Павел Зинченко
10:06 06/11/2021

Между молотом и наковальней: тарифы и субсидии в отопительном сезоне

В 2021 году отопительный сезон в Украине наступает весьма сумбурно. Затруднения в первую очередь вызваны социально-экономическими проблемами, которые крайне удобно вмещаются в два слова – тарифы и субсидии.

Президент и правительство требуют от региональных органов власти не повышать тарифы на коммунальные услуги, но на местах выполнить это приказание практически нереально в силу целого ряда объективных экономических факторов.

Экономический эксперт Всеволод Степанюк высказался по поводу данного вопроса: «Президент вполне может выполнить обещание не повышать тарифы, но для этого ему придется перейти дорогу бизнесменам от «зеленой» энергетики. Их нужно поставить в равных условиях с производителями атомной электроэнергии, гидроэнергии, тепловой энергии и так далее. Но поскольку у нас на рынке есть избранные, а есть все остальные, стоимость электроэнергии будет продолжать расти».

На первый взгляд создается впечатление, что правительство действительно принимает меры, которые помогут решать вопрос сохранения тарифов на прежнем уровне. Так, Кабинет министров, НАК “Нафтогаз Украины” и Ассоциация городов Украины подписали Меморандум о взаимопонимании. Ожидалось, что этот документ урегулирует проблемные вопросы в сфере централизованного снабжения тепловой энергией и снабжения горячей водой.

Как отметил во время заседания Кабмина премьер-министр Украины Денис Шмыгаль, “в основе этого меморандума лежит договоренность о том, что местные власти не будут повышать тарифы на тепло и горячую воду в этом отопительном сезоне по сравнению с предыдущим”. Но на практике вопрос не сдвинулся с мертвой точки, поскольку является крайне поверхностным решением проблемы.

«Меморандум – это заявление о намерениях, которое ни к чему никого не обязывает. Чтобы это реализовать, необходимо изменить налоговое законодательство и бюджетный кодекс, осуществить перераздел финансов между центром и местным самоуправлением. Пока что все это и остается на уровне меморандумов», — считает эксперт по социальной политике Андрей Павловский.

Эксперт подчеркнул, что единственной причиной для региональных властей придерживаться условий Меморандума – это страх перед давлением со стороны центральной власти. Реальной финансовой поддержки не будет, в результате чего возникнет еще больше долгов в местных бюджетах и теплоэнерго.

В этих условиях возникают серьезные опасения, что на практике тарифы таки будут повышены. А даже если и нет, то это не отменяет того факта, что в Украине имеются сотни тысяч людей, которым необходима финансовая поддержка от государства, чтобы оплатить коммунальные услуги.

«Три года назад, зимой, субсидии получили шесть миллионов семей. Два последних года их было по три миллиона. В этом году Государственная служба статистики перестала вести статистическое наблюдение за получателями субсидий. Раньше, начиная с 1995 года, такая статистика велась, и она была весьма красноречивой. Например, были периоды, когда чуть ли не половина субсидиантов состояла из одиноких пенсионеров. Сейчас очень тяжело, из-за отсутствия статистики, определить, кто получает субсидию, а также их точное количество. Необходимо проводить отдельное расследование», — рассказал директор аналитического центра «Институт города» Александр Сергиенко.

Эксперт объяснил, что размер субсидии определяется материальным положением семьи. Но здесь и кроется один из главных подвохов – субсидии даются не на реальную квартиру, а на «виртуальную». Этот весьма странный термин объясняет А. Сергиенко:

«Правительство считает, что человек живет в «виртуальной» квартире. Классический случай — муж и жена хорошо работали, вышли на пенсию, купили или получили, к примеру, трехкомнатную квартиру. Затем кто-то умирает и человек остается один в этой трехкомнатной квартире. И ему начисляют субсидии по определенному нормативу на двадцать или тридцать метров, а за остальное он должен платить полную сумму самостоятельно. Вот такая извращенная социальная «помощь»! – рассказал экономист.

При этом А. Сергиенко подчеркивает, что сама по себе система субсидий – это эффективное решение для одиноких пенсионеров или малоимущих семей. Эксперт обращает внимание на тот факт, что такая система поддержки граждан существует во всех цивилизованных государствах.

«Субсидии существуют во всех развитых странах мира. Может лишь отличаться форма субсидии. Например, во Франции нет субсидий на коммуналку, но имеются субсидии на питание. Субсидианту выдают карточку с определенным лимитом, он идет с ней в магазин и оплачивает с ее помощью продукты питания. За исключением, естественно, табака и алкоголя. Это крайне эффективная система», — почеркнул А. Сергиенко.

Следует особенно обратить внимание на то, что в Украине проблема субсидий кроется не только в неэффективности самой системы, а и в том, что правительство придумывает все новые и новые способы уменьшить количество субсидантов. Как уже упоминалось выше, за несколько лет их количество сократилось более чем вдвое – с семи миллионов семей до трех миллионов.

Ситуацию комментирует Андрей Павловский: «Если посмотреть на статистику, то в декабре 2017 года у нас почти семь миллионов домохозяйств получали субсидии, в конце прошлого отопительного сезона — три миллиона. Сейчас же право на получение субсидий имеют два с половиной миллиона семей. То есть правительство лишило 500 тысяч украинских семей права на получение субсидий».

Эксперт подчеркнул, что тенденция к уменьшению количества субсидиантов будет продолжаться. Правительство не станет проводить глубокие реформы, которые помогли бы решить вопрос выплаты субсидий. Оно будет находить все новые и новые способы, чтобы уменьшить количество людей, которые имеют право на финансовою поддержку от государства.

«С 1 мая действует постановление Кабинета министров, которое сделало порядок получения субсидий более сложным, а условия более жесткими. В том числе появилось больше оснований относительно отказа в предоставлении субсидий семьям», — рассказал А. Павловский.

Эксперт перечислил перечень новых правил, которые дают повод исключить целую семью из списка субсидиантов. Например, если семья перед заявление о предоставлении субсидии за определенное время делала покупки больше чем на 50 тысяч гривен. Также в субсидии могут отказать, если станет известно, что человек пересекал границу. Есть и другие подводные камни: покупка ювелирных изделий, депозит в банке больше, чем на сто тысяч гривен. «Все это является основанием для отказа в получении субсидий», — рассказал эксперт.

А. Павловский также обратил внимание, что кроме новых правил, продолжают действовать старые нормы, которые дают повод лишить человека или семью субсидий.

«Если в семье имеется гражданин, который два месяца не платил единый социальный взнос, то вся семья лишается права на получение субсидий. Это бьет прежде всего по семьям заробитчан, ведь понятно, что люди, пребывающие на временных или постоянных заработках за границей, просто физически не могут платить единый социальный взнос. Также высчитывают по среднему доходу семьи. Если где-то живет, к примеру, бабушка, а ее дети или внуки могут в это время пребывать за границей, то будет высчитываться совокупный доход. Бабушке скажут: «У вас в среднем по семье доход более-менее, поэтому в субсидиях отказано», — объяснил эксперт.

И даже все эти уловки с уменьшением количества субсидиантов не могут убрать того факта, что денег на субсидии не хватает. Правительству пришлось просить дополнительные 12 млрд гривен, чтобы выплатить все субсидии, но и этого, скорее всего, окажется недостаточно.

«Когда были повышены тарифы на электроэнергию с первого января, то были внесены изменения, в результате которых сумма необходимых субсидий выросла до 9 млрд гривен. Кроме того, сейчас рассматривают возможность повышения тарифов на теплоэнергию в отопительный сезон. Не знаю, учитывало ли правительство повышение, которое будет в октябре, ноябре и декабре, но факт в том, что 12 млрд гривен, которые оно выпросило, может и не хватить», — считает эксперт Growford Institute В. Скаршевский.

Таким образом, в ситуации вокруг тарифов и субсидий все перепуталось. Правительство дает указание не повышать их, но такое распоряжение невыполнимо для местных властей. С другой стороны, делается все возможное, чтобы этот груз украинцы сами взяли на свои плечи. В связи с этим уменьшается количество субсидиантов. И несмотря на все принятые «драконовские» решения, денег явно не хватает.

Вероятно, со стартом отопительного сезона, который вроде есть, а вроде его и нет, простым гражданам придется самостоятельно удерживаться на плаву в этом омуте, который создали Президент, правительство, коммунальные предприятия и им подобные. Как говорил Наполеон: «Ввяжемся в драку, а там посмотрим».

Читайте также по теме