Минздрав Украины борется с наркоманией или лоббирует фармацевтическую мафию?

Министерство здравоохранения собирается запретить свободную продажу препаратов, содержащих кодеин. Издан приказ №708 от 07.09.2012, которым предусматривается исключить из категории лекарственных средств, которые отпускаются без рецептов, комбинированные лекарственные средства, содержащие кодеин. Приказ вступит в силу после его государственной регистрации Минюстом и официального опубликования.

Так что теперь в случае внезапной зубной боли или приступа кашля вам надо будет бежать сначала за рецептом к своему врачу. Как быть в том случае, если это произошло вечером, в выходной или вдали от своего города, Минздрав не комментирует. Так чем же мотивируют свое предложение чиновники от медицины? В Минздраве вспомнили, что наркотик опиумной группы кодеин содержится в обезболивающих («Солпадеин», «Пенталгин» и др.) и противокашлевых средствах (например, «Кодтерпин» и «Теркодин»). Как заявила начальник отдела обеспечения государственной политики в сфере оборота лекарственных средств Минздрава Виктория Курлова, «многочисленные обращения в Минздрав по поводу неадекватно возросшего потребления медицинских препаратов, а также мониторинг этой проблемы силовиками (в частности, СБУ) вынудило МОЗ инициировать ограничение продажи подобных препаратов. В частности, в МВД в этом году они возбудили 119 уголовных дел по факту злоупотребления кодеиносодержащими препаратами».

А директор фармакологического центра Минздрава Украины Виктор Чумак и вовсе заявил "ГолосуUA», что Минздрав был вынужден пойти на эти непопулярные меры под давлением силовых органов: «В этом вопросе моя позиция неизменна с 1995 года: правоохранители пусть занимаются вопросами борьбы с наркобизнесом, а Минздрав – лечением людей. И если при этом будет установлено, что какая-то аптека злоупотребляет с наркотиками, так ее и накажите – зачем же всю отрасль будоражить?»

Вот полный перечень лекарств, которые вскоре можно будет покупать только по рецепту: «Каффетин», «Кодарин», «Кодепсин», «Кодесан», «Кодетерп», «Кодефемол», «Кодтерпин», «Кофекс», «Но-Шпалгин», «Паракод», «Пенталгин», «Пентасед», «Пятирчатка», «Седалгин-Нео», «Седал-М», «Солпадеин», «Солпалгин», «Тедеин», «Теркодин», «Юниспаз».

Интересно, сколько же в Украине тех самых «любителей» кодеина, о которых так озаботился наш Минздрав? За ответом «ГолосUA» обратился к врачу Юрию Збитневу. «Прежде всего хочу отметить, что наркотический рынок Украины (если его можно так назвать) весьма разнообразен. Так что наркозависимые украинцы имеют широкий выбор. Поэтому ни один специалист вам точно не скажет, сколько у нас нынче «любителей» именно кодеина, но их немного — 1-2% от общего числа, комментирует эксперт. — И если им затруднить доступ к кодеину, то они непременно найдут себе другие «игрушки». Так что вся эта шумиха под благой маской борьбы с наркоманами имеет совершенно конкретную цель — это банальный передел фармацевтического рынка».

То, что число «кодеинщиков» у нас не настолько велико, чтобы объявлять всеукраинскую тревогу, считает и Виктор Чумак: «Эти меры никак не повлияют на борьбу с наркоманией. Этот нулевой эффект будет сходен тому, который мы получили после аналогичного случая со снотворными. Подавляющая часть нашего общества находится в постоянном стрессе, и из-за тех пресловутых наркоманов эти люди лишены снотворных препаратов. В результате мы получили агрессивное и безынициативное общество. То же самое с обезболивающими. Доживающих последние дни больных мы лишили трамадола, который хоть как-то облегчал их страдания, а число наркоманов вследствие этого не уменьшилось даже на сотую долю процента. А нынешний запрет – еще более страшная вещь – ведь, в основном, речь идет о детских препаратах от кашля. Эта тысяча или 2000 идиотов, которые кололись этим «крокодилом» (наркотик, который можно сделать из кодеина – авт.), найдут или придумают себе иное «животное», а миллионы детей мы сделаем хрониками!»

Психиатр и нарколог Андрей Мухоморов решение Минздрава в целом одобряет: «Большинство лекарств должно отпускаться по рецепту врача после осмотра им пациента, чтобы народ не занимался самолечением. Вместе с тем, надо признать, что пациенты, которым эти лекарства нужны по прямому назначению, безусловно, в будущем создадут напряженность для поликлиник». Но и он полагает, что запрет этот не будет действенным. «То, что наркоманам создадут преграду для использования популярного среди них в последнее время кодеина – это правильно, прокомментировал эксперт «ГолосуUA». — После запрета трамадола они перешли на кодеиносодержащие препараты – «Колдрекс» и ему подобные. Но если на наших рынках можно купить героин и кокаин, то что же говорить о более «безобидном» кодеине? И главное: борьба с наркоманией и токсикоманией – проблема социальная, а не медицинская».

И кто же эти люди и фирмы, которые заинтересованы в создании проблем миллионам граждан страны, пользующихся недорогими болеутоляющими и антикашлевыми средствами? «Это и нынешний министр здравоохранения, и руководитель Комитета по здравоохранению Верховной Рады — они ключевые игроки на фармрынке страны. Из фармкомпаний следует упомянуть фирму-посредник «Ганза» Петра Багрия и Михаила Кучирко — во время «эпидемии свиного гриппа» именно «Ганза» получила на закупки «Тамифлю» от государства 46,9 млн грн — практически 10% всего «антигриппозного» бюджета Украины, — продолжает Юрий Збитнев. — Компания Бориса Литовского «Нортон-Украина» контролирует поставки онкологических и противотуберкулезных препаратов, лекарств для больных СПИДом и т.д. Следует упомянуть и украинского специализированного дистрибьютора лекарственных средств «Людмила Фарм» Елены Мироновой. Эти фирмы, по мнению специалистов, контролируют львиную долю госзакупок препаратов за бюджетные средства. Как вы понимаете, все они тесно работают с любым, кто находится в кресле министра здравоохранения. Ведь каждый чиновник такого ранга желает иметь «дружественную» фармфирму — и поэтому новый министр назначает «любимой женой» новую компанию. Министры уходят, а фирмы остаются».

Читайте также по теме