То, чем несколько лет грозила Киеву Москва, произошло — 8 ноября начались коммерческие поставки российского газа в Западную Европу через первую нитку магистрального газопровода «Северный поток». Это событие является одним из ключевых в современных отношениях России и Украины, и для последней в скором будущем может принести негативные последствия.
Проекту «Северный поток» (Nord Stream AG) Москва придает огромное значение. Прежде всего – политическое. Недаром на торжественную церемонию запуска газопровода отправился лично президент РФ Дмитрий Медведев. Вместе с канцлером Германии Ангелой Меркель они в курортном городке Любмин на берегу Балтийского моря, куда протянута российская труба, открыли символический кран – и пустили газ в Европу.
Россия получила сразу несколько политических дивидендов. Прежде всего, теперь она обладает собственной газовой магистралью, независимой от транзитных государств. Также более зависимой от российских поставок становится Германия: после аварии на АЭС в японской Фукусиме Берлин заявил об отказе от атомной энергетики, а значит будет увеличиваться доля тепловых станций и потребление газа. При этом российский «Газпром» уже заявил о намерении построить свои электростанции в Германии. Ну, а кроме того, Москва «щелкнула по носу» Киев, продемонстрировав, что в случае несговорчивости последнего в будущем поставки газа в Европу будут осуществляться минуя украинскую «трубу».
С экономической составляющей проекта все намного сложнее. В Москве признают, что «Северный поток» — убыточен, и будет оставаться таким еще очень долгое время. «Газопроводы не окупаются быстро, они рассчитаны на то, что будут работать на протяжении 30-50 лет. Исходя из этого и строится бизнес-модель таких компаний, как «Nord Stream». Нам же нужно обеспечивать одновременно надежные поставки для потребителей, соблюдая свои коммерческие интересы», — заявил официальный представитель холдинга Сергей Куприянов.
«Между строк» можно прочесть, что ввязавшись в многомиллиардные проекты, «Газпром» теперь ни в коей мере не будет заинтересован в снижении цены на газ для потребителей. Однако в самой нелепой ситуации оказалась Украина: получается, что платя завышенную, по мнению Киева, цену на газ, она оплачивает строительство газопроводов в обход своей же территории.
Технологическая закачка газа в трубопровод «Северный поток» началась еще 6 сентября 2011 года на газокомпрессорной станции «Портовая», что на самом берегу Балтийского моря. Теперь, когда «Nord Stream» запущен официально, через эту магистраль начнутся коммерческие поставки российского природного газа потребителям в Западной Европе — Германии, Дании, Нидерландах, Бельгии, Франции, Великобритании, а также в ряде других стран. При этом помимо поставок по новым контрактам, через «Северный поток» будет транспортироваться часть газа, который прежде отправлялся за границу через украинскую газотранспортную систему. И это, утверждают в Кремле, — только начало.
Проект «Северный поток» родился в России еще в середине 90-х годов прошлого столетия. Тогда в консорциум по созданию газопровода, который должен был пролечь из России в Европу по дну Балтийского моря, вошли российский газовый монополист «Газпром» и финская компания «Fortum”. Однако вскоре финны вышли из проекта, который посчитали слишком дорогим (на тот момент проект оценивался в 5,7 миллиарда долларов), и впоследствии акционерами «Nord Stream AG» становились различные европейские компании, до тех пор, пока не сформировался окончательный список акционеров: «Газпром» (51%), германские BASF и «E.On Ruhrgas» (по 15,5%), голландская «Gasunie» и французская «GdF Suez» (по 9%). Первоначально запустить магистраль планировалось еще в 2007 году, тем не менее, из-за высокой стоимости проекта, который многие считали экономически неоправданным, работы по нему велись очень медленно.
В этой ситуации своеобразным катализатором для форсирования работ стала так называемая «газовая война» между Россией и Украиной на стыке 2008-2009 годов, когда Москва ограничила поставки газа в Украину, а Киев приостановил транзит российского топлива в Европу по своей газотранспортной системе. И хотя противостояние закончилось подписанием ныне действующего, невыгодного Украине контракта, Россия четко заявила, что кровно заинтересована в контроле транзита своего газа потребителям в Европе – путем приобретения полностью или частично украинской ГТС. Киев от подобных предложений категорически отказался. И тогда Москва заявила о форсировании работ по строительству двух газопроводов в Европу в обход Украины: «Северного потока» — по дну Балтийского моря, и «Южного потока» — по дну Черного моря. И если «Южный поток» планируется запустить аж в 2015 году и пока только разрабатывается проект этой магистрали, то строительство первой нитки «Северного потока» уже завершено. 1244 километра трубопровода обошлись акционерам в 10,5 миллиарда долларов – почти вдвое больше первоначальной сметы.
«Теперь Украина потеряла эксклюзивное право главной страны-транзитера российского газа», — так прокомментировал произошедшее премьер-министр России Владимир Путин, который в начале сентября лично прибыл в Выборг, чтобы нажать символическую кнопку пуска закачки технологического газа в магистраль «Северный поток». «Сегодня в «Северный поток» поступит первый газ, положив конец диктату транзитных государств. Сколько копий было сломано, сколько слов было сказано по поводу наших поставок газа в Европу, сколько всяких палок в колеса нам вставляли, сколько было альтернативных проектов. Где они все? Только на бумаге. А «Северный поток» практически реализован», — заявил тогда Владимир Путин. И подчеркнул, что отныне Киеву придется строить отношения с Москвой на других принципах. «Украина – наш давний партнер, традиционный. Как и для любой транзитной страны, всегда есть искушение попользоваться своим исключительным транзитным положением. Теперь этот эксклюзив исчезает. Я думаю, что наши отношения будут приобретать все более и более цивилизованный рыночный характер», – сказал глава правительства России.
Мощность первой нитки газопровода «Северный поток» составляет 27,5 миллиарда кубометров газа в год. Вторая нитка, которую должны закончить через год, позволит увеличить пропускную способность газопровода до 55 миллиардов кубометров в год – это почти половина газа, который перекачивает в Европу украинская ГТС. Причем часть газа из украинской газотранспортной системы в «Северный поток» переместится уже в скором времени: по заявлению президента «Газпрома» Алексея Миллера, через новую магистраль уже сейчас предполагается перекачивать 20 миллиардов кубометров газа, предназначенного для потребителей Германии и Чехии – того газа, который сейчас качается через Украину. Россияне подсчитали, что из-за этого по нынешним транзитным тарифам Украина не досчитается 700 миллионов долларов ежегодной выручки. При этом в «Газпроме» утверждают, что заполнение «Северного потока» для концерна является более приоритетным, нежели транзит газа через Украину: в договоре концерна с оператором проекта – компанией «Nord Stream AG» заложен принцип «качай или плати». А в транзитном контракте с Украиной такого пункта нет, а значит, и за уменьшение объемов прокачки газа через украинскую ГТС штрафные санкции не предусмотрены.
Сам же запуск «Северного потока» стал очередным поводом для руководителя «Газпрома» Алексея Миллера позлословить в адрес Киева, требующего пересмотра цены на газ как самой дорогой в Европе. По словам Миллера, Украина получает газ дешевле, чем потребители Польши, Венгрии, Турции и Румынии. «Наши украинские коллеги сели в поезд под названием «Дешевый российский газ» и не знают, на какой станции выйти, и не знают, что могут заехать в тупик», — заявил руководитель «Газпрома».
«Цена на газ для Украины абсолютно сопоставима с теми ценами, которые платят ее соседи в Европе, — вторит своему начальнику официальный представитель «Газпрома» Сергей Куприянов. — С учетом тех скидок в размере экспортной пошлины, о которых были достигнуты договоренности в Харькове, цена получается вполне адекватная и посильная, как показывает практика последних лет. Другое дело, что Украине хотелось бы дешевле, но это уже то, за чем наши украинские партнеры регулярно приезжают в Москву».
Кстати, Куприянов по сути опроверг заявление первого вице-премьер-министра Украины Андрея Клюева, заявившего, что переговоры «Нафтогаза» и «Газпрома» будут завершены уже в ноябре, газовые контракты будут пересмотрены и Украина получит куда меньшую супротив нынешней цену на газ. «У нас общее понимание того, что нам нужно говорить не о пересмотре, а нужно выходить на более крупные договоренности, которые в том числе будут включать в себя и условия поставки российского газа. Мы ведем эти переговоры, сейчас я бы не хотел вдаваться в подробности. Сейчас прогнозировать, когда они завершатся, крайне сложно», — подчеркнул Сергей Куприянов.
Тем временем, определились акционеры еще одного газотранспортного проекта – газопровода «Южный поток». Помимо российского «Газпрома» в предприятие вошли итальянская «Eni» (доля в проекте — 20%), французская EDF и германская «Wintershall» (по 15%). Проектная мощность этого трубопровода – 63 миллиарда кубометров газа в год. Предполагается, что он протянется с российского побережья по дну Черного моря до болгарской Варны, а затем через Балканский полуостров в Италию и Австрию. Ввод в эксплуатацию первой нитки «Южного потока» намечен на 2015 год. Общая стоимость проекта оценивается в 15,5 миллиарда евро. Хотя есть еще несогласованные вопросы с некоторыми странами, через чью территорию может пролечь труба.