30 ноября «Укрзализныця» открыла железнодорожное сообщение по маршруту «Киев — Международный аэропорт Борисполь». Поезд «Kyiv Boryspil Express» казался очень удобным транспортом для киевлян и гостей города, но на деле не оправдал ожиданий. Задержки в пути, поломки и выявленные хищения бюджетных средств – ГолосUA разбирался, что не так с «Бориспольским экспрессом».
Воруем с 2011 года
Итак, еще 8 лет назад столичные власти заявили об идее создания новой транспортной развязки под названием «Воздушный экспресс». Именно тогда Украина договорилась с Китаем о привлечении $372 млн на строительство железной дороги между аэропортом «Борисполь» и Киевом под госгарантии. Однако уже на этом стартовом этапе начались большие проблемы: условия проекта были не согласованы, а Экспортно-импортный банк Китая деньги так и не выделил.
В июле 2012 года в Госинвестагентстве заявили, что строительство «Воздушного экспресса» начнется через 4 месяца, то бишь — в октябре 2012-го, а закончится к концу 2014-го. Деньги на проект выделены не были.
В 2013 году дело, казалось, сдвинулось с мертвой точки. Экспортно-импортный банк Китая выделил Украине первый транш в размере $52 млн, который должен был пойти на проектирование, выкуп земельных участков и подготовительные работы. Но эксперты еще тогда прогнозировали, что проект не окупится – по мнению аналитиков, с помощью «Воздушного экспресса» в «Борисполь» добирались бы не более 30% пассажиров от общего потока.
В 2014 году проект столкнулся с первыми трудностями и скандалами. В начале года сменился глава Госинвестпроекта – Владислав Каськив уступил место Сергею Евтушенко, который заявил, что проект «Воздушного экспресса» слишком дорогой и его нужно удешевить как минимум на 20%. Кроме того, тогдашний министр инфраструктуры Максим Бурбак в интервью изданию «Фокус» заявил об исчезновении средств на проект.
«Китайская сторона выделила кредит еще в 2012 году. Украина его постепенно выплачивает, но ничего не строит. Тем временем 50 млн долларов кредита кто-то куда-то уже «употребил». «Воздушный экспресс» курировал Госинвестпроект Владислава Каськива. Сейчас это ведомство ждет реорганизация, в процессе которой проверят целесообразность использования средств. В том числе привлеченных для строительства «Воздушного экспресса», — заявлял тогда министр.
2015 год поставил проект под угрозу закрытия. Революция Достоинства и АТО привели к падению пассажиропотока в аэропорту «Борисполь», и тогдашний глава Мининфраструктуры Андрей Пивоварский сообщил о ненужности «Воздушного экспресса» и начал переговоры с Китаем о перенаправлении зарезервированных денег на другие проекты. В октябре этого же года Государственная финансовая служба опубликовала результаты проверки, которая показала, что десятки миллионов гривен китайского кредита фактически сгорели или пропали на счетах сомнительных финансовых учреждений.
В 2016 году Национальное антикоррупционное бюро резво взялось за дело о хищении средств, выделенных на строительство «Воздушного экспресса» — речь шла о разворовывании более чем 81 миллиона гривен. В 2017 году детективы НАБУ завершили расследование, а в СМИ сообщили, что прокуратура Киева через суд добилась взыскания с некой коммерческой структуры в пользу Мининфраструктуры и Государственного предприятия «Воздушный экспресс» более 94 млн грн кредитных средств, в том числе проценты за пользование ими.
Как закалялся «экспресс»
В конце 2017 года начались попытки Мининфраструктуры переформатировать формат скандального проекта. В интервью СМИ заместитель министра инфраструктуры Виктор Довгань заявил, что «Воздушный экспресс» могут закрыть, поскольку обслуживание кредита по проекту обходится Украине в $2 млн в месяц.
«Это проект сообщения («Воздушный экспресс». — Ред.), на который был выделен китайский кредит в $372 млн. Потратили $50 млн. В результате нет ни экспресса, ни долларов», — заявлял тогда Довгань.
На тот момент эксперты в принципе не понимали, зачем нужен экспресс в Борисполь.
«Ехать от Бориспольской площади к аэропорту — буквально 8-10 минут на автомобиле. Все так и ездят. Так стоит ли тратить деньги на дорогостоящий проект, который стоит десятки миллионов долларов, которые никогда не окупятся», — заявлял в комментарии корреспонденту ГолосUA директор Института города Александр Сергиенко.
Такого же мнения придерживался экс-замминистра инфраструктуры Александр Кава.
«Он не будет пользоваться спросом у пассажиров, более того, реализовать его за счет «Укрзализныци» в нынешней ситуации, когда у железной дороги не хватает денег на локомотивы и вагоны, – абсолютно некорректно. Это проект, который направлен на пиар отдельных лиц, чем на позитив для граждан и решение каких-то проблем, поскольку сейчас нет проблемы сообщения с аэропортом «Борисполь», — заявлял эксперт.
Однако проект все же не закрыли, а переформатировали. В марте 2018 года и.о. главы «Укрзализныци» Евгений Кравцов написал на странице в Facebook, что подконтрольная ему организация получила разрешение на разработку проекта нового экспресса.
Эксперты поддержали решение Мининфраструктуры.
«Проект «Воздушный экспресс» с самого начала был не проектом, а «прожектом». Мы знаем, кто им занимался, и чем все закончилось. Кроме того, китайцы давали деньги на собственных условиях. То есть, они дают кредит и сами его «едят». Они нанимают своих рабочих, инженеров, своих конструкторов — то есть, они эти деньги дают сами себе, но мы за это должны будем заплатить. Поэтому абсолютно правильное решение, что этот проект надо закрыть и пересмотреть его с самого начала», — заявил Сергиенко.
Итак, в 2018 году работа над «Kyiv Boryspil Express» — а именно так стал называться проект – закипела в полную силу. Если в ранних проектах предусматривалось до 2 лет на строительство ж/д ветки, то «Бориспольский экспресс» построили за полгода и уже в ноябре открывали с помпой. Видно, такая спешка и тотальная экономия привели к чудовищным конфузам – уже на второй день «Бориспольский экспресс» сломался в поле, и пассажиры самолетов вынуждены были бежать по сугробам с чемоданами. Потом такие коллапсы повторились как минимум 4 раза.
Эксперты напоминают, что наши власти закупают б/у транспорт, который, кроме того, не предназначен для наших холодов.
«Укрзалізниця» в последнее время вообще чудит. Начнем с того, что они напортачили с Бориспольским экспрессом. Там вагончики-то старые, почтенные, а запчасти старые… Получилось, что они бешено сэкономили: 50 миллионов, вообще, на какую-то страховку ушло… но это как с «Хюндаями» — эти поезда не предназначены для нашей сети дорог. По большому счету, это пригородные поезда, а не межобластные», — рассказал в комментарии ГолосUA эксперт по вопросам транспорта, представитель общественной кампании «ЕвроПатруль» Вячеслав Коновалов.
Где деньги, «Укрзализныця»?
Но поломка экспресса в чистом поле – это еще цветочки. Настоящий скандал начался в конце января, когда СМИ узнали о наличии уголовного производства по факту присвоения и растраты крупной суммы государственных средств чиновниками и бизнесменами при строительстве экспресса «Киев — Международный аэропорт «Борисполь».
По материалам суда, дело о хищении расследуется с 4 декабря 2018 года. В ходе досудебного расследования уголовного производства установлено, что в течение 2018 года ООО «Рилейд» неоднократно получало победы в публичных закупках филиала «Юго-Западная железная дорога» ПАО «Укрзализныця» по объекту строительства «Организация железнодорожного пассажирского сообщения Киева — Международный аэропорт «Борисполь» на общую сумму 20 444 582 гривен.
17 января Печерский районный суд Киева предоставил полиции доступ к ряду важных документов для установления обстоятельств уголовного правонарушения и лиц, причастных к совершению преступления. На данный момент расследование продолжается.
Эксперты сходятся во мнении, что сумма хищений значительно выше, а виновные уйдут безнаказанными.
«Полиция расследует хищение 20 миллионов во время строительства экспресса в «Борисполь». Думаю, что цифра будет значительно выше. Проложить километр дороги стоит несколько миллионов долларов. Во время строительства были явно завышенные цены. Изначально говорилось, что 300 миллионов долларов для такого проекта – суперперебор. Новая команда трезво подошла к проекту, но все равно цена строительства экспресса в Борисполь оказалась неадекватно высокая. Будет долгое разбирательство, но скорее всего, долг спишут, и все виновные уйдут с должностей ненаказанными», — считает Коновалов.
Руководитель консалтинговой компаний William Invest Виктор Медведь напомнил, что фирма-подрядчик, которую выбрала «Юго-Западная железная дорога», получила гораздо больше, чем 20 миллионов гривен.
«Клиентов, кроме «Юго-Западной железной дороги», у этого подрядчика, выбранного для выполнения работ, нет. По факту эта компания создана фактически ради исполнения данной операции. Ее зарегистрировали в 2016 году, в 2017-ом, я так понимаю, ее купили, поменяли учредителей и в 2018 году на нее перевели сумму в 35,8 миллиона гривен. Естественно, что компания не имела опыта ведения хозяйственной деятельности до этого, она только получила лицензию и сразу же ей доверили такие ответственные тендеры. Есть предположение, что эта схема была разработана лицами с железной дороги и возможно, что они создали эту компанию для реализации преступных схем», — заявил эксперт.
Также аналитики подчеркивают, что дело могут банально замять – как это было после скандала 2014 года с хищением 50 миллионов долларов из китайского транша, ведь эти деньги так в государственную казну и не вернули.