Новый руководитель Минфина Юрий Колобов презентовал в Кабмине собственный законопроект «О внесении изменений в Налоговый кодекс по введению налога на роскошь», который должен был заменить проект, предложенный в конце прошлого года вице-премьер-министром и министром социальной политики Сергеем Тигипко.
Инновации, положенные в основу минфиновского законопроекта позволяют сделать вывод, что ни о каком «налоге на роскошь» речь не идет вообще. Налогом предлагается облагать средний класс, а также – бедных, нищих и даже бездомных (сарай – не дом, но налогом облагаться – может).
Попробуем сравнить предложения по введению налога на роскошь от Минфина, Минсоцполитики и КПУ и понять, что же в реальности стоит за предложениями Кабмина Азарова.
Как видно из таблицы, проекты Минфина и Минсоцполитики во многом совпадают, но есть и особенности. Минфин явно ориентировался на налогообложение бедных. В первую очередь потому, что облагать налогом предлагается не стоимость предметов роскоши, а квадратные метры и кубические сантиметры. Понятно, что 1 кв. м. в Киеве или в Конотопе сильно отличаются по стоимости, но налог на них будет одинаков.
Кроме того, под налогообложение домов попадут хлев, курятник и сарай, которые находятся рядом с домом на земельном участке. Но… эта норма будет работать, только если дом — постоянное место жительства. Одна незадача: практически все дома в сельской местности (за исключением дач) являются именно местом постоянного жительства украинцев. Так что основные плательщики этого налога – крестьяне. Значительному числу их придется платить такой налог или… рыть землянки и держать коров и свиней в собачьих будках. При этом ни одним из кабминовских законопроектов не предусмотрен налог на дивиденды, роялти или корпоративные права, которые составляют основной доход олигархов.
Вариант, предложенный КПУ, более адекватный реальности и учитывает стоимость объектов налогообложения (в особенности это касается земли). К тому же в нем предусмотрена как прогрессивная шкала налогообложения заработных плат (по сравнению с текущей ставкой в 15%, предусматривается как понижение так и повышение налоговой нагрузки, чего нет ни в одном министерском законопроекте). Проект предполагает дифференциацию ставок НДС в зависимости от социальной значимости товаров. Это позволит снизить цены на продукты питания и лекарства и, одновременно, сделает дороже только предметы роскоши. Помимо этого с ростом минимальной зарплаты будет повышаться и планка налогообложения, что позволит облагать налогом именно дорогие товары. Проектом также предусматривается налогообложение дивидендов и роялти, что позволит взимать налоги с тех, кто, не получая заработной платы, имеет необлагаемые на данный момент источники сверхдоходов.
Налог на роскошь должны платить те, кто может себе позволить купить и содержать роскошные товары. Поэтому в основе любых проектов должен лежать принцип социальной справедливости: больше доходов – выше налоги (но в пределах разумного). Правительственные же предложения исповедуют принцип: выше налоги – больше доходов в бюджет. Такая позиция ведет к тому, что экономика просто перестает работать. Похоже, несостоятельность собственного законопроекта поняли и в Кабмине. Как сообщил в блоге на своем персональном сайте Премьер-министр Николай Азаров, Кабинет министров в понедельник единодушно отклонил законопроект, «имевший ярко фискальный характер и содержащий не вполне продуманные нормы", и отправил его на доработку.