Юрий Шпак
06:00 04/08/2016

МинКумСтець: когда от слов к делу?

Когда у тебя в кумовьях Президент Украины, а друг семьи — глава самой большой фракции парламента (а сегодня –генпрокурор), ты не можешь не стать министром.

О существовании министерства информационной политики всегда узнаешь после какого-то скандала. Так получилось и сейчас — с утра вторника общественность бурлила в связи с отставкой заместителя министра информационной политики Татьяны Поповой. Разбирать результаты профессиональной деятельности этой скандальной чиновницы мы не будем, а вот о самом министерстве поговорить придется.

Год за полгода

На сайте министерства в разделе «документы» в глаза бросается «План деятельности министерства социальной политики на 2016 год». Утвержден он 29 июня 2016 года – с опозданием ровно в полгода. Вот так оперативно у нас работает орган, отвечающий за информационную безопасность государства.  

Что ж, рассмотрим сам документ. В глаза бросается тяжеловесная канцелярщина, подмена действия словами.

Например, «вироблення та подання пропозицій щодо стратегічних питань розвитку української інформаційної та медіа-сфери в рамках Експертної ради при Міністерстві інфомаційної політики України».Иными словами, план о создании плана.

Часть пунктов предусматривают проведение пустопорожних собраний и обсуждений или попросту дублируют функционал, прописанный в положении о министерстве.

Когда читаешь слова «створення робочої групи для розробки структури системи стратегічних комунікацій», понимаешь – денег из бюджета за это потратить придется изрядно, без минимальной гарантии того, что в министерстве имеют представление о том, что такое стратегические коммуникации, тем более их система.

В программе есть разделы, посвященные информационной реинтеграции Крыма и зоны проведения АТО, включая вопрос восстановления 180 метровой телебашни на горе Карачун.

Не забыто и информационном агентстве «Укринформ». «Минстець» запустил канал иновещания, потратив на него 600 млн. грн. При этом, как злословят в сети, у него только 10-15 зрителей.

Квартальный отчет

С планами разобрались, а как с фактическими результатами работы? Посмотрим отчет министерства за второй квартал.

Что-что, а умение раздувать пафосные отчеты у наших чиновников в крови. Но некоторые достижения после скрупулезного изучения документа найти можно:

Так, Юрий Стець выступил с инициативой финансовой   помощи крымско-татарскому каналу ATR.

Среди реально полезной работы можно назвать деятельность по обучению журналистов приемам открытой интернет-разведки. Но этим занимается на волонтерских началах Дмитрий Золотухин, который к министерству имеет косвенное отношение как советник министра.

Среди дальнейших достижений — всевозможные конференции, проведение форумов, круглых столов, пресс-конференций и прочих «ненапряжных» мероприятий.

Также министерством успешно освоены пропагандистские инструменты времен первой мировой войны. «Окопная правда» под  названием «Донецкая правда» она же бывшая «Спецвыпуск для жителей Донбасса» тиражируется (30 тыс.шт.) и распространяется в зоне АТО. Очевидно, современные методы сетевой пропаганды отброшены за ненадобностью.

Впрочем, министерство имеет отдаленное отношение и к газете – ею занимается Минобороны и ряд информационных изданий.

Продемонстрированные  в отчете графические караты покрытия украинского вещания в зоне АТО еле покрывают территорию под украинским контролем, над ДНР-ЛНР полное господство российского эфира. То же самое и по Крыму.

Законотворчество

Министерство может похвастаться двумя принятыми парламентом законами.

Первый – «О системе иновещания Украины». Он был написан крайне непрофессионально и получил разгромные выводы юридического управления парламента. Тем не менее, депутаты поддержали его за неимением лучшего варианта, да и Юрий Луценко смог убедить коллег поддержать документ.

Законопроект предусматривал на базе гостелерадиокомпании «Всемирная служба «Украинское телевидение и радиовещание» и ООО «Банковское телевидение» (собственник – министерство) создать государственное предприятие «Иновещательная телерадиокомпания Украины «UkraineTomorrow».

Если перевести замечания юристов на человеческий язык, то «Минстець» этим законопроектом фактически заблокировал создание в Украине независимого общественного телевидения, грубо нарушив европейские рекомендации в данной сфере.

Вторым принятым законопроектом«О внесении изменений в статью 5 Закона Украины «О правовом статусе иностранцев и лиц без гражданства», министерство нарезало себе кусочек полномочий в сфере выдачи разрешений на временное проживание представителям иностранных СМИ. Мелочь, а приятно.

В недрах министерства также готовится для внесения в парламент законопроект «О внесении изменений в некоторые законы Украины о территориях с особенным режимом вещания».

Документ предусматривает закрепление механизма ускоренной выдачи временных разрешений на телерадиовещание на территориях, подвергающихся негативному информационному воздействию.

Но самое главное, над чем работает министерство, это «Концепция информационной безопасности Украины». Она уже больше года пылится в министерстве и  до сих пор не утверждена Кабмином.

Хотя учитывая ее беззубый и размытый декларативный характер толку от нее все равно было бы ноль.

Бесполезное министерство

О полном провале информационного компонента в противостоянии с РФ не писал только ленивый.

И дело даже не столько в отсутствии средств, сколько в некомпетентности и низкой мотивации чиновников. Как следствие мы сталкиваемся с постоянными скандалами, такими как история с сайтом «Миротворец», который опубликовал список всех журналистов, аккредитованных в ДНР-ЛНР.

Более того, настоящее информационное сопротивление оказывается не на государственном, а на общественном и волонтерском уровне, благо талантливых и неравнодушных журналистов и медиа-экспертов в Украине хватает.

Да и отговорки о нехватке у  государства средств на информационную политику  несколько преувеличены. Находит же Администрация президента средства на функционирование мощной информационно-аналитической службы под кодовым названием «Купол».

Вот только деятельность этой структуры направлена не вовне, а вовнутрь государства – для мониторинга неугодных изданий и вмешательства в их редакционную политику. А финансирование легендарных «порохоботов»?

Понятно, что деньги идут не прямо из госбюджета, но косвенно именно из него – через тех, кто его эффективно грабит.

Завтра об увольнении Татьяны Поповой все благополучно забудут, как и о самом «Минстеце» — учреждении далеком от какого-либо креатива и инициативы, наспех слепленном для удовлетворения амбиций одного человека.

Читайте также по теме