Никита Бегаль
07:00 14/02/2018

Монетизация субсидий: как будет работать система

Минфин своим приказом от 4 января дал старт сезону монетизации субсидий, который, со слов чиновников, будет иметь глобальный характер, ведь в стране взят курс на реформу социальных расходов.

Предприятия  

Пока речь идет о первом этапе монетизации, который подразумевает расчеты на уровне исполнителей жилищно-коммунальных услуг (ЖКУ).  Финансовые власти уже предложили предприятиям заполнять реестры, касающиеся потребления услуг льготной категорией населения, для получения государственной субвенции. Нужно сказать, что система с момента запуска сразу дала сбой. Об этом 30 января заявил  вице-премьер-министр, министр регионального развития, строительства и жилищно-коммунального хозяйства Украины Геннадия Зубко. Чиновник указал, что технические новации от Минфина создали препятствия в возмещении ОСМД и ЖСК, ведь последних обязали открыть счета со специальным режимом использования в Государственной казначейской службе, что впоследствии бы создавало трудности при выплате зарплат, проведении ремонтов, закупке материалов и т.д. В Минфине поспешили заверить, что не нужно вносить никаких  изменений, а расчеты будут проводиться через  текущие счета ОСМД и ЖСК.

Как бы то ни было, монетизация в нынешней форме имеет ряд новшеств для исполнителей ЖКУ. Во-первых, трансферты от казначейства будут осуществляться напрямую без  дополнительной бюрократии. Во-вторых, зафиксированы четкие сроки перечисления субвенции  (до 24 числа). В-третьих, предприятиям дается право самостоятельно выбирать поставщиком энергоносителей и рассчитываться с ними средствами из субвенций. В-четвертых, субвенции  на льготы и субсидии привязали к фактическим показаниям потребления ЖКУ.

Напомним, навести порядок в системе льгот и субсидий настаивает такие институции, как МВФ, Всемирный банк и ЕБРР. 

«Монетизация субсидий на уровне предприятий, предполагает следующие вещи: вместо взаимозачетов между предприятиями организуют реальные денежные платежи. Это должно четче отобразить финансовое положение всех участников сферы ЖКХ», —  поясняет экономист Борис Кушнирук.

Новый подход должен помочь устранить проблемы в расчетах с ОСМД, которые оказались, как показал опыт, самыми уязвимыми в системе компенсации льгот и субсидий. Так сложилось, что ОСМД в украинском варианте, которых по стране насчитывается около 30 тысяч, практически не видят возмещений от государства, и задержки в платежах растягиваются на кварталы. Государство, как правило, только частично рассчитывается, перенося старые долги в новый финансовый год. Так, в прошлом году власти задолжали исполнителям ЖКУ 9 млрд гривен, поэтому в 2018 году были увеличены расходы на программы жилищных субсидий и льгот до 71 млрд гривен.

 «Ситуация у нас по ОСМД серьезная. Я думаю, правительство забыло, что есть закон об ОСМД, и что такое содержание дома. Нам давно не присылали средства как компенсацию субсидий и льгот. Маленькие ОСМД начали буквально кредитовать государство: в домах включен свет, работают лифты, и люди не протестуют, не говорят государству, что они не потерпят такого отношения к себе», — рассказывает представитель ОСМД в Днепропетровской области Татьяна Мирошниченко.

Директор специальных проектов научно-технического центра «Психея» Геннадий Рябцев говорит, что число получателей жилищных субсидий не должно превышать 7% всех домохозяйств, иначе это грозит коллапсу системы.

«Предоставление субсидий более чем половине домохозяйств, как это происходит в Украине, — беспрецедентное явление. Нигде ни в одной стране мира субсидии не предоставлялись более чем 7% домохозяйств.  Эксперты предупреждали о неизбежном возникновении долгов государства перед предприятиями ЖКХ по линии компенсаций. При этом формируется ошибочное мнение, что исключительно население должно за услуги (к концу 2017 году долг населения за ЖКУ достиг 28,8 миллиарда гривен – Авт.). А проблема  находится во взаиморасчетах между госбюджетом, компаниями-поставщиками энергоресурсов и компаниями, которые распределяют эти энергоресурсы, предоставляя их конечным потребителям», —  поясняет он.

Население

Монетизация субсидий на уровне домохозяйств, а точнее, используя формулировки Минфина, третий этап реформы, будет реализован, когда власти построят цифровую инфраструктуру, создадут единый реестр получателей субсидий и разработают механизм  верификации граждан, получающих социальную помощь. Этот комплекс работ Минфин называет вторым этапом.

Собственно, создание реестра ключевой момент процесса. Разработать реестр власти планировали до 20 декабря 2017 года, но не сложилось. Тем временем число субсидиантов продолжает падать. По оценкам Министерства социальной политики, количество семей, нуждающихся в жилищных субсидиях, сократилось до 5 млн из 9 млн существующих. Этому уменьшению способствовал рост минимальной зарплаты, который механически отсеял претендентов на скидку на оплату услуг ЖКХ. Также на ситуацию повлияло ужесточение в мае прошлого года правил получения субсидий.

«За все время независимости страны до сих пор не сформирован единый реестр получателей социальных трансфертов. У нас социальную помощь получают от 12 до 20 млн человек. Это колоссальное расхождение в данных. Создание реестра откровенно саботируется на уровне Министерства социальной политики. Ниточки ведут на самый верх. Нынешнее статус-кво  в сфере – грандиозная возможность для злоупотреблений», — комментирует Борис Кушнирук.

В свою очередь президент Центра антикризисных исследований Ярослав Жалило указал на риски при монетизации субсидий на уровне домохозяйств, назвав главной причиной ментальную неподготовленность населения к изменениям.   

«Монетизация сама по себе является позитивным инструментом, она позволяет расширить степень свободы получателей субсидий. Они вправе распоряжаться этими деньгами по собственному усмотрению. Могут банально платить за потребленный ресурс, а могут использовать для того, чтобы компенсировать те или иные шаги по повышению энергоэффективности. Но можно предположить, что какая-то часть субсидий будет использована не по назначению. То есть, люди добросовестными плательщиками не станут, а деньги потратят на другие нужды. Думаю, что монетизация однозначно должна совершаться не в виде поступления свободных живых денег (как это планирует Кабмин – Авт.), а в виде определенных связанных финансовых ресурсов, которые могут находиться, допустим, на корреспондентских счетах», — заявил эксперт.

По прогнозам министра социальной политики Андрея Ревы, монетизировать льготы на услуги ЖКХ начнут с 1 июля, однако как пойдет дело точно неясно. К примеру, прошлогодняя монетизация остатков, то есть средств, сэкономленных семьями на отоплении, проходила не гладко. Правительство планировало рассчитаться с  1,7 млн семей на сумму 1,2 млрд гривен еще до начала осени, однако к декабрю «живые» деньги получили только две трети домохозяйств.

Читайте также по теме