Мирное посредничество: Кто поможет навести мосты с Юго-Востоком?

Новый Президент Порошенко анонсировал десятидневное перемирие. Прямо как в мультике про Маугли, где зверям во время засухи объявляли большое водяное перемирие и разрешали всем вместе освежаться из одного источника… Конец там, конечно, не такой пасторальный (ну я про то, как тигр сжевал антилопу несмотря на все договоренности), но пока Порошенко как бы остановил гражданскую войну.
На срочном заседании Совбеза  16 июня  Президент предложил прекращение огня на ограниченный срок для того, чтобы дать возможность желающим террористам и сепаратистам сложить оружие."Сегодня я предложу прекращения огня в качестве начала введения мирного плана", – сказал Порошенко. Но тут же и добавил —  "Нам не нужны переговоры ради переговоров". Одновременно, все еще секретарь СНБО Андрей Парубий сообщил, что в настоящее время идет активное наступление украинской армии по всем направлениям. То есть, пока глава Украины анонсирует мирный план, продолжают гибнуть люди на Юго-Востоке страны, по которым уже без всякого стеснения лупят «градами», артиллерией и авиацией.
Гуманитарных коридоров как не было, так и нет, обычные мирные жители несут «потери» почищелюбой армии. А тем временем в окружении Порошенко  неспокойно. Одно крыло считает, что нужен не мирный план, а кадровые перестановки в силовом блоке. Дескать, достаточно  назначить новых  министров и вице-премьеров в силовом блоке, и  все пойдет на лад. Эту идею настойчиво проталкивает экс-министр МВД Луценко, имеющий собственные виды на некоторые портфели. Кроме того, многих волнует информация о замороженных  на счетах МО 7 миллиардов гривен: их можно очень удачно освоить, если АТО будет продолжена, но в случае мира деньги так и останутся нетронутыми.
Но как бы не старалась «партия войны», сам Порошенко понимает, что необходимо остановить любыми силами кровавую неконтролируемую бойню в Донецке и Луганске. Во-первых, обещал. В ходе предвыборной кампании Порошенко  выступал, как миротворец и «заединщик», именно это принесло ему победу в первом туре и 55% голосов авансом. Во-вторых, Порошенко-бизнесмен прекрасно понимает, какие эконмические риски несет продолжение АТО: война очень дорогая  штука. Каждый день боевых действий обходится бюджету Украины в 7 миллионов гривен, а казна пуста. Уже нет средств освещать даже центральные киевские улицы, — об этом сегодня заявил политический партнер Президента, мэр Кличко, предупредивший киевлян о жизни в темноте. Что касается западной поддержки, то ее не будет. 
Может,  из Штатов пришлют немного сухпайков, касок и  военспецев, которым надо платить тоже, но никаких   более существенных «подкреплений» не будет — денег не дадут. Тем более, Америка сейчас сосредоточилась на иракской проблеме, и Украина отступила на второй план. А Европе не с руки углублять конфликт с Кремлем, а то зимой Газпром газа не даст.  В третьих,  продолжение боевых действий  на территории страны в центре  Европы, минимизирует шансы Украины подписать соглашение об Ассоциации с ЕС, который совершенно не хочет принимать в свою дружную семью государство,  где идут активные боевые действия и открывать коридоры  для трафика оружия и  наемников. Вряд ли под зоной свободной торговли с Украиной подразумевалась именно торговля вертолетами, винтовками и минами. Подозреваю, что Порошенко именно потому и объявил временно перемирие, чтобы показать ЕС, что в Украине все спокойно,  кровь не льется, оружие не бряцает, и нас можно спокойно брать в Европу. Как известно, 27 июня в Брюсселе должна  быть подписана экономическая часть соглашения о ЗСТ.  Отмена европейского вектора крайне опасна для политического реноме Порошенко: за что боролись на Майдане, спрашивается? Кроме того, европейский курс Украины – это главная имиджевая фишка Порошенко, проиграв Ассоциацию, он сам подпишет себе приговор и сократит срок своего пребывания у власти.
Но Порошенко важно не только остановить гражданскую войну в двух областях- хотя бы формально можно дать  армии возможность отступить, а с помощью Парубияуговорить нацгвардейцев не стрелять 10 дней. Но что делать дальше? Как с толком провести эти десять дней новому Президенту?
Сам Порошенко не раз анонсировал диалог и круглые столы  для переговоров с политическими элитами и общественными деятелями Юго-Востока. Все понимают, что такой подход является единственно правильным, чтобы не допустить  жертв и разрушений, но никто не знает механизмов реализации данного плана. У каждой из сторон накопилось слишком много гнева, претензий, унижений, чтобы вот так, как ни в чем не бывало, сесть за круглый стол, пожать друг другу отмытые от крови и пороха руки и приступить к переговорам  на тему «как нам жить дальше в одной стране». Конечно, будь за спиной нынешнего президента мощная политическая сила (как ПР  у Януковича в 2010м году), она могла бы взять на себя  не только переговорные функции, но и ответственность за качество и результат договоренностей.
Но у Порошенко нет своей политсилы, поэтому ему придется искать союзников, которые могли бы помочь в вопросе налаживания отношений между центром и горящим Юго-Востоком. Естественно, что Партия регионов, которая долгое время держала  монополию на представительство интересов жителей восточных регионов- отпадает. ПР себя дискредитировала и слила- после Майдана, после президентских выборов. В Донецке и Луганске где «регионалов» считали своими, сегодня об их руководящей и направляющей роли даже не вспоминают. Образовавшийся политический вакуум сейчас пытаются заполнить Россия или силы ДНР и ЛНР, которые планируют уже в сентябре закрепиться в освобожденной нише и для этого провести выборы в собственные парламенты. Некрупные партии вроде «Сильной Украины» Тигипко, или «Вперед, Украина» Королевской, хоть и претендуют на роль сил, выражающих интересы Юго-Востока, стать опорой Президенту в переговорном процессе с «донецкими» и «луганскими» явно не смогут. В данном случае нужна общенационального уровня партия, а не региональные партийные  представительства. Да, так же Королевская может найти общий язык с частью луганской элиты и бизнеса,  но этого явно недостаточно для широкой  государственной дискуссии.
Про УДАР  и говорить не стоит: в восточных областях с ними просто никто не станет разговаривать,  Донецк и Луганск не услышат Кличко или Геращенко. Кто остается? Не исключено, что Компартия, у которой самые сильные позиции и самый высокий уровень доверия в восточных областях, где КПУ всегда была традиционно успешной. «Красный пояс», который сейчас уместней назвать «фронтовым кольцом»- вотчина коммунистов, они всегда пользовались здесь наибольшей поддержкой и имеют полное право говорить от имени жителей Юго-Востока.  Да и сам лидер КПУ Симоненко родом из Донбасса, где его хорошо знают и уважают земляки. Не стоит забывать и о том, что сегодня и многие народные мэры в городах Донецкой и Луганской области – из числа коммунистов, что говорит лишь об одном: им люди доверяют, с ними  будут разговаривать.
Тем более, что Компартия была единственной силой в парламенте, которая разоблачала зверства Нацгвардии и батальонов карателей против мирных жителей Юго-Востока, принципиально требовала расследования кровавых событий в Мариуполе 9 мая.  «Народ Украины не должен проливать кровь в войне», — раз за разом, как мантру повторяет Симоненко.
Кстати,  чем настойчивей звучит голос лидера КПУ, тем активней пытаются «запретить» Компартию те, кому невыгоден мир в Украине, кто наживается на войне, зарабатывая не только политические, но и материальные дивиденды. Разумеется, «ястребам» в окружении Президента мешают  политики, которые  могут применить эффективные инструменты  для  урегулирования гражданского противостояния. «Поскольку на территории Донбасса действуют разные политические силы и общественные организации, то за круглый стол должны быть приглашены представители всех депутатских фракций и групп, представители местной власти, неформальные общественные лидеры, представители трудовых коллективов, профсоюзные активисты. Вместе мы должны определить перечень ключевых проблем, выработать пути и механизмы их решения. Вместе мы должны внести изменения в Конституцию и сформировать законодательное поле для выхода Украины из глубочайшего политического, экономического и гуманитарного кризиса», – считает главный коммунист Симоненко.
Более того, данная политическая сила способна стать  для Киева не только партнером, способным представлять интересы восточных регионов за «круглыми столами», но и связующим звеном в переговорах с Россией, которые рано или поздно придется вести Украине, если она хочет мира, спокойствия и экономической стабильности.

Читайте также по теме