Традиционно последний месяц весны считается месяцем разнообразных культурно-художественных событий, в это же время во всем мире отмечается и День музеев — ежегодный праздник музейного сообщества, когда большинство музеев работают бесплатно и устраивают различные благотворительные акции для своих посетителей. Впервые Международный день музеев отметили 18 мая 1977 года после утверждения этого праздника на одиннадцатой Генеральной конференции международного совета музеев, проходившей в Москве и Ленинграде. А с 2005 года ежегодно стала проводиться Международная акция — "Ночь музеев", которая проходит при поддержке международного совета музеев (ИКОМ) под патронатом Совета Европы. Только в прошлом году в акции приняли участие более 2300 музеев Европы, в том числе из стран постсоветского пространства. В последнее время к этой акции пытаются присоединиться и некоторые украинские музеи. Но пока что инициатива отечественных музейщиков держится преимущественно на голом энтузиазме при абсолютном игнорировании со стороны властей и финансовых структур.
Ночь загадок и «тихая дискотека»
Ежегодно акция «Ночь музеев» меняет свой девиз и тему. В этом году все европейские музеи работали под девизом «Музей и память», но в Киеве эту акцию поддержали всего три музея: Национальный музей Т. Шевченко, Национальный художественный музей Украины и музей М. Заньковецкой (филиал Государственного музея театрального, музыкального и киноискусства Украины), которые 14 мая продлили время своей работы до 24:00.
В это сверхурочное время, посетители Национального музея Шевченко смогли увидеть праздничное представление «Музы Шевченко», посвященное женщинам в жизни Кобзаря, в частности, тем дамам сердца, которые вдохновляли и дарили ему любовь.
В музее им. Марии Заньковецкой устроили акцию «Ночь загадок», целью которой было пролить свет на неизвестные страницы из биографии первой народной артистки страны. В жизни актрисы, роль которой в этот день играла народная артистка Украины Лариса Кадырова, было много неразгаданного и таинственного, связанного с любовью и творчеством. Гости музея смогли присоединиться к интерактивной экскурсии, во время которой предлагалось разгадать шарады и головоломки, а еще найти клад старого портного, некогда спрятанный в усадьбе актрисы.
Чрезвычайно интересную программу предложил и Национальный художественный музей Украины, который представил предаукционную выставку «Просто. Искусство», которая открылась при поддержке Фонда Центр Современного Искусства накануне акции. В программу «Ночь музея» также вошел медиа-проект «Фрагменты» яркого представителя украинского постмодернистского искусства Владимира Яковца, который презентовал видео-документацию акций 2000-х годов, фотографии и живописные серии «Поколение», «Отражение», «Идеал» и «Голубая культура». Музыкальное сопровождение обеспечила киевская рок-группа «SINGLETON», познакомив посетителяй музея со своей новой акустической программой. А в завершение гостей ждал настоящий сюрприз — «Тихая дискотека», малознакомое явление для украинских меломанов, однако очень популярное в Европе, где такие дискотеки очень популярны. Суть ее заключается в том, что посетители любого музейного учреждения или галереи могут наслаждаться искусством, гуляя выставочными залами в наушниках и слушая соответствующий определенной экспозиции музыкальный саундтрек, а желающие даже могут потанцевать…
Ценности без охраны
К сожалению, в отличие от прошлого года, столичных музеев, пожелавших присоединиться к Международной акции «Ночь музеев» значительно уменьшилось. Причина банальная — отсутствие какой-либо поддержки со стороны города, государства и, в частности, Министерства культуры. Комментируя ситуацию, председатель комиссии Киевсовета по вопросам культуры и туризма Александр Бригинец отметил, что «отказ от участия в такой популярной акции, безусловно, является немым протестом музейщиков против отношения нынешней власти к музейному делу …» Он считает, это очень выразительным показателем, если всего лишь 3 музея из 100, которые есть в Киеве, устраивают для своих посетителей подобные акции.
Депутат подчеркнул, что «кроме финансирования, уровня зарплат и условий труда музейщиков есть и чисто техническая проблема, которая не дает возможности провести полноценную «Ночь музеев» в столице — это охрана музеев». После громкого скандала два года назад, когда музеи национального и государственного уровня остались без охраны из-за значительной задолженности киевской власти перед службой государственной охраны, ситуация все еще остается серйозной. На сегодня подавляющее большинство музеев охраняется днем только вахтерами, а ночью — сигнализацией. «Поэтому, если власть не изменит на 180 градусов свой курс и не повернется лицом к музейщикам, то и в следующем году киевляне опять не дождутся настоящей «Ночи музеев», — считает председатель комиссии Киевсовета по вопросам культуры и туризма
Эта проблема не дает покоя и музейщикам, которые, продлевая срок работы своих заведений во внеурочное время и не имея средств на усиление охраны, вынуждены рассчитывать только на свои собственные силы. «Очень сложно организовать, чтобы музей работал до 24 часов, — отмечает заместитель директора Национального художественного музея Украины Марина Скирда, — но нам интересно это делать, потому что мы пытаемся составить некую разумную и приятную альтернативу ночным клубам или другим ночным развлечениям, чтобы привлечь в наш музей активную и творческую молодежь. Во время проведения таких мероприятий, музеи не просто открывают свои двери, а становятся, действительно, открытым пространством для общения, обмена впечатлениями, творческого самовыражения посетителей, что является большим позитивом для каждого музея», — считает представитель музея.
Музеям нужна государственная поддержка
Конечно же, далеко не каждый музей имеет соответствующий потенциал и смелость устроить подобное мероприятие хотя бы раз в год. А отсутствие надлежащего финансирования сводит к минимуму и творческий креатив. По словам М. Скирды, опыт европейских, а в последнее время и российских музеев, которые также активно поддерживают эту международную акцию, показывает, что без поддержки государства, самостоятельно музеи не имеют возможности достойно себя представлять. «Если в Петербурге устраивают «Ночь музеев», то муниципалитет не только помогает усилить охрану музейных ценностей, но и организует дополнительный общественный транспорт, продлевая его работу, для того, чтобы люди могли свободно перемещаться в пространстве города и посетить все музеи, которые им интересны », — говорит М. Скирда.
Так же с пониманием относятся к музейному делу и в Европе. В европейских странах большинство музеев находятся под государственной опекой, а власть всячески способствует их неприкосновенности, поддерживая музейщиков различными специальными программами, грантами, вводя различные льготы, отменяя налоги и т.д. Украина имеет колоссальный потенциал стать всемирно известной музейной державой, ведь на сегодняшний день в нашей стране насчитывается около 5 000 различных музеев – рекордное количество на всем европейском континенте. (К примеру, в Германии — около 3200 музеев, в Великобритании — 2200, во Франции — 1900, в Италии — 1800) Впрочем, лишь десятая часть из отечественных музеев, находятся в государственной и коммунальной собственности, но и они не имеют должной поддержки и опеки.
Специалисты музейного дела в Украине отмечают, что такая ситуация вынуждает создать специальный орган, который бы на государственном уровне занимался музеями. Например, государственный комитет музеев или хотя бы полноценный департамент Министерства культуры и туризма Украины, ведь сегодня в его структуре есть только небольшой музейный отдел, который руководит подчиненными заведениями.
Представители музейного сообщества отмечают, что в последнее время участились случаи рейдерских атак, отчуждения земли, отселения музеев из помещений, ограбления коллекций и т.д. Нет органа, который бы целенаправленно занимался розыском и возвращением культурных ценностей Украины из-за рубежа. Соответственно, необходимость государственной поддержки и защиты музеев налицо. Как и создания самостоятельной профильной структуры, которая бы организовала опеку над музеями и могла стать генератором дальнейшего развития музейного дела.