Повышение минимальной заработной платы стало одним из самых ярких и дискуссионных инициатив Кабинета Министров Владимира Гройсмана. Этот шаг правительства смешал карты многим оппозиционерам и привел в недоумение иностранных доноров, прежде всего МВФ. На тему минимальной зарплаты уже высказались многие аналитики, но последствия подобного шага до конца не ясны. Один из главных выводов — оплачивать “удовольствие” в виде повышения минималки будет отечественный бизнес, который заставят вывести из тени часть доходов. Захочет он это делать или привычно уйдет в тень, мы увидим по результатам первого квартала 2017 года. А, пока попытаемся разобраться в базовых понятиях, которыми манипулирует каждое украинское правительство — в минимальной заработной плате, прожиточном минимуме, минимальной пенсии и как они взаимосвязаны между собой.
Начнем с прожиточного минимума, именно он является точкой отсчета (а не минимальная заработная плата) для многих выплат и начислений, включая минимальную заработную плату. Но это все на бумаге и в теории, на практике Кабмин манипулирует этими категориями только в одну сторону — платить как можно меньше.
Итак, прожиточный минимум — это условная ежемесячная сумма денег, которая должна покрывать базовые потребности человека по трем направлениям: продуктам питания, непродовольственным товарам и услугам. Данная сумма устанавливается ежегодно в законе Украины о Государственном бюджете.
В проекте на 2017 год она установлена в четырех разных суммах, в зависимости от адресатов. Базовая цифра с 1 января 2017 года — 1600 грн.
Пенсионеры
Именно к прожиточному минимуму (а не к минимальной зарплате) привязана минимальная пенсия. Так что все пенсионеры могут расслабиться — повышение минимальной заработной платы для них не повлечет повышения пенсий.
Но и тут все хитро. Минимальная пенсия привязана не к базовому прожиточному минимуму, а к одной из его разновидностей — “для лиц утративших трудоспособность”, а она с 1 января 2017 года сохранится на уровне 1 247 грн.
К минимальному прожиточному минимуму помимо пенсионеров привязаны выплаты таким категориям, как малообеспеченные семьи, студенты, безработные. Но все они не получают на руки суммы как минимум равные прожиточному минимуму (как теоретически должно было быть). Для них также существуют изощренные методики расчета выплат в сторону уменьшения, хотя это часто противоречит законам.
Безработные
В данный момент, после повышения минимальной заработной платы и незначительного повышения минимального прожиточного минимума, выплаты безработным повышаться не будут. По словам Петра Порошенко, это сделано сознательно, чтобы не было стимула сидеть на шее у государства. Для них стандартная выплата сохранится на уровне 1450 грн, хотя должна была подняться до 1600 грн.
Студенты
Студентамтоже “прикрутят” стипендии, хотя они и сегодня не дотягивали до уровня прожиточного минимума и в среднем составляли 825 грн. С 1 января будет внедрен механизм, по которому их будут получать отличники и малообеспеченные. Стоит ли говорить, что это все никак не стыкуется с законом о высшем образовании.
Малообеспеченные семьи
Они также получают помощь также путем хитрых вычислений. Фактически это разница между доходами малообеспеченной семьи и прожиточными минимумами для каждого члена семьи. Например, семья из 4 человек (двое взрослых и два ребенка) с совокупным доходом 2000 грн может рассчитывать на что-то около 700-800 грн от государства.
Что касается минимальной зарплаты, то от ее повышения выиграет часть бюджетников и чиновников.
Чиновники
Согласно закону о госслужбе, с 2019 года чиновникибудут получать на самом минимальном уровне оклад не ниже 2 минимальных заработных плат. Сегодня им зарплата устанавливается, вопреки закону, в ручном режиме Кабинетом министров. Так, в своем майском постановлении он утвердил минимальную зарплату для чиновников региональных органов власти в 1724 грн, а для центральных органов власти — в 3618 грн. Так или иначе, со всеми многочисленными накрутками и выслугами, чиновники на всех уровнях меньше 3600 получать не будут. Для них фактически ничего не поменяется.
Бюджетники
А вот некоторая часть бюджетников (врачей, медсестер, учителей, соцработников и т.д.) повышение почувствует — им дотянут зарплату до 3600 грн. Но не потому, что минимальную зарплату установили в 3600 грн. Для многочисленной категории бюджетников точкой отсчета выступает не минимальная заработная плата, а тарифная сетка с тарифными разрядами, пропорционально увеличивающимися в зависимости от квалификации работника. Для них первый тарифный разряд (самый неквалифицированный работник) — составит с 1 января 1600 грн.
Правительство, если не обманет, то с 1 января 2017 года приравняет первый тарифный разряд к прожиточному минимуму для трудоспособных лиц — 1600 грн. В декабре 2016 года эта сума уже составит 1335 грн. (сегодня – 1185 грн.).
Наемные работники
Если говорить о наемных работниках частного сектора экономики, которые в большинстве своем получают “конвертную” заработную плату, то увеличится ее белая часть, с пропорциональным уменьшением “теневой” — собственник по мановению руки правительства увеличивать зарплаты не станет — отсутствуют глобальные экономические предпосылки в государстве для таких шагов.
Реально пострадать от повышения минимальной заработной платы могли мелкие предприниматели, у которых каждая копейка на счету и работают они на гране рентабельности. Но Минфин пообещал плательщикам единого налога первой группы уменьшить уровень минимальной зарплаты до 1600 грн, так что они могут вздохнуть с облегчением.