Антимонопольный комитет Украины в конце апреля текущего года, рассмотрев дело о картельном сговоре между крупными торговыми сетями, которые действуют под брендами «Сильпо», «Фора», «Фуршет», «Велика кишеня», «ЭКО маркет», «Караван», «БИЛЛА», «НОВУС», «Спар», «Бимаркет», «МЕТРО», «АШАН», «АТБ», «Перекресток», «Край и Краина» и исследовательской компанией «АСНильсен Юкрейн», вынес решение о применении к ним штрафных санкций в размере 203,616 млн грн.
Это решение АМКУ широко обсуждалось в СМИ, но «за кадром» осталось несколько моментов, которые могли бы внести ясность в вопросы о том, почему же компании имели возможность завышать цены и какие последствия (кроме выплаты штрафов) может иметь выполнение все требовании Антимонопольного комитета торговыми сетями.
По информации, обнародованной АМКУ деятельность картеля привела к ограничению конкуренции на рынке услуг по организации розничной торговли в неспециализированных магазинах преимущественно продовольственного ассортимента города Киева, в результате чего введены неблагоприятные условия для производителей и поставщиков, что создавало барьеры для инвестиций и инноваций, сдерживало выход на рынок малого и среднего бизнеса.
Антимонопольный комитет потребовал, чтобы ООО «АСНильсен Юкрейн» и торговые сети прекратили нарушать законодательство о защите экономической конкуренции. А также обязал их в двухмесячный срок со дня получения решения АМКУ привести свою деятельность, в том числе договорные отношения с поставщиками и / или производителями товаров и подходы к ценообразованию для своих потребителей, в соответствии с законодательством. По оценкам Антимонопольного комитета, выполнение этих требований обеспечит высвобождение ресурса для развития экономики в размере до 20 млрд. грн ежегодно.
Напомню, согласно действующему законодательству, АМКУ должен состоять из 9 человек – Председателя и восьми государственных уполномоченных. Согласно п 12 ст 85 Конституции Украины Председатель Антимонопольного комитета назначается на должность и освобождается от должности Верховной Рады Украины по представлению Премьер-министра Украины. А из числа государственных уполномоченных назначаются первый заместитель и заместители Председателя АМКУ. Отмечу, что на сайте Антимонопольного комитета этот порядок описан некорректно, и руководство АМКУ осуществляет временно исполняющий обязанности. Ни первого, ни каких-либо иных заместителей у него, судя по официальной информации, нет. Нет даже полного состава государственных уполномоченных! Удивительно, как в таких условиях Антимонопольный комитет вообще умудряется работать. Не говоря уже о том, чтобы контролировать выполнение своих решений.
В таких условиях, скорее всего, торговые сети предпочтут заплатить относительно скромный штраф и не выполнять требования АМКУ. Ведь что такое 200 млн грн штрафный санкций по сравнению с 20 млрд грн доходов? Всего лишь 1%. И этим процентом можно просто пожертвовать, а еще лучше – переложить его выплату на потребителей, увеличив цены. Это также может быть сделано в ближайшее время. В пользу такой версии свидетельствует тот факт, что несмотря на относительно стабильный курс национальной валюты в апреле – цены в магазинах продолжают расти, снижается разве что стоимость сезонных овощей и зелени.