Тарас Корпан
19:03 10/12/2018

Моряки и Томос: чем обернется церковный собор 15 декабря

Накануне объединительного собора Президент обратился к главе УПЦ с невыполнимой просьбой — «принять меры», и освободить украинских моряков в РФ. Эксперты ожидают новых гонений на УПЦ ради сомнительных процентов рейтинга власти, ведь обещанной автокефалии собор не сулит.

«Пойди туда, не знаю куда, принеси то, не знаю что»

Президент Петр Порошенко обратился к главе Украинской Православной церкви Блаженнейшему Онуфрию с просьбой оказать содействие в освобождении моряков, арестованных российскими пограничниками в Керченском проливе 25 декабря.  Соответствующее заявление обнародовано на официальном сайте Администрации Президента 9 декабря.

«Вчера и позавчера я разговаривал с предстоятелем Украинской православной церкви Московского патриархата Блаженнейшим Онуфрием. Обратился к нему с просьбой немедленно связаться с Москвой для того, чтобы по линии церкви принять соответствующие меры для того, чтобы вернуть моряков», — цитирует Главу государства его пресс-служба.

Политолог Елена Дьяченко увидела лицемерие в таком заявлении. Ведь просьба невыполнима.  «Даже к главе УПЦ обратился человек. На какие жертвы идет, только чтобы не идти простым законным путем- дать запрос от Минюста на российский Минюст и по договору о правовой помощи в гражданских семейных и уголовных делах запросить выдачу моряков. Но нет, их специально называют военнопленными, чтоб не идти законным путем», — написала она в Facebook.

Политолог напоминает, что УПЦ содействует обмену пленных на Донбассе, но украинские моряки находятся в России под следствием по статье о незаконном пересечении государственной границы. Конвенция  о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам предоставляет возможность  по требованию сторон выдавать друг другу лиц, находящихся на их территории, для привлечения к уголовной ответственности или для приведения приговора в исполнение. Но такого запроса нет, указывает Дьяченко.

Теоретически моряков может помиловать президент РФ после вынесения приговора, как это произошло с Надеждой Савченко. Министр иностранных дел России Сергей Лавров подчеркивает, что дальнейшие шаги возможны только после того, как суд над украинскими моряками завершится.

Таким образом, попытки вернуть моряков по линии церкви не могут быть выполненными в ближайшие дни, что может быть истолковано, как нежелание УПЦ помочь.  Между тем 15 декабря запланирован объединительный собор по созданию новой церкви, которая будет существовать в Украине параллельно с УПЦ.

 В преддверии этого собора Президент Петр Порошенко заявляет: «Пальцы веером Московский Патриархат здесь расставлять больше не будет».

Эти слова официально опубликованы 1 декабря. Их Президент  Петр Порошенко произнес  в своем обращении к 27-й годовщине референдума за независимость Украины.

В конце ноября — начале декабря в Киеве, Житомире, Овруче и Коростене правоохранители проводили обыски в зданиях, принадлежащих епархиям Украинской православной церкви Московского патриархата. Сообщалось о вызовах на «беседу» в СБУ епископов. В Ровенской области священников массово вызывали на допрос.

По делам за «государственную измену» допрашивали клириков Сарненской епархии. А управляющий этой  епархией митрополит Сарненский Анатолий (Гладкий), был в те же дни награжден орденом Ярослава Мудрого «за значительный личный вклад в государственное строительство». Таким же орденом награжден  митрополит Черкасский Софроний (Дмитрук). 

«Нарушение архиерейской присяги»

В субботу начнется объединительный собор, в котором планируется  участие 40 архиереев Киевского патриархата, 12 архиереев УАПЦ и нескольких представителей Украинской православной церкви (УПЦ). Сначала называлась цифра в 10 человек. Теперь анонсируется участие «трех или четырех» архиереев УПЦ, которые, как ожидается, будут участвовать вопреки решениям архиерейского собора собственной церкви от 13 ноября.

Тогда они сами подписали постановление, в котором запущенный Президентом и парламентом процесс предоставления Томоса об автокефалии (указа Константинопольского патриарха о церковной самостоятельности) называет «искусственным, навязанным извне».

7 декабря, состоялся Синод УПЦ, на котором высказана обеспокоенность многочисленными случаями давления на преосвященных УПЦ с целью заставить их принять участие в так называемом объединительном соборе, «что является прямым побуждением к нарушению архиерейской присяги, которую епископы обязывались соблюдать даже под угрозой смерти».

Синод постановил, что участие в соборе «не благословляется», и подчеркнул, что собор является незаконным собранием, а все решения, принятые этим собором в УПЦ будет считать недействительными и не имеющими никакой юридической и канонической силы. Ведь собирать соборы на территории Украины — прерогатива митрополита Киевского, который  никакого собора не созывал.

Пишут, что Онуфрий, получив от Константинопольского патриарха Варфоломея письмо с приглашением на объединительный собор, запечатал его в конверт и отправил обратно автору. Как стало известно, в своем письме Варфоломей пишет Онуфрию, что тот «незаконно» носит титул митрополита Киевского, но при этом приглашает участвовать в соборе с правом выдвижения кандидатуры на пост предстоятеля новой церкви.

Также стало известен проект устава новой церкви, утвержденный Константинопольским синодом. В нем эксперты увидели полную зависимость новой церковной структуры от Константинопольской патриархии.

«Никакой публично обещанной «независимости и самостоятельности во внутренней жизни» не предвидится»- отмечает политолог Дмитрий Джангиров. Он приводит положения документа, который предусматривает, что новая церковь признает в качестве главы и власти Константинопольского патриарха. К нему глава новой церкви будет обязан обращаться по всем вопросам общего церковного, догматического и канонического свойства.  Константинопольский патриарх будет  принимать решения по конфликтным вопросам, и его решение обжалованию не подлежит, и т.п.  

Бывший пресс-секретарь Патриарха Алексия II протоиерей  Владимир Вигилянский написал в Facebook, что Украина присоединяется к Вселенскому Патриархату на правах митрополии и будет управляться наравне с другими архиепархиями и митрополиями, которых множество – не меньше 35.  Новая украинская митрополия, судя по проекту устава, «не дотягивает» до самостоятельности автономных Финляндской и Эстонской Церквей, а также полуавтономной Критской, находящихся в зависимости от Константинополя.

Протоиерей считает, что интерес Константинополя в том, чтобы формально присоединить к своим 3 тысячам храмов 17 с лишним тысяч украинских приходов (общее число храмов УПЦ, Киевского патриархата и УАПЦ).  

«Ради такого трюка Патриарх Варфоломей готов нарушить все правила Вселенских Соборов, готов стать во главе новых гонений на православных украинцев, готов расколоть межправославное единство», — пишет Виглянский.

По мнению Дмитрия Джангирова, у украинской власти есть собственный, предвыборный интерес. «С политической точки зрения, на которую особо напирал действующий Президент и его многочисленные «автокефальные единомышленники» во власти — это реальная унизительная капитуляция во имя виртуальных (и весьма сомнительных!) процентов рейтинга», — заключил он.

Елена Дьяченко задается вопросом: «А стоит ли уходящий режим того, чтобы ради выполнения его приказов запугивать УПЦ — злоупотреблять властью, превышать полномочия и совершать другие должностные преступления перед телекамерами, на глазах у всей страны?»

Читайте также по теме