Накануне в Страсбурге делегация РФ при Парламентской Ассамблее Совета Европы (ПАСЕ) официально заявила о временном выходе Москвы из этой международной структуры. По словам дипломатов, это вызвано «неадекватным поведением» руководства Ассамблеи и откровенным хамством со стороны ряда ее членов. Незадолго до этого Совет ПАСЕ лишил Россию права голоса на заседаниях Организации и порекомендовал мировому сообществу ограничить свои контакты с Кремлем. В итоге российские делегаты в полном составе демонстративно покинули Бельгию. По мнению аналитиков, этот шаг может определенным образом повлиять на судьбу Объединенной Европы.
Каким-то удивительным, но вполне закономерным образом нынешняя европейская парламентская неделя разделилась на «до» и «после» ухода россиян. Российскую делегацию, если так можно выразиться, попросту спровоцировали сначала покинуть зал заседаний, а затем и вовсе отказаться от участия в сессии. Еще перед началом слушаний Ассамблеи представитель России Сергей Нарышкин предупредил своих европейских коллег, что в случае повторного лишения РФ права голоса в ПАСЕ россияне оставляют за собой право сложить полномочия. Так и произошло.
Выступая с парламентской трибуны, Нарышкин посетовал на то, что в российском секторе сессии не работают аппараты для голосования. И получил резкий ответ, который почему-то вызвал в зале гомерический хохот и аплодисменты: дескать, а вы (россияне, — Авт.) просто снова не имеете права голосовать.
«Это действительно можно назвать чудовищной провокацией, — отметил в комментарии ГолосUA независимый эксперт Клаус Хофф (Бельгия). – О всяческих изменениях в регламенте, включая вопрос отзыва мандата на право голоса, необходимо сообщать заранее и в официальной форме. Этого руководители ПАСЕ не сделали».
В итоге, покидая зал заседаний, глава российской делегации отметил буквально следующее: «Мы уходим – по крайней мере, прекращаем свое членство в Ассамблее до конца текущего года. А решение европейских парламентариев наносит существенный удар по международному диалогу».
Сразу же после демарша россиян за РФ в ПАСЕ вступились Армения, Азербайджан и Кипр. Представители этих государств, проявив завидное единодушие, заявили, что отныне европейские парламентские недели не будут иметь дискуссионного характера, а, следовательно, автоматически лишаются всяческого смысла. Это мнение разделили Австрия и Италия, чьи дипломаты с неким опасением предположили: следующим шагом Москвы может стать выход России из Совета Европы.
«В этом случае РФ не будет прислушиваться к мнению оппонентов, и порой станет действовать вопреки основным канонам Ассамблеи», — подчеркнул итальянский парламентарий Джузеппе Сантори.
В какой-то мере эти слова уже оказались пророческими – по некоторым данным Госдума России рассмотрит законопроект об отмене моратория на смертную казнь, ограничение доступа к информации, содержащей официальные сведения и, наконец, кардинальных изменениях в военной доктрине, внешней политике и экономических связях.
Иными словами, для пресловутой Объединенной Европы такие перспективы звучат словно приговор. Сразу по трем причинам. Во-первых, с возвращением в уголовный кодекс РФ статьи, предусматривающей высшую меру наказания (нарушается параграф 44 Резолюции ЕС), целый ряд государств-членов ПАСЕ рассмотрят подобную возможность для собственного законодательства. Пример тому – Сербия, где местные радикалы настаивают на казни террористов и сепаратистов. Во-вторых, Россия получает полное право активизировать военное сотрудничество с Исламской Республикой Иран, которую ЕС рассматривает как потенциального агрессора в регионе Персидского залива. А в-третьих, Москва отныне на свое усмотрение решит вопрос о строительстве новых веток газопровода в Европу.
«В данном контексте следует говорить о «моральной монополии» России на общую ситуацию в Европе, — сказал ГолосUA политический обозреватель Франсуа Тедьен (Франция). – Москва по-прежнему остается противовесом современных европейских стандартов. Без нее заседания ПАСЕ станут «пресными», международные контакты бессмысленными, а перспективы развития экономики – туманными. Все это вызовет в Европе новый кризис».
Насколько достойно Европа это кризис преодолеет – предсказать не может никто.