Модернизация промышленности от Зеленского: главное — повысить налоги

Зеленский хочет модернизации украинской промышленности, поднимая экологический налог. Это не принесет существенного пополнения в украинский бюджет и не улучшит экологию, поскольку эти средства не имеют целевого назначения. А значит, предприятия попросту понесут дополнительные убытки на фоне того, что промышленное производство никак не может восстановиться и достичь докризисного уровня.

Модернизация на фоне падения инвестиций

На одном из форумов «Украина 30» президент Украины Владимир Зеленский рассказал о своем видении реформирования промышленности: «Вот все шаги, которые я считаю реформой: модернизация промышленности и большие налоги на выбросы», – заявил глава государства.

По мнению Зеленского, начинать модернизацию промышленности необходимо уже сейчас и на этой уйдет 10-12 лет.

«Терминология реформирования не подходит к промышленности, – считает экономический эксперт Всеволод Степанюк. – Ее можно развивать, либо строить, либо гробить, как это происходит сейчас с помощью тех же финансовых, экономических инструментов и так далее. Единственная здравая мысль – это ужесточение экологических требований. Здесь можно приветствовать эту мысль, хотя она возникла просто из-за желания понравиться публике. Все остальное это абсолютный бред».

Интересно, что доля государства в экономике Украины постоянно сокращается. По итогам первого квартала прошлого года она составила 11,8 %. Поэтому какую промышленность и за счет чего собрался реформировать Зеленский, неясно. Очевидно, что посыл от президента исходил в первую очередь к частному сектору, крупному капиталу и бизнесу. Там, скорее всего, будут рады заявленным срокам модернизации в 10-12 лет. Это очень длительный период, в течение которого пожелание Зеленского забудется.

«Это скорее наоборот защита нынешних собственников, – говорит глава Центра анализа и стратегий Игорь Чаленко. – Там была идея чуть ли не за год перейти на эти нормы. Когда говорят за год или за 12 лет, то за 12 лет гораздо проще. Если собственник эффективный, он сам понимает, что нужно улучшать технологию, производство, постепенно, сколько может, он вкладывает эти инвестиции в улучшение, амортизацию и так далее».

Симптоматично то, что заявление Зеленского о промышленности прозвучало на экологическом форуме. Экология – важная проблема современности, но почему-то тема промышленности не звучит в контексте роста ее эффективности.

«Если говорить о модернизации промышленности, она должна быть в контексте развития, увеличения продаж, завоевания новых рынков, прежде всего экспортных, – говорит экономист, эксперт Growford Institute Виктор Скаршевский. – Это те же самые государственные программы, которые есть в разных странах. В тех же США для полупроводниковой отрасли, продукции которой большой дефицит, государство выделяет десятки и десятки миллиардов долларов для того, чтобы и построить заводы, и расширить возможности существующих. Модернизация промышленности – это также и создание индустриальных парков, налоговое стимулы, это запуск наконец-то кредитно-экспортного агентства, чтобы было страхование экспорта не сырья, – руды, металла, зерна, – а промышленной продукции».

«В какой-то степени это попытка сделать то, что делают развитые страны, без какого-то либо понимания со стороны власти, почему они это делают, – считает экономист Павел Вернивский. – Например, Байден усилил действие закона “Покупай американское”, который действует в США еще с 1933 года. Имеется в виду, что если государство будет тратить деньги, то они все пойдут на покупку внутреннего товара. У них в принципе так и есть. У них все в принципе госзакупки предусматривают то, что нужно покупать американскую продукцию. План Байдена – запустить промышленность за счет госзаказа. Это старая практика. Они так действуют больше 100 лет. Я подозреваю, что, скорей всего, наши где-то услышали о такой политике и решили сделать у себя. Другое дело, что иногда слова расходятся с действиями».

Ежегодно в Украине на государственные закупки выделяются сотни миллиардов гривен, но приоритетности украинского производителя в них нет. Тогда как эти деньги могли бы стать подспорьем не только в повышении производительности предприятий, но и могли бы стимулировать их модернизацию.

Кстати, официальная статистика фиксирует падение капитальных инвестиций в Украине. По данным Госстата, за первый квартал 2021 года они составили чуть больше 78 миллиардов гривен ($2,84 млрд.). Главным их источником выступили собственные средства предприятий и организаций (78,2 %). Государственный бюджет выделил 2,1 миллиард гривен (2,7 %), местные бюджеты – 3,6 миллиардов гривен (4,6 %). Преимущественно инвестиции шли в оборудование и транспортные средства (47 %), а также в здания и сооружения (43,1 %). В целом по Украине по сравнению с первым кварталом прошлого года уровень капитальных инвестиций упал на 9,5 %.

«Государство делает все возможное, чтобы промышленность не развивалась, чтобы она и дальше резалась на металлолом, чтобы стоимость активов в Украине неуклонно падала. Все для этого делается последние семь лет. Когда нет капиталовложений, когда они находятся на историческом минимуме, то что там можно модернизировать. В лучшем случае подремонтировать станки 70-х годов», – считает Всеволод Степанюк.

Характерно, что заявление Зеленского о модернизации промышленности не отразилось в официальном документе типа стратегии или законопроекта. А вот повышение экологического налога есть среди законодательных инициатив правительства. Очевидно, это один из тех способов, которым государство еще может влиять на в большинстве своем приватизированную промышленность.

«Мы топчемся в экономическом болоте»

Повышение экологических налогов заложены в правительственном законопроекте № 5600, прозванном «ресурсным». Документ находится на рассмотрении Верховной Рады. Там предлагается, в частности, увеличить ставки экологического налога на сбросы загрязняющих веществ в водные объекты в 1,6 раза и повысить ставки экологического налога на выбросы двуокиси углерода с 10 до 30 гривен за тонну, то есть в три раза. Интересно, что такое повышение несущественно отразится на доходах госбюджета. Указанные повышения принесут, по расчетам Минфина, соответственно 0,1 и 2,1 миллиардов гривен в бюджет.

«С точки зрения экологии, от чего в самом деле страдает окружающая среда, от повышения в 1,6 раза эффект – 100 миллионов гривен. Это не то что в процентах не выражается, но и в долях процента не выражается при бюджете в 1,3 триллиона гривен. Бюджет это не почувствует. Это все равно, что прибавка к зарплате в одну копейку», – говорит Виктор Скаршевский.

Зато это повышение может отразиться на стоимости продукции производителей, а за это обычно платит конечный потребитель. Повышение затрат также может сказаться на конкурентоспособности украинской продукции на внешних рынках.

«К сожалению, очень много инициатив, которые накладываются на больших производителей, в итоге все равно будут учитываться в финальной цене, – говорит Игорь Чаленко. – Никто себя ущемлять не будет, в итоге заплатит конечный потребитель. Если на внутренний рынок – соответственно украинский гражданин, если на внешние рынки – мы потеряем часть конкурентоспособности. Когда мы внедряем любые экологические новации, это всегда бьет по рентабельности предприятия, по возможности конкурировать. Соответственно, не будут ли эти внедрения, например, поспешными, каким-то образом давить на экономическую составляющую этих наших промышленных предприятий. Здесь надо все-таки смотреть. Сегодня хорошо говорить о поднятии разных налогов, когда на пике цены на сырье, руду, металлы, но пик рано или поздно уйдет в убыль с точки зрения наших экспортных позиций. Соответственно эти все ставки останутся. В итоге мы можем прийти к тому, что мы убьем свою промышленность. Этого нам абсолютно не надо».

За прошлый год промышленное производство в Украине упало на 5,2 %. Весной текущего года оно начало показывать небольшой рост, но смотря по каким периодам. Например, если сравнивать май 2021 года с маем прошлого года, то здесь наблюдается рост в 5,4 %. Но если сравнить май 2021 года с прошлым месяцем, то уже падение в 3,4 %. Если сравнивать промышленное производство за январь-май 2021 года с аналогичным периодом 2019 года, то получится падение на 5,9 %. Это показывает, что промышленности в Украине все равно трудно восстановить свои прежние объемы продукции. Важно отметить, что если и наблюдается какой-то рост, то за счет низкой базы прошлого года.

«Что касается восстановления промышленности, у нас как была сырьевая структура, так она и осталась, – говорит Виктор Скаршевский. – Никаких тенденций и предпосылок к тому, что она поменяется, нет на данном этапе, потому что ничего для этого в принципе не делается. Мы как были в экономическом болоте, так и топчемся в нем. Чуть-чуть больше, чуть-чуть меньше. Сейчас, кстати, помогает внешнеэкономическая конъюнктура, мировые цены на металл, руду, зерно зашкаливают и находятся иногда на 7-10-летних максимумах. Поэтому еще и плюс показываем, особенно исходя из низкой базы сравнения прошлого года».

Возможно, разговорами о модернизации промышленности Зеленский хотел показать свою прогрессивность. Передовые страны мира начинают осваивать принципы «зеленой» экономики – нового веяния в науке, общественных отношениях и жизнедеятельности, основанного на принципах низкоуглеродности, ресурсосбережения, повышения благосостояния граждан и социального равенства. Говорить об этом модно, но, к сожалению, в Украине об этом можно только поговорить и помечтать.

«Проблема Украины в том, что у нас часто разговоры про “зеленую” экономику заканчиваются на строительстве “зеленой” энергетики, ветровых и солнечных станций, – говорит Павел Вернивский. – Хотя “зеленая” экономика – это более широкий спектр. В ней может быть задействовано производство, добыча. “Зеленая” революция, которая сейчас происходит в мире, может дать серьезный стимул для развития новой промышленности и привлечения инвестиций из-за рубежа. Но, к сожалению, я таких разговоров на уровне высшего руководства не слышал».

Читайте также по теме