Минские соглашения предусматривают конституционную реформу, которая стала камнем преткновения для Верховной Рады. Но теперь вместо изменений в Конституцию путем голосования в парламенте предлагается принятие нового Основного закона на референдуме. А формальный предлог распустить нардепов уже имеется.
Парламентский тупик
В среду, 20 января, в Минске состоится очередное заседание трехсторонней контактной группы по урегулированию конфликта на Донбассе. А 28 января в Верховной Раде намечено внесение изменений в Конституцию.
Политолог Вадим Карасев отмечает: «Основными вопросами в рамках Минска остаются два: голосование по Конституционной реформе (с особым статусом для отдельных районов Донбасса) и вопрос закрытия украино-российской границы». Но по информации, просочившейся в СМИ, трехсот голосов, необходимых для изменения в Конституцию пока нет. Даже в Блоке Петра Порошенко, якобы, нет единой позиции, а Народный фронт собирается обсудить вопрос поддержки проекта изменений в Конституцию на заседании фракции в понедельник 25 января. Лидер фракции НФ Максим Бурбак сообщил, что предварительным условием должно быть «возобновления украинской власти» и «возобновления контроля над границей». А глава Радикальной партии Олег Ляшко заявил: «Единственная возможность, чтобы мы могли рассматривать вопросы поддержки изменений в Конституцию, — при одном условии: когда оттуда будут изъяты какие-либо упоминания об особом статусе для Донбасса».
«Радикальная партия не голосует, фракция «Самопомич» заявила, что не голосует, фракция «Батькивщина» заявила, что не голосует. Думаю, что значительная часть не будет голосовать из «Народного фронта», из Блока Петра Порошенко. Внефракционные — значительная часть не будет голосовать», — подчеркнул Олег Ляшко.
Тем временем, экс-спикер МИД Украины Василий Филипчук в эфире 5 канала (принадлежащего Президенту Порошенко) заявил, что Запад угрожает прекратить поддержку Украины и начать сближение с Россией в случае, если Киев не обеспечит принятие новой Конституции, где будут предоставлены особые права Донецку и Луганску, как следует из Минских соглашений.
«Альтернативой непринятия этих изменений является прямое обвинение Киева в том, что мы сорвали Минские соглашения. Дипломаты западных стран, по крайней мере, в неофициальных разговорах прямо говорят: «Если вы это не сделаете, у нас аргументов вас защищать, продолжать давление на Россию в виде санкций не останется». По большому счету, альтернативы для того, чтобы не принять Конституцию, нет», — заявил Филипчук.
Новая Конституция вместо изменения старой
Эксперты отмечают, что вопрос конституционной реформы – крайне проблематичен. «Дилемма сбора голосов за Конституцию в том, что в нынешней Раде голосование проблематично, но и перевыборы могут сделать его невозможным»- отмечает Вадим Карасев.
Однако, 18 января в Верховной Раде был зарегистрирован законопроект о процедуре принятия новой Конституции. Среди его авторов числятся экс-губернатор Донецкой области Сергей Тарута (внефракционный) и десять депутатов от фракций правящей коалиции. Вместо вынесения изменений в Конституцию парламентом, как это предусмотрено в Основном Законе, предлагается принять новую Конституцию. Ведь хотя действующая Конституция не предусматривает порядка принятия новой Конституции Украины и рассчитана на неопределенный срок. Однако возможность создания другой Конституции в ней не оспаривается.
«Прощай парламент. Начался внепарламентский процесс подготовки и принятия новой Конституции на референдуме», — отмечает директор консалтинговой компании «Партия власти» Елена Дьяченко. Она обращает внимание на то, что основным положением законопроекта является исключительное право народа определять конституционный строй.
Для запуска разработки нового Основного закона предлагается создать новый орган — Конституционное собрание, из 300 членов, избранных на общенародных выборах. В этот орган будет запрещено баллотироваться Президенту, депутатам, министрам, судьям, прокурорам, А проект, подготовленный Конституционным собранием, предлагается вынести на всенародный референдум.
Отметим, что в Минских соглашениях от 12 февраля 2015 года, утвержденных лидерами Украины, РФ, Франции и Германии буквально говорится именно о вступлении в силу новой Конституции Украины (предполагающей в качестве основного элемента децентрализацию), а не об изменении действующего Основного закона.
Ловушка Гройсмана
Для запуска процедуры принятия новой Конституции потребуются голоса депутатов. Но эксперты не исключают, что 226 голосов для этого найдется. Тем более, что Президент получил дополнительный рычаг влияния — он может запросто распустить Верховную Раду.
Как известно, согласно подписанному спикером Владимиром Гройсманом постановлению Рады № 907-VIII от 24 декабря следующее пленарное заседание должно состояться 26 января.Таким образом, к 26 января перерыв в пленарной работе парламента составит 32 дня. А согласно Ст. 90 Конституции «Президент Украины имеет право досрочно прекратить полномочия Верховной Рады, если на протяжении тридцати дней одной очередной сессии пленарные заседания не могут начаться».
Как полагает известный конституционалист Виктор Мусиякадепутаты, скорее всего, просто забыли об этом положении. «Если пленарные заседания не начнутся в 30-дневный срок, президент получит дополнительные рычаги влияния на парламент» — заявил он, напомнив, что в аналогичной ситуации Рада оказалась в 1997 году. «Тогда, дабы не провоцировать президента Леонида Кучму на возможный роспуск Верховной Рады, парламентарии вынуждены были созвать однодневное пленарное заседание, чтобы прервать 30-дневный срок», — вспоминает Виктор Мусияка.
Впрочем, эксперты не исключают, что Президент получит дополнительную возможность воздействовать на депутатский корпус в вопросе принятия конституционных изменений.Директор Украинского института анализа и менеджмента политики Руслан Бортник напоминает, что За неполных два года военных действий, согласно информации предоставленной ООН, на Донбассе погибли около 9 000 мирных украинцев, еще более 20 000 получили различные ранения. Кроме того, по разным оценкам, в ходе конфликта погибли от 5 до 7 тысяч военнослужащих с обеих сторон.
«Достижение мира означает снижение военных нагрузок на бюджет, восстановление экономического роста. Возвращение под украинский контроль 16 тыс. кв. км. индустриализированных территорий Донбасса на которых проживает около 3 млн человек, сконцентрировано 10% ВВП страны, 17% экспорта, уникальный промышленный потенциал», — отмечает он.