Недавно киевлян, впрочем, как и жителей других регионов Украины, взбудоражила новость о том, что на столичной Бортнической станции аэрации произошла авария — прорвало дамбу иловых полей. По заверениям властей, ЧП стало следствием таяния снега. В то же время чиновники назвали данное происшествие всего лишь «внештатной ситуацией». Хотя на ликвидацию аварии были брошены спасатели и военные, всего полтысячи человек. “ГолосUA» решил разобраться, чем опасна данная авария для жителей Киева и Украины.
АВАРИЯ В БОРТНИЧАХ С ПОСЛЕДСТВЯМИ ДЛЯ СТРАНЫ
Какие неудобства приносит Бортническая станция аэрации (БСА), могут рассказать жители столичного микрорайона Позняки. Когда со стороны станции дует ветер, здесь впору ходить в противогазах, — душок еще тот. Оно и не удивительно, ведь на БСА очищаются фекальные стоки со всего Киева, а сама станция уже давно морально и технологически устарела. Шутка ли, но первая очередь очистного объекта была запущена без малого 50 лет назад.
В то же время власти города уже несколько лет «разыгрывают» вопрос с реконструкцией станции, но к чему-то конкретному никто не приступает.
Приблизительная стоимость модернизации Бортничей составляет 4 млрд грн. Но в КГГА говорят, что таких денег у города нет, поэтому нужно брать долгосрочные заимствования.
Тем временем на БСА регулярно происходят ЧП, но раньше их ликвидацией занимались сами работники станции, а вот 10 апреля этой «живой силы» уже оказалось недостаточно, пришлось привлекать помощь со стороны, что явно говорит о непростой аварии.
Но, как уверяют чиновники, талая вода, которая вытекла с иловых полей станции, не опасна для окружающей среды.
В свою очередь глава постоянной комиссии Киевсовета по вопросам экологической политики Денис Москаль не совсем согласен с таким мнением.
«Прорыв дамбы произошел на третьем иловом поле Бортнической станции аэрации, которое было законсервировано после аварии на Чернобыльской АЭС. Вам что-то еще нужно пояснять?» — вопрошает Москаль.
Помимо этого эколог Владимир Борейко подчеркнул, что даже если вода с иловых полей напрямую не ушла в Днепр, как снова-таки уверяют власти, то попала в землю, а оттуда — в грунтовые воды и все равно выйдет в главную реку, из которой пьет чуть ли не половина населения Украины.
«Какая бы там вода ни была — талая или нет — но она в любом случае проходит сквозь иловые поля, поэтому содержит практически всю таблицу Менделеева. Если это тяжелые металлы, а они в воде с иловых полей должны быть, то это может способствовать раковым заболеваниям, если это бактерии, то они грозят заболеваниями желудочно-кишечного тракта. Что бы там не говорили, вода, которая вытекла с иловых полей, находилась на очистных сооружениях, а это – суперклоака, куда сливают фекалии со всего Киева», — заявил «ГолосUA» Владимир Борейко.
Стоит отметить, что уже создана временная контрольная депутатская комиссия, которая выяснит, как были использованы 20 млн грн бюджетных средств, выделенных на укрепление дамб иловых полей на БСА. Ведь деньги дали, а дамба все равно рванула.
В любом случае, никто не может гарантировать, что подобное ЧП, а, возможно, и более масштабное, не произойдет снова. В этом сходятся и эксперты, и даже глава КГГА Александр Попов.
«Знаете, гарантировать ничего невозможно, потому что жизнь есть жизнь. Мы вот думали, что ничего не будет на Бортничах, а оно произошло», — заявил «ГолосUA» глава Киевской горадминистрации.
ГЛАВНАЯ АРТЕРИЯ ВОСТОКА – НА ГРАНИ
В других регионах страны ситуация с реками не лучше. Северский Донец, некогда славившийся чистотой своих вод, по словам экологов, сегодня больше напоминает гигантскую сточную канаву.
На недавнем совещании в Донецке защитники природы опять подняли вопрос борьбы с промышленными сбросами в главную реку Донбасса.
Ее бассейн затрагивает три области Украины: Харьковскую, Луганскую и Донецкую — и две области Российской Федерации: Белгородскую и Ростовскую.
Примечательно, что основное загрязнение происходит на территории Украины, а именно — в Донецкой и Луганской областях. На российско-украинской границе (Белгород и Харьков) состояние реки в верхнем течении оценивается экологами как «хорошее», а вот по возвращении в Россию в Ростовской области — уже как «загрязнение четвертой категории».
Основную порцию вредных добавок Донец получает в районе Лисичанска и далее состояние воды не меняется.
В общем объеме загрязнения реки «заслуга» Донецка и Луганска составляет 94%. В прошлом году, по данным Северско-Донецкого бассейнового управления, 288 предприятий сбросили в реку 676,4 млн кубометров стоков, при этом какую-либо очистку прошла только половина сбросов.
Среди «поставщиков» загрязненных стоков безусловное лидерство держат угольные шахты (109), объекты ЖКХ (45) и прочие промышленные предприятия (34).
В Крыму нечистоты также сбрасывают в реки. Такие результаты были выявлены в результате проверки санитарного состояния водоемов.
Согласно проверке, которую провели в бассейнах рек Улу-Узень и Демерджи, было выяснено, что уровень их загрязнения находится на отметке «выше среднего». По данным чиновников, за время проверки комиссия забетонировала около десяти труб, по которым нечистоты сбрасывались в обход центральной канализации.
Также были найдены и хозяева этих труб, среди которых оказались предприниматели и бывшие депутаты. Интересно, что нарушители экологического законодательства наказаны не были. Им всего лишь «настоятельно порекомендовали перестать портить воду».