- Министерство доходов и сборов (Минсдох) наконец-то “издохло». Но издохло весьма специфическим образом – с моментальной реинкарнацией без потери в качестве и количестве. Одиозное министерство упразднено соответствующим постановлением Кабмина № 236. Этим же постановлением, вместо Минсдоха, создается Государственная фискальная служба (Госфикс). Начальником ее назначен Игорь Билоус. Новый орган будет центральным учреждением исполнительной власти, несущим ответственность за реализацию политики правительства в сфере взимания налогов, таможенного контроля и государственного социального страхования, а также ответственность за борьбу с правонарушениями в данных сферах.
- По мнению экспертов издания «Бизнес», фактическое переименование Министерства доходов и сборов в службу по доходам и всем существующим видам сборов полностью продолжает курс президента Януковича на консолидацию фискальных органов под одной крышей, что открывает широкую дорогу для злоупотреблений в этих сферах и даже для координации преступных действий государственными лицами.
- Сложно не согласиться с подобной оценкой, ведь вместо реформирования украинцам предложили смену вывески без изменения функционального назначения и ликвидации больше части полномочий ведомства, являвшегося одной из самых коррумпированных госструктур. А оно и не могло быть чем-то иным. Потому как Минсдох сочетал в себе три базовых функции: нормотворчество, исполнение норм и контроль за исполнением того, что само себе и придумало. Эти же функции остаются и у Госфикса.
- Чем чревато подобное объединение? А тем, что одни и те же чиновники разрабатывают определенные механизмы и правила по которым бизнес и граждане платят налоги, собирает эти налоги и контролирует правильность исполнения того, что сами написали. При этом, обжаловать их неправомерные действия по сути некуда, так как исполнение и контроль пребывают в одних руках.
- Что надо было бы сделать? В первую очередь разделить функции по разным ведомствам. К примеру: нормативную базу – передать в ведение Минфина или Минэкономики, сбор налогов – оставить за фискальной службой, контроль за исполнением законов, норм и правил – поручить тому институту, который в Украине и занимается этим согласно Положению о его функционировании, то есть прокуратуре. Да, обжаловать действия всех вышеперечисленных органов, если налогоплательщик посчитает их неадекватными, следует в судебном порядке. Кстати, если у фискальных органов возникнут какие-то претензии к налогоплательщику, то им также придется обращаться в суд, чтобы доказать справедливость своих претензий. Ни в коем случае ни один чиновник не должен иметь права самостоятельно решать, что мол то или иное предприятие нарушает действующее законодательство и иметь возможность против него применить какие-либо санкции. Кстати, социальное страхование к налогам вообще не имеет ни малейшего отношения, потому и передать данное направление деятельности следует по адресу Минсоцполитики.
- При этом, налоговые проверки следует отменить вообще. Их не должно быть в принципе, так как кроме взяток и парализации работы бизнеса, ни к чему иному они не приводят.
- Да, чтобы подобная схема стала работоспособной, требуется создать налоговый кодекс заново. Чтобы был он как в Грузии, на 15 страницах текста, полностью понятного и не допускающего многозначных толкований. В противном случае, толку от разделения функций не будет. А бизнес уже очень скоро ощутит, что со сменой вывески – стиль и качество работу новопереназванного ведомства не изменились.
Экспертная комиссия Украинского института национальной памяти поддержала инициативу Национального банка Украины о замене...