Мертвые души Пенсионного фонда

Пенсионерка Анна Ефимовна Прудка с удивлением узнала, что причитающуюся ей повышенную пенсию вот уже тринадцать лет получает совсем другой человек. За это время женщине недоплатили свыше 200 тысяч гривен. В пенсионном фонде это назвали ошибкой, юристы же считают это злым умыслом. Причем, не исключают они, этот случай может быть далеко не единичным.
СОРОК ГРИВЕН К МИНИМАЛКЕ
Участница войны 82-летняя Анна Ефимовна Прудка уже двадцать семь лет как на пенсии. Работать она начала еще подростком в сорок четвертом году, сразу же после освобождения села от немцев. «Освободили нас 3 марта, а уже 15 вновь создали колхоз. Так как школы еще не было, нас поставили в поле звеньевыми. И хотя нам еще не было даже 14 лет, мы уже работали наравне со взрослыми. Я 10 лет проработала звеньевой», — рассказывает Анна Ефимовна. В 1972 году семья Прудких переехала с родной Кировоградщины в Борисполь Киевской области. Вскоре после переезда Анну Ефимовну свалила тяжелая болезнь. После сложной операции срочно пришлось менять профессию. Окончив курсы газовых операторов, Анна Ефимовна устроилась на работу сразу в две котельных. Так продолжалось до тех пор, пока очередной профосмотр не «забраковал» Анну Ефимовну. Двадцать восемь лет тяжелого труда в полях подорвал здоровье женщины. Врачи обнаружили у нее целый «букет» болячек: ревматоидный полиартрит, сердечную недостаточность, вегетососудистую дистонию и гипертонию. О работе в котельной пришлось забыть. Последние восемь лет она проработала сторожем в милиции, выйдя на пенсию с мизерной «колхозной» пенсией в 40 рублей.
С обретением Независимости пенсию Анне Ефимовне пересчитали, однако она все равно осталась минимальной. Недавно старушка выяснила, что должна получать 1417 гривен – на сорок гривен больше, чем она получает теперь. Конечно, многим из нас эта сумма могла бы показаться мизерной, однако для любого пенсионера с «минималкой» сорок гривен – приличные деньги. Анна Ефимовна решила во что бы то ни стало добиться перерасчета. Сосед посоветовал ей обратиться за помощью в «Центр социально-правовых инициатив» — общественную правозащитную организацию, которая вот уже несколько лет помогает жителям Киевщины отстаивать свои права в борьбе с чиновниками. Юристы Центра пообещали помочь, попросив взять в Пенсионном фонде распоряжение о начислении пенсии. В этом документе указывается размер пенсии, а также перечислены все доплаты. Кроме этого юристы попросили Анну Ефимовну взять в Пенсионном фонде формулу расчета пенсии, период, за который проводились начисления, и справку о размере заработка.
ДВОЙНИК НАЖИЛСЯ НА ДОПЛАТЕ
И тут началось самое интересное. «Я пришла в собес и прошу: «Дайте мне справку о зарплате за последние пять лет», — рассказывает Анна Ефимовна. – «А мне говорят: «А где вы работали?» Отвечаю: «В милиции». «Так идите туда и возьмите справку за последние пять лет!», — сказали женщине. Нет, говорю я им, никаких справок я нести не буду. Я уже приносила справку и за пять лет, а потом еще за два, они все там должны быть в деле. Тогда она звонит кому-то и спрашивает: «К тебе приходили за справкой?» А ей отвечают: «Прудка Галина Ефимовна?» «Галина? Нет, Анна!» — говорит она. «Нет, Галина!», — говорят ей. Оказывается, что какая-то Галина Ефимовна Прудка получает мою пенсию за пять лет, а я – всего лишь за два!».
«По сути, ей пересчитали пенсию за последние два года, а предыдущие пять лет пошли в «зачет» некоей Галине, — рассказывает создатель Центра социально-правовых инициатив, юрист и правозащитник Олег Бойко. — Получается, что с 2000 года пенсию Анны Ефимовны начал получать совсем другой человек. Либо же такого человека вообще не существует. Сейчас Анна Ефимовна получает минимальную пенсию плюс небольшие доплаты. А должна получать по нашим расчетам около 2300-2500 гривен. Но это приблизительные данные, потому что для точного расчета нужна информация о зарплате, а нам эти документы никто не предоставил».
По самым грубым прикидкам, за 13 лет пенсионный фонд недоплатил Анне Ефимовне около 200 000 гривен! Неплохая сумма, согласитесь. Особенно учитывая тот факт, что Анна Ефимовна все время получала минимальную пенсию, на которую не то что жить – выживать сложно. Однако эти деньги достались совсем другой пенсионерке.
Впрочем, и сама пострадавшая, и правозащитники не исключают, что «клон» бабушки на самом деле является «мертвой душой», а в реальности деньги Анны Ефимовны получает совсем другой человек. То, что это вполне вероятно, косвенно подтверждает и реакция, которая последовала после обращений юристов в бориспольское управление Пенсионного фонда. «Практически сразу же, как только мы занялись этим делом, нашим юристам стали угрожать. Неизвестный мужчина звонил со скрытого номера и в матерной форме грозился покалечить сотрудников и «закрыть» наш Центр, если мы не прекратим лезть в это дело», — рассказывает Олег Бойко. Пока что юристы решили не обращать внимания на угрозы, однако в случае малейших провокаций будут обращаться за помощью к правоохранителям.
ОШИБКА КАК СИСТЕМА
В управлении Пенсионного фонда заявили, что ситуация с Анной Ефимовной является следствием ошибки – мол, бухгалтер перепутал имена и вместо «Анны» написал «Галина». Однако сама Анна Ефимовна в это не верит – уж очень неприятным был опыт ее общения с чиновниками Фонда. «В 1995 году умер мой муж – инвалид, участник войны, — рассказывает пенсионерка. — Я пошла в собес, хотела переоформить пенсию, как вдове инвалида войны. Однако мне начальница сказала, что, так как у него не было ранения, то он не считается инвалидом войны. А в 2000 году я прочитала в газете, что даже если не было ранения, вдовы участников войны — инвалидов І-ІІІ группы также считаются солдатскими вдовами и имеют право на добавку к пенсии. Я прихожу в собес и показываю им газету. Мне говорят, что да, действительно, вам положена добавка к пенсии. А почему, говорю, вы мне ее не платите? А она мне говорит, что вы же никакого заявления не писали! Так вы же, говорю, сами сказали мне, что я ни на что не имею права! Так мне и не вернули ничего, а только пересчитали по-новому. И то, умудрились украсть у меня еще месяц! Я пришла к ним 2 октября, а они мне говорят, что, так как у нас много работы, приходите после 15 числа. А потом сказали, что, так как я пришла после 15, то добавка за октябрь мне уже не положена!».
В том, что история с Анной Ефимовной далеко не ошибка, уверен и Олег Бойко. Более того, он не исключает, что подобные «ошибки» являются системными. А те, кто их «совершает», преследуют вполне определенные цели. «В течение последнего года мы уже не раз сталкивались с подобными «ошибками». Например, человек числится в Пенсионном фонде как работающий, а на самом деле он не работает. По закону, работающий пенсионер каждые два года имеет право на перерасчет пенсии. И получается интересная ситуация: средняя зарплата у нас растет чуть ли не каждый месяц, а у такого якобы «работающего» пенсионера она, естественно, не меняется. Соответственно, личный коэффициент уменьшается. А пенсионер даже ничего не подозревает, и не понимает, почему у него нет никаких доплат и пенсия не увеличивается. Когда же человек случайно узнает об этом, ему говорят «Ой, мы ошиблись!», и вносят изменения в базу. Но позвольте, ведь эта база автоматизирована, и там прекрасно видно, что человек не работает, ведь и соцвзносы за него ни одно предприятие уже не начисляет!», — возмущается правозащитник.
Юристы Центра отправили в управление Пенсионного фонда официальный запрос с просьбой предоставить Анне Ефимовне все необходимые для перерасчета пенсии документы. Однако десять дней, отведенных законом, уже давно прошли, а ответа от Фонда так и не пришло. Правозащитники не исключают, что для получения документов им придется обращаться в суд. Впрочем, Олег Бойко говорит, что эта история и так, скорее всего, дойдет до суда, даже если Пенсионный фонд предложит Анне Ефимовне договориться мирно: «Анна Ефимовна настроена по-боевому и вряд ли согласится на мировую. Я думаю, что дело дойдет до прокуратуры и суда. Ведь подобная ситуация уже подпадает под действие криминального кодекса. Это как минимум преступная халатность, как максимум – мошенничество и преступный сговор с целью наживы. Последнее, безусловно, доказать будет непросто. Хотя, я думаю, что если КРУ проверит дела Бориспольского управления пенсионного фонда, то там всплывет немало интересного».
О своем намерении бороться до конца говорит и сама Анна Ефимовна. «Я им этого не прощу! Они все время издевались надо мной. Я после инсульта прихожу к ним, неграмотная, только перед войной успела закончить три класса, ничего не понимаю, а они кричат на меня!», — возмущается Анна Ефимовна Она уверенна, что Пенсионный фонд должен не только пересчитать ей пенсию, но и вернуть всю недоимку за последние 13 лет.
Кстати, в Центре социально-правовых инициатив говорят, что шансы выиграть суд у Пенсионного фонда очень даже неплохие. «Существует такое понятие как срок исковой давности, он составляет 3 года. Однако в случае, если права человека были нарушены по вине органов власти, то на это срок давности не распространяется. Поэтому у бабушки есть неплохие шансы вернуть свои деньги», — уверен Олег Бойко.

Читайте также по теме