От запрета пассажирского сообщения с Россией понесет убытки «Укрзализныця», которую Кабмин давно вывел из подчинения министра инфраструктуры. По экспертному мнению, министр пытается подтолкнуть компанию к распродаже, и политически «подставить» главу правительства.
«Так не доставайся же ты никому»
На заседании Кабина 22 августа будет объявлено о прекращении железнодорожного сообщения с Российской Федерацией. Это следует из заявления министра инфраструктуры Владимир Омеляна. 15 августа министр в Facebook написал: «Работаем. Сегодня подписал один исторический документ. В Москву будут только медведи ходить, как в старые добрые времена». Запрет пассажирского сообщения с Россией Омелян анонсировал еще 6 августа.
Но в то время правительство перестало собираться на заседания, которые обычно проходят по средам. Последнее заседание Кабмина состоялось 26 июля. Заседания 1, 8, 15 августа были отменены. Отпуск у членов Кабмина завершится 17 августа.
Омелян не стал раскрывать подробностей подготовленного им документа. В аппарате Кабмина тоже его не видели. Но в мининфаструктуры СМИ сообщили, что, что речь идет о прекращении железнодорожного, и, возможно, автобусного сообщения между Украиной и Россией. Дескать, окончательно решение должны утвердить правительство, а также Совет национальной безопасности и обороны во главе с Президентом.
Отметим, что 8 августа министр инфраструктуры уточнил, что планирует прекратить только пассажирское сообщение с Россией. Грузовое сообщение пока останется.
«На этом этапе мы говорим про регулярное железнодорожное пассажирское сообщение. С грузовым сообщением есть проблема не только в том, что «Укрзализныця» потеряет существенные поступления в бюджет, но и с международным законодательством, в частности, с теми обязательствами, которые Украина взяла на себя в рамках Всемирной организации торговли. А потому сейчас мы эту тему изучаем, но не продвигаем», — отметил он.
Отметим, что в настоящее время между Украиной и Россией курсирует 14 поездов. Из них 9 принадлежат «Укрзализныце». За последние четыре года пассажиропоток в Россию снизился в пять раз — до 900 тысяч человек в год.
Тем не менее, поезда в Россию остаются самыми прибыльными. Так поезд «Киев-Москва» оказался самым прибыльным в 2017 году. По информации «Укрзализныци», поезд из 11 вагонов по этому направлению принес компании 154 млн. гривен прибыли, а его средняя загруженность составила 77%.
Еще одно популярное направление — Одесса-Москва. Поезда по этому маршруту принесли компании за год практически 100 млн. гривен, а его средняя загруженность составила 89%. В топ-5 популярных попал еще один поезд в Россию – Киев-Санкт-Петербург.
Политолог Руслан Бортник считает, что инициатива Омеляна носит характер мести. Ведь Кабмин вывел «Укрзализныцю» из управления министра инфраструктуры. Это произошло 18 января 2017, когда Кабинет Министров Украины на внеочередном заседании утвердил новый устав ПАО «Укрзализныця», согласно которому Министерство инфраструктуры Украины утратило право управления компанией.
«Кабмин отобрал у Омеляна «Укрзализныцю», а Омелян своими заявлениями пытается подставить премьера Владимира Гройсмана. Дескать, в том, что в Украину поездами ездят россияне виновно не Мининфроструктуры, а правительство», — пояснил политолог. «Укрзализныцю» просто пытаются обанкротить и пустить путем приватизации», — сказал он.
Начать с себя
Руслан Бортник полагает, что инициатива Владимира Омеляна –это не только продолжение противостояния за контроль над «Укрзализныцей» между министерством инфраструктуры и Кабинетом министров. «Это попытка пропиариться среди правых и патриотически настроенной части общества», — сказал он.
Отметим, что Министр инфраструктуры поясняет свою затею воспитательными целями. «Я исхожу из того, что нам незачем ездить в Россию…», — заявлял он. Министр считает, что даже если в России у людей живут родственники, ездить туда нет необходимости. «Нам необходимо убедить украинских граждан, что в Россию ездить нечего», — подчеркивал Омелян.
Однако, 16 августа СМИ сообщили, что супруга министра инфраструктуры Владимира Омеляна дизайнер Светлана Бевза продает платья своей марки в России. В интернете были обнародованы скрины выставленных на продажу Светланой Бевзой платьев ее бренда Bevza на российском интернет-молле одежды и обуви Shopomio.
«Жена-дизайнер министра Омеляна, который перекрывает все транспортное пассажирское сообщение с РФ, — продает свои платья в этой самой РФ. Патриоту Украины и матери граждан США – рубли, видимо, не пахнут», — написал в Facebook эксперт Александр Дубинский, напоминая, что сын и дочь министра родились в США, получив автоматически гражданство этой страны.
Под сообщением в Facebook появился комментарий и самого Владимира Омеляна. Он написал, что его жена «полностью прекратила свой бизнес в РФ, хотя он был прибыльным».
Следует полагать, что неподконтрольной ему «Укрзализныце» министр предлагает так же прекратить бизнес, несмотря на прибыли.
Ведь за шесть месяцев текущего года «Укрзализныця» получила 177,58 млн гривен от курсирования поездов Российскую Федерацию.
В компании сообщили, что почти 63 млн грн принесло курсирование поезда №6/5 Киев — Москва, на втором месте поезд №74/73 Львов — Москва с финансовым результатом более 38 млн грн.
С положительным финансовым результатом также курсируют поезда Днепр — Москва, Харьков — Москва, Харьков — Санкт Петербург, Одесса — Москва, Николаев — Москва. «Проездные документы на поезда сообщением Украина — РФ продаются без скидок, которые действуют на других международных направлениях», — говорится в сообщении «Укрзализныци».
Следует отметить, что по данным Госстата, Россию посещает 4,3 млн украинцев в год. А по данным Нацбанка, украинские трудовые мигранты за 2017 год перечислили домой 1,36 млрд. долл, а за первый квартал текущего года — 300 млн. долл. Россия занимает второе место после Польши по переводам денег гастарбайтеров.
«Омелян пытается лишить страну наиболее прибыльного железнодорожного направления – российского», — отмечает Руслан Бортник. Он уверен, что сообщение не прекратится. «После отмены авиасообщения между Киевом и Москвой Омелян уже заслужил звание национального героя Беларуси», — иронизировал политолог.
Действительно, пассажирское авиасообщение между Россией и Украиной прекратили три года назад — в октябре 2015 года. Пассажиры теперь летают через Минск или другие города. Не исключено, что после запрета железнодорожного, и, возможно, автобусного сообщения пассажиры будут ездить в Россию по подобным транзитным маршрутам.