В последние годы в Украине все чаще стали упоминать о Белоруссии. «Сарафанное радио» разносит истории о том, какие классные и полезные белорусские продукты. Кто-то в это верит, кто-то – нет. С другой стороны, по телевизору то и дело показывают сюжеты о президенте Белоруссии Александре Лукашенко, мол, ущемляет он оппозицию. А западные «видеорупоры» называют Лукашенко не иначе, как последним диктатором Европы. В общем, создается впечатление, что соседняя страна – это совсем другой мир. Вот я и решил окунуться на два дня в этот мир: просто посмотреть, как там живут люди, понаблюдать за ними и сделать свой вывод об этой стране.
- Естественно я решил ехать в Минск – столицу Белоруссии.
- В поезде, на границе, ничего особенного не было: проверка документов, «что везете», почему едете в Белоруссию? Контроль был пройден без проблем.
- Минчане-миллионеры
- Итак. Утро буднего дня. Центральный железнодорожный вокзал Минска. Кстати, здесь на моем лице появилась первая улыбка, поскольку ж/д вокзал в Минске называется «Чыгуначны вакзал». Вот такой у них интересный язык.
-
decoding="async" alt="" src="/images/items/2013-04/08/SeyXiH8yQLProNqN/image/1.jpg" /> - Сразу ищу обменник, ведь в карманах только наши гривны. В ближайшем банке отстоял очередь и вот оно заветное окошко оператора. Просовываю 300 гривен и взамен мне дают «баснословную» сумму в 300 тысяч белорусских рублей. На секундочку, если бы я поменял припасенную из Украины тысячу гривен, то в Белоруссии стал бы миллионером. А вот местные жители такими и являются. Средняя зарплата в Минске, если верить СМИ, составляет около 4 млн. белорусских рублей. А, например, машинист метро получает почти 8 млн (8 тысяч гривен). А когда заходишь в магазин за покупками, чувствуешь себя эдаким мегасостоятельным человеком. Вытаскиваешь из кармана кучу купюр и начинаешь отсчитывать нужную сумму. У них ведь как: 5 украинских копеек – 50 бумажных рублей, 1 гривна – 1 тысяча рублей. И вот когда эта масса купюр скапливается в кармане, то наступает некая паника при расчете на кассе в магазине, ведь кто-то может и прикрикнуть, мол, парень не задерживай очередь, а чтобы отсчитать нужное количество денег, требуется время.
- Вместо кафе – столовые
- Что ж, теперь пора позавтракать. Выхожу на привокзальную улицу и начинаю искать какую-нибудь кафешку. Впрочем, 20 минут поисков немного ввели меня в ступор. В Минске намного меньше различных забегаловок, чем в Киеве. Порой приходится искать их часами, чтобы быстренько перекусить. Было желание отведать национальные белорусские блюда, но это удовольствие можно найти только в ресторанах, но я ведь специально выбрал «студенческий» вариант путешествия.
-
decoding="async" alt="" src="/images/items/2013-04/08/SeyXiH8yQLProNqN/image/2.jpg" /> - Благо, выручили столовые. Их в Минске я нашел две. Впрочем, первая оставила двоякое впечатление: подносы липкие, вилки алюминиевые, как в школьных столовых моего детства. В общем, за 15 тысяч рублей, то есть 15 гривен, я взял себе две сосиски, картошку-пюре и суп. Как говориться, на безрыбье и рак будет в радость. В целом, более или менее приличные столовые располагают лучшим меню. За 25 тысяч рублей можно наесться от пуза: первое, второе, какой-нибудь овощной салат и стакан сока.
-
decoding="async" alt="" src="/images/items/2013-04/08/SeyXiH8yQLProNqN/image/3.jpg" /> - Кстати, на улицах практически не продают шаурму, как в Киеве. Вместо этого минчанам предлагают подкрепиться в небольших киосках под названием «Смачна хутка». Но их тоже не очень много в городе. Да, минские бизнесмены очень креативно подошли к подготовке быстрого питания для горожан. В «хутке» продают сало в вакуумной упаковке. 60 граммов перченного и соленого сальца стоит 4 тысячи белорусских рублей ( 4 гривны). Вкус, нужно отметить, очень классный. Да и удобно, вместо того, чтобы давиться шаурмой, купил себе сала, прямо на улице перекусил и побежал дальше. Многие так делают и я решил не «отставать» от местных.
-
decoding="async" alt="" src="/images/items/2013-04/08/SeyXiH8yQLProNqN/image/4.jpg" /> -
decoding="async" alt="" src="/images/items/2013-04/08/SeyXiH8yQLProNqN/image/5.jpg" /> - Старые дома – вперемешку с высотками
- По сути, Минск полностью отстраивался после Великой Отечественной войны, поскольку гитлеровцы его сравняли с землей. Так что здания в столице Белоруссии относительно новые, а таких старых домов, как в Киеве практически нет. Впрочем, как и в столице Украины в Минске тоже современные постройки соседствуют со зданиями советской эпохи. Вот здесь может стоять кирпичное старое здание, а возле него «красуется» высоченный стеклянный бизнес-центр. На окраинах города есть много хрущевок. Но здесь над их внешним обликом хорошенько поработали, «укутав» в специальные утеплители. И в домах уютней и внешний вид вполне приличный.
-
decoding="async" alt="" src="/images/items/2013-04/08/SeyXiH8yQLProNqN/image/6.jpg" /> -
decoding="async" alt="" src="/images/items/2013-04/08/SeyXiH8yQLProNqN/image/7.jpg" /> - На многих жилых зданиях также нарисованы огромными цифрами номера домов. Очень удобно, скажу я вам. Едешь по дороге, а номер дома видно за несколько сотен метров.
-
decoding="async" alt="" src="/images/items/2013-04/08/SeyXiH8yQLProNqN/image/8.jpg" /> - А такого позорного явления, как МАФы, в Минске вообще нет, кроме киосков с прессой.
- Такова видать политика городских властей. Кстати, о минских чиновниках. Я сделал вывод, что в отличие от своих киевских коллег они работают гораздо эффективней. Посудите сами. Я был в Минске буквально через неделю после снежного апокалипсиса, накрывшего Киев. Минск также постигла эта участь. Но городские дороги здесь были буквально вылизаны – ни льда, ни снега на них я не увидел нигде. Тротуары также были черными, а не белыми как в Киеве.
- И вот я себя спрашивал, чем отличается Киев от Минска? Два города – столицы своих стран, оба – «выходцы» из Союза, финансовая мощь тоже относительно одинакова. Выходит, что все дело в руководстве мегаполисов…
-
decoding="async" alt="" src="/images/items/2013-04/08/SeyXiH8yQLProNqN/image/9.jpg" /> - А качество дорог – это вообще отдельная тема. Все главные магистрали Минска гладкие, как стекло, нет ни одной ямы. Да, на окраинах ситуация чуть похуже, здесь машины иногда могут «попрыгать» на ухабах, но в целом, дороги по городу отличные.
- Автомобили.
- Если бы я не знал, что нахожусь в Минске, то сложилось бы впечатление, что гуляю в каком-то европейском городе. За два дня, проведенные в столице Белоруссии, я увидел примерно с десяток «Жигулей», и то, половина из них – милицейские.
-
decoding="async" alt="" src="/images/items/2013-04/08/SeyXiH8yQLProNqN/image/10.jpg" /> - Подавляющее большинство минчан колесит по городу на подержанных немецких машинах 5-10 лет. Навороченных иномарок по 100 тыс. долларов тоже крайне мало. Это вам не Киев с его автовыставками прямо на дорогах…
- Нет огромных гипермаркетов
- Да, еще одна занимательная штука. В Минске практически нет больших супермаркетов, как в Киеве. В основном все ограничивается гастрономами. На окраинах, конечно, есть парочка гипермаркетов, но туда нужно ехать на машине, а своим ходом все это осуществить проблематично.
- А теперь хотелось бы рассказать о товарах, которые продаются в магазинах. По моим наблюдениям, система выстроена так, чтобы белорусы покупать свою отечественную продукцию. Например, мыло, изготовленное в Гомеле, продается по 2,5-3 тысячи рублей (2,5-3 гривны). А вот импортный кусок душистого стоит уже в два раза дороже. Естественно, выбор покупателя падет на более дешевую продукцию, которая, кстати, не уступает зарубежным аналогам.
- Украинские продукты в Минске тоже стоят на порядок дороже, чем местные.
- Белорусская колбаса. В Украине пошел массовый «психоз» относительно этого продукта. Я специально поехал в фирменный магазин одного из минских мясокомбинатов, чтобы воочию увидеть ассортимент. Действительно впечатляет. Но цены, по сути, как и в Украине. Есть колбасные изделия подороже, есть подешевле, есть по средней цене.
- Купил я себе несколько молочных сосисок на пробу. Отличия от украинских не ощутил.
- Впрочем, молочка в соседнем государстве действительно находится на уровне. Как вам молоко на 6% жирности? Когда его наливаешь в стакан, оно прямо тянется. Вкуснятина. Но и стоит это удовольствие 12-13 тысяч рублей (12-13 гривен). А мороженное… Я не особо помню советские времена в силу возраста, лишь по рассказам родителей. Но, похоже, мороженное в Белоруссии действительно осталось таким же как в детстве. К примеру, в одном из магазинов я купил себе эскимо в шоколаде. Вытягивая его из холодильника, даже подумал, что буду ждать минут 10-15 пока оно растает, ведь было твердым, как лед. Рассчитался на кассе, вышел из торгового зала на улицу, все это заняло от силы пять минут. Вытаскиваю эскимо из пакета, а оно уже начало таять… Показатель, однако. А вкус… В Украине такое лакомство редко найдешь!
- Общественный транспорт комфортный и новый
- Общественный транспорт в Минске находится на приличном уровне. На автобусных маршрутах колесят все новенькие МАЗы. Трамваи и троллейбусы также новые. На остановках долго ждать не приходится, автобусы-троллейбусы ездят регулярно. Кстати, проезд в общественном транспорте стоит 1700 рублей, то есть примерно 1, 7 гривны. Но есть широкая система скидок: проездные на месяц, 10 дней и т.д. Во всех автобусах, троллейбусах, трамваях есть громкоговорители из которых «льется» голос: «Астарожна, двери зачыняются! Наступный прыпынак…» Кстати, сами белорусы, в основном, общаются на русском языке.
-
decoding="async" alt="" src="/images/items/2013-04/08/SeyXiH8yQLProNqN/image/11.jpg" /> - В Минске естественно есть метро. Проезд в нем все те же 1700 рублей. Станций чуть меньше 30-ти и глубоких, как в Киеве почти нет, то есть все метро «лежит» на небольшой глубине. К тому же таких подземных дворцов, как в Киеве, скажем, станция метро «Золотые ворота», в Минске тоже нет.
-
decoding="async" alt="" src="/images/items/2013-04/08/SeyXiH8yQLProNqN/image/12.jpg" /> -
decoding="async" alt="" src="/images/items/2013-04/08/SeyXiH8yQLProNqN/image/13.jpg" /> -
decoding="async" alt="" src="/images/items/2013-04/08/SeyXiH8yQLProNqN/image/14.jpg" /> - Видать, метро здесь строили экономно и рационально, исходя из имеющихся возможностей. Но станции в метрополитене все абсолютно разные и тоже из мрамора, как в Киеве. Причем, стены станций не уродуют рекламные плакаты! Реклама есть только в вагонах и лишь на некоторых станциях, и то, ее немного. Кстати, о вагонах. Они такие же как и в Киевском метрополитене.
- Сами минчане довольно приветливые люди: покажут, расскажут, как куда дойти. Но бросается в глаза то, как много они курят. Идешь по улице, а навстречу тебе десятки дымящих парней, девушек, мужичков и женщин. Причем, как такового запрета на курение в общественных местах в Белоруссии нет. Возле курящих проходят милиционеры и даже не делают замечание.
- Вот такой он Минск. Естественно, в этом городе также есть масса проблем. В этом я убедился, посмотрев в один из вечеров местное телевидение. В некоторых домах также текут крыши, кто-то жалуется на дороговизну проезда, кто-то на ямы в асфальт. Но в целом, облик города мне понравился.
-
decoding="async" alt="" src="/images/items/2013-04/08/SeyXiH8yQLProNqN/image/15.jpg" />