Стихийные свалки и мусорные полигоны последовательно подрывают экологическую безопасность страны, несмотря на действующее законодательство об обращении с отходами. Как признаются эксперты, нынешнее статус-кво выгодно серым переработчикам мусора, а для государства «мусорная» проблема не является приоритетной.
Автор: Никита Бегаль
Ежегодно украинцы генерируют около 10 млн тонн бытовых отходов, из которых 0,6 млн тонн либо перерабатываются, либо сжигается. Это катастрофический показатель, если сравнивать с европейскими странами.
«На сегодня в Украине сжигается 2,7% отходов, а если взять в качестве примера Европейский Союз, то там эта цифра доходит до 26%. Если говорить о переработке, то ситуация намного хуже: 43% отходов в ЕС перерабатывается и возвращается к потреблению, а в Украине эта цифра — всего 3%», — говорит вице-премьер-министр – министр регионального развития, строительства и ЖКХ Геннадий Зубко.
Если пластик, стекло и бумагу мы еще можем перерабатывать, то со специфическими видами отходов, например батарейками и люминесцентными лампами, дело обстоит плохо.
Сегодня в стране насчитывается около 6 000 мусорных полигонов. Совокупная площадь, которую занимают украинские свалки, равна 9 тыс. га, при этом 1 тыс. га приходятся на нелегальные полигоны.
По словам министр экологии Остап Семерака, 99% украинских мусорных полигонов не соответствуют современным нормам.
На ситуацию пока никак не повлиял закон о сортировке твердых бытовых отходов, действующий с начала года. Более того, в прошлом году правительство приняло Национальную стратегию обращения с отходами до 2030 года. Этот документ предполагает снижение уровня захоронения бытовых отходов с 95% до 30%.
Эксперты говорят, что без надлежащей инфраструктуры, как-то мусороперегрузочные станции, сортировочные линии и мусороперерабатывающие предприятия, дело не сдвинется с мертвой точки. Сегодня мяч на стороне местных властей, ведь именно в их компетенции находится финансирование проектов по обращению с бытовыми отходами.
В стране, согласно информации Министерства экологии, работают только 22 сортировочных линий, а из 5 существующих мусоросжигательных заводов работает только один – киевский завод «Энергия». При этом первый в Украине завод по глубокой переработке твердых бытовых отходов появится только через два года. Он будет построен под Львов.
«За годы независимости в Украине не было построено ни одного мусороперерабатывающего завода. Все мусорные полигоны уже давно себя исчерпали, они не оборудованы по современным меркам. Во всех городах ситуация с мусором одинаковая, никто не вкладывает средства в развитие этой инфраструктуры. В итоге идет сильное загрязнение грунтовых вод. Кроме того, на любом из мусорных полигонов может произойти трагедия, как на Грибовичской свалке»,- говорит эколог Николай Щепець.
По его словам, на мусорных полигонах находится колоссальный ресурс органичного топлива. Более того, большинство отходов может быть переработано и выступить, как вторичное сырье.
Что же тормозит сегодня эффективное обращение с мусором? Во-первых, со слов экспертов, сортировка и переработка отходов затратное дело на фоне практики захоронения. Так, закопать 1 тонну отходов стоит всего 120 гривен.
Во-вторых, процесс сдерживает теневой «мусорный бизнес», который зачастую приближен к компаниям, занимающимся вывозом отходов. В-третьих, изначально низкая культура раздельного сбора отходов у населения и бизнеса. В-четвертых, для рециклингового бизнеса государство пока не предоставляет преференций, а также не регламентированы правила обязательного использования материалов из вторсырья товаропроизводителями. В-пятых, в Украине, к сожалению, не практикуется «расширенная ответственность» производителей тары и упаковки, когда компания обязана поспособствовать утилизации или переработки своей продукции после ее потребления. Хотя есть надежда, что соответствующий законопроект скоро появится в стенах Верховной Рады.
В любом случае строительство сети сортировочных станций и мусороперерабатывающих предприятий обернется ростом «мусорных» тарифов для населения. В течение 13 лет они, если отталкиваться от положений Национальной стратегии обращения с отходами, должны вырасти 4-6 раз.