- 10 октября в повестке дня парламента значится законопроект N2522а «О внесении изменений в Конституцию относительно усиления гарантий независимости судей». Это один из документов, которые «лежат» в пакете ЕС, и от принятия которого зависит судьба евроинтеграции. Он же может стать и первым «яблоком раздора» между ПР и оппозицией, которые до этого демонстрировали редкое единодушие в плане поддержки проевропейских законодательных инициатив – у регионалов закон уже обозвали популистским. Таким образом, нарушается хрупкий парламентский баланс между регионалами и их временными оппозиционными попутчиками. А коммунисты традиционно не голосуют за «европейский пакет». Потому что последовательные.
- Другими словами, закладывается законодательная бомба под евроитеграционные перспективы. А ведь как хорошо все шло! Ситуативная коалиция европейцев в украинском парламенте единодушно голосовала за все, на что укажет товарищ Фюле. Надо так надо. Просто сердце радовалось, глядя, как принципиальные борцы с режимом Януковича временно воюют на стороне «врага». Однако бочку европейского меда грозит испортить одна-единственная ложка законодательного дегтя, подсунутая «Батькивщиной». И это только начало. А что будет с другими законами?
- Это я веду к тому, что праздник парламентского единения закончится после 28 ноября. И наступят привычные украинские будни, в которых у регионалов не хватит голосов за законы, которые регламентируют не призрачное европейское «завтра», а мрачное предкризисное сегодня. Поэтому сегодня на повестке дня Банковой не столько соглашение об Ассоциации с ЕС, сколько вопрос установления контроля над парламентом, столь необходимый для достижения главной цели – победы 2015 года. А для этого ВР придется голосовать и за инициативы правительства Азарова — Арбузова, и за рабский Трудовой кодекс, и за новый налоговый пакет, который «выдавит» последнее из предпринимателей: в условиях финансового кризиса и избирательной кампании казне вдвойне понадобятся средства.
- Вряд ли оппозиция поддержит все эти неоднозначные документы после саммита в Вильнюсе: у них начнется своя игра, тоже президентская. И там уже каждый будет сам за себя. Собственно говоря, масштабы этой игры, амбиции кандидатов и рейтинги соперников заставляют АП думать над переформатированием парламента.
- Нельзя сказать, что «диверсификация» парламентского большинства – это ноу-хау украинской политики. К этому методу рано или поздно прибегали практически все украинские президенты. Достаточно вспомнить «бархатный парламентский переворот» 2000 года, когда парламент, собравшись в «Украинском доме», переизбрал руководство ВР – под умелым патронатом Виктора Медведчука. И хотя основной задачи – имплементировать итоги референдума- новое большинство решить не смогло, опыт вмешательства в естественный ход парламентской структуризации пригодился не раз.
- Надо отметить, что Л.Кучме после парламентских выборов -2002, где в номинации «партийные выборы» однозначно победила проющенковская «Наша Украина», практически сразу удалось подмять ВР под себя: большинство сформировалось не на базе победившей партии, а на основе прошедших в парламент партийных функционеров-«заедистов», но – с помощью бизнесменов из стана Ющенко. Этот процесс получил название «семибанкирщины» и наглядно показал, что может Президент, который опирается на налоговиков, силовые структуры и Генпрокуратуру. Впрочем, дальше уже приходилось идти на хитрости в виде подписания разного рода коалиционных соглашений, которые гарантировали союзникам власти доступ к правительственным креслам и ресурсам.
- «Майданный президент» Ющенко также столкнулся с проблемой контроля над парламентом, который во времена его «правления» вытворял, что хотел. Вернее, что хотела Юлия Тимошенко, глава коалиционного правительства. В результате, чуть не стала реальностью широкая коалиции БЮТ и Партии регионов. (сокращенно ПРиБЮТ), которая должна была сохранить в премьерском кресле Ю.Тимошенко и обеспечить президентство Виктора Януковича в 2015-м году путем внесения соответствующих изменений в Конституцию.
- И вот процесс парламентской перестройки стартует вновь, уже в 2013-м, за полтора года до президентской кампании. Зачем? Следует обязательно подчеркнуть, что в Украине идеи «диверсификации» ВР – это всегда признак чрезвычайной ситуации. Такой ситуацией могут быть: приближающиеся выборы президента, возможная отставка правительства и формирование нового КМ ( новое большинство- новое правительство), дезорганизация оппозиции, референдум, наконец. Поэтому и был запущен перестроечный механизм: глава регламентного комитета ВР Владимир Макеенко внес на рассмотрение законопроект о снижении численности парламентских объединений: если раньше «минималка» была установлена на уровне 32 депутатов ( по количеству самой скромной партийной фракции), то теперь законопроект Макеенко определяет ее на уровне 15 «штыков». Примечательно, что сам Макеенко был против данной инициативы, о чем свидетельствует его более чем сдержанное интервью изданию «Левый берег». Но тем не менее, именно «смотрящий за регламентом» предложил на рассмотрение депутатов проект, который вне сомнения подорвет фракционную устойчивость ПР: в партии формируется целый пул «недовольных» действующей политикой власти, и их фамилии не только Царев и Богуслаев. Значит, у власти есть ряд весомых причин идти на такие риски. Какие именно?
- Причина первая. Как мы уже писали выше, евроинтеграционный проект « В ногу с ЕС» и принятие законов из европейской программы делает совершенно невозможным в дальнейшем даже ситуативный союз коммунистов и регионалов. Сегодня КПУ работает над организацией всенародного референдума, чья идея диаметрально отличается от евроитеграционной. И коммунисты, что называется, «не поступятся принципами». Потому что у них впереди тоже выборы: и местные, и президентские, и парламентские 2017 года. И КПУ совершенно справедливо рассчитывает на приток избирателей, разочарованных предательством регионалов.
- Причина вторая. Отобрав у оппозиции «евроинтеграционную фишку», власть намерена идти и дальше по пути дискредитации борцов со «злочинною владою». В каждой из трех фракций оппозиции есть неудовлетворенные депутаты. Лично мне известны как минимум 2 депутата, которые прошли в ВР под флагами ВО «Свобода», но чувствующих себя неуютно при лидере, который постепенно обрастает особняками с горничными, земельными участками и современными джипами. Как говорится, не за то боролись, тем более, что рядовых депутатов клан Тягнибока держит в черном теле, заставляя работать в полях. Еще хуже обстоит ситуация в «Батькивщине»: в низах происходит партийный конфликт, из-за нежелания региональных лидеров «Фронта Змин» А. Яценюка сливаться в едином порыве с остатками тимошенковцев. Более того, уже создается «Фронт-2», в котором принимает участие часть нардепов, подконтрольных Арсению Петровичу. Скажу больше: ходят слухи о том, что сам Яценюк не так уж и горит желанием бороться за президентскую булаву, ему больше по вкусу то кресло, из которого «высадили» Юлию Тимошенко: на 7-м этаже здания по улице Грушевского. Так что говорить об усилении партийной дисциплины в ОО не приходится. Скорее наоборот: эта группа станет поставщиком «депутатского планктона» для нового оппозиционного образования, возглавит который, по одним версиям, Петр Порошенко, по другим – Павел Балога.
- Причина третья. Она, в принципе, коммутируется со второй и базируется на желании власти еще сильней углубить пропасть между оппозиционными лидерами. Три богатыря ( Яценюк, Кличко и Тягнибок) и так не могут поделить «шапку Мономаха». Из-за этого в среде оппозиции уже и так идут дискуссии о формате будущих президентских выборов и едином кандидате. Официальный «единый кандидат» Юлия Тимошенко считает, что против Януковича надо идти тремя разными колонами, чтобы «запутать врага», а тот же лидер УДАРа, хоть и боксер, но настаивает на определении единого символа оппозиции уже в первом туре. Можно представить, как смутится оппозиция, когда выяснится, что число «антиянуковичей» увеличивается, и к формальным лидерам могут присоединиться и Юрий Луценко, и Петр Порошенко. У одного есть общественная площадка — «Третья республика», у другого — депутатская группа в ВР, которая будет создана, если идея «минимизации» фракций получит поддержку в сессионном зале.
- Причина четвертая. Переформатирование парламента и формирование нового большинства, которое будет состоять из регионалов и внефракционных, вполне может замахнуться и на формирование нового правительства. Недаром же процессом парламентской перестройки руководит первый вице-премьер Сергей Арбузов, чьи премьерские амбиции давно не являются ни для кого секретом. Если Арбузов «построит» правильное большинство, вполне логичным станет требование создания под него и нового Кабинета. Появится легальный повод «убрать» Николая Азарова, который упорно держится в кресле, а также «наградить» правительственными креслами самых активных участников новой парламентской коалиции. Метод не новый ( в свое время именно так были смещены премьеры А. Пустовойтенко и А. Кинах), но зато проверенный годами и опытом предшественников.
- Причина пятая. Формирование конституционного большинства в ВР, которое обеспечит поддержку основных законодательных инициатив власти, будь то имплементация итогов референдума или внесение изменений в Конституцию, гарантирующих нынешнему хозяину кабинета №1 избрание на новый срок в стенах парламента. Несмотря на стабильные рейтинги и серьезный отрыв от лидеров оппозиции в 2013-м, подстраховка в 2014-м не помешает. Тем более, главная проблема нынешнего гаранта – это рыхлость его собственных партийных рядов, разногласия в правительственной команде, где растут аппетиты так называемых младореформаторов, слабая работа губернаторов. В такой ситуации не помешает конституционный щит. Самое забавное то, что для конституционных изменений Януковичу придется вернуться к формату 2008 года, создав мегаширокое объединение ПР с одной из крупных оппо-фракций, поскольку мажоритарные группы могут подстраховать, но не победить. Кто станет второй стороной проекта с условным названием ПРиБЮТ-2? Это и есть главная интрига политического предвыборного сезона.
В правящей партии Грузии «Грузинская мечта» заявили, что не будут отзывать закон...