«Виктор Трепак, кандидат юридических наук, генерал-майор — он возглавит СБУ после моей победы на выборах», — написал Гриценко, перечислив причины, по которым он выбрал этого человека. «Человека с оперативным опытом борьбы с преступностью, противодействия коррупции, с раскрытием резонансных дел и арестами высоких чинов — судья Зварыч, генерал Пукач, «бриллиантовые прокуроры», «амбарная книга Партии регионов»…Человека чести, который не держался за кресло, написал рапорт и ушел с должности первого заместителя председателя СБУ — когда от президента почувствовал фальшь и имитацию». Профессионализм, порядочность, патриотизм. Такими качествами наделил Виктора Трепака кандидат в президенты Анатолий Гриценко. Полковник наделил генерал-майора теми качествами, которых, очевидно, так не хватает ему самому. Однако, чего нет у лидера, скорее всего нет и у тех, кто решил за этим лидером идти. Так произошло и в случае с Виктором Трепаком.
Генерал-майор Трепак прошел долгий путь на службе в органах государственной безопасности. Однако сейчас о нем вспоминают лишь как о первом заместителе главы СБУ — начальнике Главного управления по борьбе с коррупцией и организованной преступностью. Вспоминают не за какие конкретные достижения или результаты работы, а потому, что ушел с должности, «громко хлопнув дверью». Анатолий Гриценко, характеризуя своего будущего «безопасника», вспомнил о ряде громких дел, к расследованию которых якобы имеет отношение Виктор Трепак, а также о том, что он якобы ушел с должности, когда почувствовал «фальшь и имитацию» со стороны президента. Полковник Гриценко скромно умолчал о том, что при режиме Януковича Виктор Трепак возглавлял Управление внутренней безопасности — подразделение СБУ, которое отвечает за чистоту рядов спецслужбы. Сегодня точно никому не нужно рассказывать, какими кадрами наполнялась СБУ во времена президента Януковича. Как мог оставаться на такой должности порядочный и патриотический профессионал Трепак и почему не почувствовал «фальши и имитации» со стороны президента тогда? Анатолий Гриценко и сам Виктор Трепак пока не дают ответа на этот вопрос.
Что касается резонансных дел, перечисленных Анатолием Гриценко, то во всех них, кроме так называемого дела «бриллиантовых прокуроров», участие Виктора Трепака было более чем скромным. К сожалению, уже нет в живых предпринимателя и основателя предприятия «Оліяр» и торговой марки «Майола» Ивана Железного, который выступил заявителем в деле по обвинению в коррупции печального «колядника» — председателя апелляционного административного суда Львовской области Игоря Зварыча. Также ушел из жизни и председатель Львовской облгосадминистрации Петр Олейник. Эти люди могли рассказать много интересных деталей о задержании в 2008 году этого коррумпированного судьи. И они точно знали, что дело Зварыча было доведено до задержания коррупционера и, в результате его осуждения, благодаря профессионализму, тогда руководителя Управления СБУ Львовщины, а теперь — Главного военного прокурора, Анатолия Матиоса. И если сегодня устроить «очную ставку» между Матиосом и Трепаком, то первый вспомнит дело «колядника» Зварича до мелочей, в то время как второй ограничится лишь общими фразами.
Что касается задержания в 2009 году генерала Пукача по делу о похищении и убийстве известного журналиста Георгия Гонгадзе, то участие Виктора Трепака, который был тогда начальником 2 управления Главного управления по борьбе с коррупцией и оргпреступностью СБУ, заключалось разве что в том, что он приехал на место задержания Пукача. В отличие от Виктора Трепака, личное участие в задержании организатора убийства Георгия Гонгадзе принимал действующий Председатель СБ Украины Василий Грицак, которому о ходе операции по поиску Анатолия Пукача докладывали направления. За розыск и задержание генерала Пукача были награждены двое рядовых оперативника Службы безопасности Украины. И фамилии Трепак среди этих двух нет.
Отдельного внимания требует так называемое дело «бриллиантовых прокуроров», из-за противодействия в расследовании которого якобы ушел с должности Виктор Трепак. Собственно, сейчас следует подчеркнуть, что именно из-за непрофессионализма Виктора Трепака это дело зависло в воздухе, а суд не может принять в нем окончательного решения, несмотря на то, что давно нет на должности Генерального прокурора Украины Виктора Шокина, который, по словам Трепака, был основным препятствием в расследовании
Само дело началась с расследования группой прокуроров незаконной добычи песка в промышленных масштабах группировками, которые имеют отношение к известным в криминальной среде «братьям Карамазовым», один из которых — Вячеслав Константиновский, является народным депутатом Украины. Так случилось, что руководитель службы охраны бизнес-группы «братьев Карамазовых», грузин по национальности, оказался хорошо знакомым с новым заместителем Генерального прокурора Украины Давидом Сакварелидзе. Именно к нему обратились «братья Карамазовы» с просьбой решить проблему с уголовным преследованием их «песочного бизнеса» со стороны сотрудников прокуратуры. Давид Сакварелидзе, в свою очередь, обратился к Виктору Трепаку с просьбой о проведении оперативного сопровождения уголовного производства по заявлению «песочных бизнесменов». Прокуроры Корниец и Шапакин были не прочь прекратить уголовное производство по незаконной добычи песка. Конечно, не за зря.
Одна из таких «договоренностей» между «добытчиками» песка и прокурорами о выплате ежемесячной дани и была записана на диктофон самыми «бизнесменами». Но возникла проблема, которая заключалась в том, что это доказательство было получено вне рамок негласных следственных розыскных действий, и его легитимность легко подвергалась сомнению в ходе судебного разбирательства. Вместо проведения дополнительных встреч уже под контролем правоохранителей, с целью фиксации должным образом доказательной базы, которые должен был организационно спланировать и обеспечить «профессионал» Трепак, чтобы узаконить единственное весомое доказательство в деле и легализовать его как материал НСРД, заместитель Генерального прокурора Украины Давид Сакварелидзе и первый заместитель Председателя СБ Украины Виктор Трепак решают получить санкцию на прослушивание задним числом. Поскольку Давид Сакварелидзе не имел допуска к государственной тайне, так как находился на учете в военном комиссариате иностранного государства, то с просьбой о подписании ходатайство в суд на получение санкции он обратился к заместителю Генерального прокурора Виталия Каська. Виталий Каско, не вникая в суть, подписал ходатайство, а Виктор Трепак стал давить на заместителя главы Апелляционного суда города Киева с целью заставить последнего задним числом санкционировать прослушивание прокуроров. Суд поддался на давление Первого заместителя Председателя СБУ и задним числом удовлетворил ходатайство прокуратуры. Однако, правду о подтасовке доказательств фальсификаторам скрыть не удалось.
Дело в том, что при подготовке ходатайств прокуроры пишут их от руки и передают для набора на номерных компьютерах, где фиксируется дата набора документа. Таким образом, было установлено, что заместитель Генерального прокурора Украины Виталий Каско подписал ходатайство во вторник, а санкция суда была получена в пятницу, то есть за 4 дня до направления в суд самого ходатайства. По данному факту было открыто уголовное производство, а основное доказательство по делу «бриллиантовых прокуроров» стало ничтожным, поскольку было взято незаконным путем. Из этого можно сделать только один вывод. Именно из-за непрофессионализма Давида Сакварелидзе, Виталия Каська и Виктора Трепака дело «бриллиантовых прокуроров» сегодня не могут довести до обвинительного приговора. Виктор Трепак обязательно заявит о том, что дело о фальсификации доказательств в деле «бриллиантовых прокуроров» было закрыто. Но и здесь мы поставим под сомнение легитимность закрытия этого уголовного производства. Потому что закрывал производство по подделке документов Сакварелидзе, Касько и Трепака не кто иной, как скандальный прокурор Дмитрий Сус, бывший заместитель начальника департамента по расследованию особо важных дел в сфере экономики Генпрокуратуры Украины, которого подозревают в завладении чужим имуществом в крупных размерах, завладении и растрате чужого имущества, совершенных повторно, внесении недостоверных сведений в декларацию. Сам прокурор-преступник, чтобы оправдать выдвинутые к нему обвинения, в 2017 году заявил, что его уволили из-за «сотрудничества» с Сакварелидзе.
После освобождения от должности Первого заместителя Председателя СБУ — начальника Главного управления по борьбе с коррупцией и оргпреступностью якобы из-за невозможности борьбы с коррупцией в условиях, когда генпрокурором был Виктор Шокин, Виктор Трепак заявил, что всех сотрудников СБУ, причастных к задержанию «бриллиантовых прокуроров», подвергают притеснениям и гонениям и заставляют увольняться с работы. Также после освобождения генерал Трепак публично передал в НАБУ документы по «черной бухгалтерии» «Партии регионов». Такой поступок Виктора Трепака не мог понять никто. Ведь Виктор Трепак, будучи на службе, курировал работу группы, которая занималась расследованием преступлений против Майдана и финансовыми махинациями прежней власти. Так почему генерал-майор не сообщил о наличии у него «черной бухгалтерии» регионалов руководство спецслужбы и не использовал информационный массив и доказательную базу в собственных расследованиях, остается тайной.
Ясно одно: генерал Трепак, которому никогда не стать Председателем СБУ, уволился с должности Первого заместителя Председателя СБУ не из-за невозможности бороться с коррупцией, а из-за угрозы уголовного преследования за злоупотребление и превышение служебных полномочий и участие в фальсификации доказательств, а также провал расследований резонансных дел через собственный непрофессионализм.