный идиотизм, потому что эти объемы для регионов были взяты из воздуха. Нет такой статистики, на основании которой эти все квоты распределялись. Поэтому это правильное решение, и хорошо, что оно принято до отопительного сезона, а не во время. Решает ли это все проблемы? Нет, не решает. Основная проблема остается той же самой – привязка внутренних цен на газ к внешним спекулятивным котировкам».
Эксперт отмечает, что избежать повышения тарифов даже при наличии подписанного меморандума не удастся. Организации могут располагаться в многоквартирном доме. Обычно счетчик тепла один на дом. При отсутствии распределительных приборов учета непонятно, как разграничивать стоимость услуги для населения и различных учреждений.
Неизвестно, как будет выполняться свежий меморандум. Подобный документ субъекты отношений подписывали и во время прошлого отопительного сезона. Но все же это лучше, чем отсутствие реакции.
«Это признание ошибок, допущенных Кабинетом министров в формировании политики на этом рынке, – говорит Геннадий Рябцев. – Это хоть как-то позволит начать сезон без проблем».