Андрей Кислов
18:03 01/02/2015

Минские переговоры: Из-за Яценюка и Коломойского Украина теряет еще 500 квадратных километров?

Мирные переговоры по Донбассу закончились ничем. Украина не согласилась с требованием ДНР и ЛНР признать их полноценными участниками переговоров, с территорией на 500 квадратных километров больше, чем ранее. Эксперты считают, что переговоры необходимы давно. Президент Порошенко, дескать, настоял на встрече в Минске под угрозой окружения ВСУ в «Дебальцевском котле». Но премьер  Яценюк и депутаты, которых связывают с олигархом Коломойским, пытаются сорвать мирный процесс, признав ДНР и ЛНР «террористическими организациями».

Что мешает переговорам

Переговоры по урегулированию конфликта на Донбассе, проходившие 31 января в Минске, не принесли результата. Встреча продолжалась около трех часов, но никаких документов подписано не было. Разногласия между сторонами вызвала линия разграничения на Донбассе. Украинская сторона настаивала, чтобы разграничение проходило по линии соприкосновения на 19 сентября, что предусмотрено в Минских соглашениях от 5 и 19 сентября 2014 года.

А представители ДНР и ЛНР потребовали, чтобы было признано разграничение по линии соприкосновения сторон по состоянию на 31 января. Они требуют официального статуса переговорщиков в Минске. Директор Киевского центра политических исследований и конфликтологии Михаил Погребинский считает, что к обострению ситуации привел конфликт в украинской правящей верхушке. «Решения Верховной Рады не способствуют ведению переговоров и заводят Украину в тупик. Получается, что Президент Порошенко заявляет, что не видит военного пути разрешения конфликта, а политики настаивают на военном решении»,- сказал он.

Напомним, что 14 января премьер-министр Арсений Яценюк на заседании Кабмина призвал ГПУ и СБУ начать мероприятия относительно юридического признания ДНР и ЛНР террористическими организациями. В тот же день Верховная Рада приняла соответствующее обращение к иностранным правительствам и международным организациям. А 28 января парламент принял за основу законопроект, облегчающий юридическое признание организаций «террористическими». Погребинский отметил, что для Минских переговоров нет предпосылок. «До наступления войск ДНР и ЛНР можно было надеяться на успех переговоров. Теперь для этого нет предпосылок. Все участники лишь «отрабатывали» свое участие. Но долго так продолжаться не может»,- сказал он, не исключив, что украинским властям придется признать ДНР и ЛНР стороной переговорного процесса, что будет означать признание их субъектами права. Пока контактная группа по урегулированию ситуации на Донбассе называется «трехсторонней». ДНР и ЛНР в нее не входят. Официально в переговорах участвуют председатель ОБСЕ Хайди Тальявини, Посол Российской Федерации в Украине Михаил Зурабов и экс-президент Украины Леонид Кучма.

Кто выступает против переговоров

«Если ДНР и ЛНР признают террористическими организациями, это аннулирует Минские переговоры и ранее достигнутые договоренности. Ведь с террористами переговоров не ведут. А «ястребы» в правящей верхушке добьются введения военного положения»,- сказал в комментарии ГолосUA директор Института украинской политики Константин Бондаренко. Он считает, что за эскалацией конфликта стоят интересы олигархических групп. «Политики, которые выступают за разжигание войны, так или иначе связаны с олигархом Игорем Коломойским и его группой «Приват» (Коломойский – председатель Днепропетровской ОГА –авт.)

Возможно, там надеются получить дивиденды от перехода экономики на военные рельсы. Возможно — в случае объявления военного положения в Донецкой и Луганской областях, — рассчитывают перенаправить финансовые потоки в прилегающие области»,- сказал он. Директор Института политического анализа и международных исследований Сергей Толстов также считает, что запущенный процесс признания ДНР и ЛНР «террористами» направлен на срыв переговоров.

«Запущен процесс сбора материалов для дальнейшего признания этих организаций «террористическими». Таким образом, на них пытаются оказать давление.  Но у ДНР и ЛНР сейчас нет мотивов отступать. Срыв переговоров с ними загоняет в угол украинскую сторону. Яценюк и Коломойский оказываются перед угрозой обесценивания активов в случае введения военного положения»,- отметил он

Что теряет Украина

Сергей Толстов напомнил, что 29 января, после парламентських призывов признать ДНР и ЛНР «террористами», Президент Порошенко  встретился с учасниками контактной группы Минских переговоров. «Украинские вооруженные силы оказались под угрозой окружения в «Дебальцевском котле». Противник явно лучше подготовился за время перемирия. И теперь ДНР и ЛНР стремится получить под как можно  большую территорию. А Президент пытается дипломатическим путем прекратить боевые действия. Но этому противятся те, кто всячески мешает переговорам»,- сказал он.

Первого февраля на странице батальона специального назначения "Азов" в Facebook появилось сообщение, что подразделения Вооруженных сил Украины отошли от населенного пункта Углегорск  в Донецкой  области. В официальной утренней сводке  не содержалось данных об отступлении. Затем в СНБО признали: «часть Углегорска действительно контролируют боевики».

«Бои идут, но вопрос об окружении или перерезания основной коммуникации — трассы Артемовск Дебальцево — не стоит в, эта трасса полностью находится под нашим контролем»,- утверждают в СНБО. Ранее в ДНР заявляли, что стремятся окружить Дебальцево с населением в 45 тысяч человек. В «котел» могут попасть от 8 до 10 тысяч украинских военных.

Напомним, Президент Порошенко в своей статье для немецкого издания Frankfurter Allgemeine Zeitung 19 января признал, что не контролирует  7,6% территории Украины. 20 января пресс-секретарь МИД Евгений Перебийнис сообщил, что с сентября территория ДНР и ЛНР была расширена на 500 квадратных километров (в сентябре ДНР и ЛНР контролировали территорию в 16 тысяч кв. км., на которой проживало 4,5 млн человек).

Читайте также по теме