Протесты участников боевых действий, чернобыльцев, ветеранов военной службы могут последовать за монетизацией льгот на проезд. По экспертному мнению, компенсация 30 поездок не покрывает существующих льгот, а денег в местных бюджетах может просто не хватать.
Не учли российский опыт 2005 года
С 14 июля стоимость проезда в общественном транспорте Киева составит 8 гривен. Такое решение приняла Киевская городская госадминистрация в мае. Она пока не приняла решения о монетизации для льготников, хотя Кабмин утвердил монетизацию льгот на проезд всеми видами общественного транспорта еще в марте.
Льготникам планируют выдавать деньги на 30 поездок, вместо права на бесплатный проезд всеми видами общественного транспорта, включая метро, троллейбусы, трамваи электрички, пригородные и междугородные автобусы.
Срок введения новшества – прерогатива местных властей. Они же устанавливают сумму компенсации в пределах социальной нормы в 30 поездок. Уже известно, что для Киева это будет по пять поездок в трамвае, троллейбусе и автобусе, еще 7 поездок в метро и 8 поездок в пригородном транспорте.
Эксперт по вопросам транспорта Вячеслав Коновалов уверен, что монетизация льгот на проезд не заработает в полной мере из-за нехватки денег в местных бюджетах.
«На местах приведет к бунтам социально незащищенных граждан, как это было в России, когда пенсионерки ложились на рельсы, так как людям выделяли смешную сумму на проезд», — сказал Коновалов.
Отметим, что кроме пенсионеров и инвалидов право на бесплатный проезд имеют участники боевых действий, чернобыльцы, ветераны военной службы, ветераны МВД, ветераны нацполиции и других силовых ведомств (всего 24 категории). Статус участника боевых действий уже получили более 300 тысяч человек. Из них 230 тысяч военных по линии Минобороны, остальные – из Нацгвардии, МВД и пр.
Когда в 2005 году в РФ приняли закон о монетизации льгот, проблем с отставными силовиками стремились избежать. Льготники были разделены на федеральных и региональных — разного рода участникам боевых действий деньги на компенсацию проезда старались дать вовремя. А из местных бюджетов предусматривались средства для пенсионеров, ветеранов труда, инвалидам. На местах не хватило средств. После многочисленных протестов пенсионеров и инвалидов, власть вынуждена была выделять дополнительные средства.
В украинском варианте реформы «федеральных» льготников нет. Деньги будут из местных бюджетов, а размер компенсации ежегодно должны определять областные администрации.
Вячеслав Коновалов прогнозирует конфликты. «Когда дойдет до реализации на практике, возникнут конфликты между льготниками и перевозчиками. Не всем категория льготников вовремя смогут выделить деньги на проезд. Перевозчики будут отказываться вести их бесплатно. Местная власть будет разводить руками и говорить, что Киев им не выделил необходимые средства», — предполагает эксперт.
Задержек исключать нельзя. Ведь Министерство юстиции предлагает украинцам обращаться с иском в украинские суды или Европейский суд по правам человека в случае задержки или отказа в начислении пенсий или других соцвыплат от государства. Но пока никто из представителей власти не выступал с советом, куда обращаться в случае задержки компенсации за проезд.
Монетизация не покроет все существующие льготы
Самая многочисленная категория льготников — пенсионеры: их более 12 млн чел. Планируется, что пенсионеры будут получать средства ежемесячно «по месту получения соответствующих выплат».
А тем, кто не получает пенсии, но пользуется правом бесплатного проезда, полагается оформить банковский счет. Так же льготниками без пенсии для получения денег необходимо подать соответствующее заявление в орган Минсоцполитики.
На местах уже определены суммы, которые предусмотрены для компенсации расходов на проезд. По данным СМИ, на Волыни сумма возмещения составит 69 гривен. В Винницкой области – 96,9 грн, в Донецкой – 106,8 грн. Кировоградская область выделит 97,5 грн, Николаевская– 110 грн., Ровенская – 90 грн, Тернопольская область – 100 грн, Черниговская область – 112,5 грн.
Будет ли этих денег хватать при колебании цен на проезд? В правительственном постановлении говорится, что размер выплат рассчитывается на весь год, исходя из тарифа, который действует на 1 января текущего года. А сумма компенсации будет повышаться только с 1 января следующего года.
И. о. главы Ассоциации работодателей перевозчиков города Киева Юрий Артеменко настроен оптимистично.
«Все перевозчики согласны с тем, что монетизация для них большой плюс. Монетизация касается коммунальных предприятий, муниципального транспорта и плюс тех перевозчиков, которые работают на пригороде и на областных маршрутах. Фактически им будет адресная дотация, напрямую будут платить дотации и субвенции не перевозчику, а будут платить пассажирам. То есть, это та же самая адресная дотация», — говорит он.
Артеменко прогнозирует, что в столице социальная норма будет увеличена. «30 поездок разделить на трамвай, автобус и троллейбус в течение месяца — это смешно. В столице Киевсовет, скорее всего, увеличит количество поездок», — считает он.
А Владимир Петровский, председатель ОО «Всеукраинская общественная организация «Всеукраинский парламент трудоспособных инвалидов» пессимистичен. Он заявил в СМИ, что монетизация льгот не заменит все существующие льготы.
Ведь представители льготных категорий имеют право на бесплатный проезд всеми видами пассажирского городского транспорта, а также всеми видами пригородного транспорта, и на 50-процентную скидку на проезд воздушным, железнодорожным и автобусным транспортом в период с 1 октября по 15 мая.
Взамен, власть предлагает деньги на 30 поездок в городском транспорте. «Действительно ли эта замена является адекватной? Думаю, ответ понятен и без подсказки», — отметил в СМИ эксперт.
Он подчеркнул, что статья 3 Конституции Украины провозгласила человека, его жизнь и здоровье, честь и достоинство, неприкосновенность и безопасность наивысшей социальной ценностью в государстве, а также установила, что именно государство отвечает перед человеком за свою деятельность. «Поэтому именно государство, а не местные органы власти, является гарантом соблюдения прав и свобод любого гражданина, в том числе представителей льготных категорий», — подчеркивает эксперт.
Следует отметить, что 22 статья Конституции подчеркивает, что при принятии новых законов или внесении изменений в действующие законы не допускается сужение содержания и объема существующих прав и свобод.