Отопительный сезон в самом разгаре, а суммы в платежках украинцев приобрели пугающий характер. Диспропорция между тарифами ЖКХ и доходами граждан критично отображается на госбюджете: на этот год в генеральной смете предусмотрены более 50 млрд гривен на реализацию программы жилищных субсидий.
Сегодня правительство и Международный валютный фонд (МВФ), выступающий ключевым кредитором страны, обсуждают, помимо прочего, перспективу монетизации субсидий, ведь сбалансированность государственной казны основополагающее требование фонда для всех стран-заемщиков. В январе появилась обновленная версия меморандума о сотрудничестве между МВФ и Украиной, который был дополнен 7 «маяками», среди которых, кроме повышения пенсионного возраста и открытия рынка земли, фигурирует монетизация жилищных субсидий.
Выполнение рекомендаций фонда, а они, надо сказать, очень непопулярны, открывает двери для новых траншей финансовой институции. Продолжать сотрудничество с МВФ сегодня крайне важно властям, поскольку это сигнализирует мировой общественности, странам-донорам и международным инвесторам о том, что Украина идет по пути реформ и модернизации.
Ранее, напомним, правительство рассматривало два варианта монетизации. Первый предполагал направлять средства предприятиям ТКЭ, которые будут компенсировать субсидии, второй – перечислять деньги непосредственно потребителям. Инструментом второй модели назывались специальные банковские счета для домохозяйств. То есть, речь шла о переходе с клиринговой формы расчета на адресно-индивидуальную, при которой потребитель будет мотивирован вкладываться в собственную энергоэффективность и более экономно использовать энергоресурсы. Для тестирования новой системы даже был выбран город Калуш. Теперь же, когда оживились контакты с МВФ, Кабмин начал раскрывать карты.
«Большая часть расчетов за субсидии идет в клиринговой форме, не в денежной. Когда мы говорим о монетизации в том понимании, как ее прописывает МВФ, речь идет о том, чтобы у нас не было взаимозачетов, а не чтобы мы предоставляли субсидию деньгами за услуги ЖКХ. А не о том, чтобы платить человеку, который будет оплачивать услуги», — заявил министр социальной политики Андрей Рева, отметив, что переговоры по этому вопросу еще продолжаются.
При такой схеме, как рассказывают эксперты, ничего принципиально не меняется: система жилищных субсидий по-прежнему остается формой латентного дотирования монополистов, в первую очередь «Нафтогаза», который по требованию МВФ должен быть бездефицитным.
«Если будут платить деньги предприятиям (ТКЭ – Авт.) — это вообще выхолащивает саму идею (субсидий – Авт.). То есть, люди транзитом используются, а колоссальные бюджетные деньги в результате делятся среди монополистов. И мы опять приходим к тому, что тариф неправильный. Цена газа, которая загнала в субсидии 60% населения — это нонсенс, тупиковая модель, дорога в никуда. В госбюджете-2017 на меры по энергосбережению 400 млн гривен предусмотрено, а на субсидии — 50,6 млрд. То есть, в 130 раз больше!» — комментирует экс-министр ЖКХ Алексей Кучеренко.
Напомним, после ввода правительством в 2016 году единой цены на газ для населения и ТКЭ, тарифы на отопление с новой силой устремились вверх, увеличившись в два раза. Тогда оптовую цену «голубого топлива» увязали с котировками на немецком хабе NCG, доставкой и тарифом на услуги трансграничных газопроводов до точек входа в отечественную ГТС, отбросив при этом фактор внутренней газодобычи.
Сегодня, по данным Государственной службы статистики Украины, субсидии назначены 7,6 млн домохозяйствам. Согласно прогнозам Кабмина, число украинских семей , получивших право на субсидии, может увеличится до 9 млн из почти 15 млн существующих в стране. Правда такие оценки, надо отметить, делались до повышения минимальной зарплаты до 3 200 гривен. Однако в связи с этим не стоит ждать мгновенного сокращения количества получателей помощи, ведь в текущем отопительном сезоне при расчете размера субсидии будут учитываться доходы за 2016 год. Таким образом, новый размер минимальной зарплаты повлияет на назначение субсидии лишь в 2018-2019 гг.
В Минфине, к слову, уже подчитали эффект от «минималки» в этом году: на субсидиях государство сэкономит 4,8 млрд гривен за счет пересчета. Отметим, что в декабре средний размер субсидии увеличился по сравнению с соответствующим периодом 2015 года на 25,1% и до 1364 гривны. В целом задолженность населения за жилищно-коммунальные услуги достигла 20 млрд гривен. На конец декабря 2016 года долги граждан за тепло и горячее водоснабжение составили 9,4 млрд гривен, за газ — 6,4 млрд, за содержание домов — 2,4 млрд, за холодную воду — 1,5 млрд, за вывоз бытовых отходов — 0,4 млрд. Кроме того, население должно за электроэнергию 3,3 млрд гривен.
В то же время объявленная правительством рассрочка на оплату «коммуналки», предполагающая уплату в осенне-зимний период 50% выставленного за тепло счета с последующим погашением остатка долга на протяжении апреля-сентября, провалилась, если судить по первым итогам ее работы. В конце января А. Рева признался, что расчетной технологией воспользовались около 3 тыс. человек по всей Украине, пояснив тенденцию слабой информационной кампанией.