Правительство и Верховная Рада продолжают вынашивать планы по повышению прожиточного минимума. Для этого разработан специальный законопроект, которым «слуги народа» решили убить несколько зайцев: поэтапно повысить этот социальный стандарт, пересмотреть принципы начисления штрафов, пересмотреть нормы Уголовного и Административного кодексов. Но скорей всего станцевать на двух свадьбах у «слуг» не получится. Законопроект может получить большую критику, как со стороны официальной экспертной среды, так и не найти источники финансирования такой инициативы. Последнее для нынешней экономики Украины, пожалуй, задача неподъемная. А против социальной части законопроекта прогнозировано выступит МВФ.
Пиар-эффект и «цепная реакция»
Недавно министр социальной политики Марина Лазебная решила вновь напомнить гражданам о состоянии украинской нищеты. В интервью «Интерфаксу» она рассказала, что реальный прожиточный минимум в Украине составляет 4,2-4,3 тысячи гривен, тогда как в бюджете он заложен на уровне 2027 гривен с 1 января и поднимется до 2189 гривен с 1 декабря 2020 года.
«Мы должны, наконец, сказать людям, каким является реальный прожиточный минимум, – сказала Лазебная. – Потому что сегодня это фактически уровень выживания, а не проживания. Иногда диву даешься, когда смотришь, какой набор продуктов и товаров туда входит, и как это можно привязать к измерению достойной жизни человека. Поэтому, прежде всего, нужно изменить подходы и сферу его применения».
Отзывчивости министра можно только порадоваться, но вряд ли она представляет, что такое вывести нынешний прожиточный минимум на тот уровень, который она назвала фактическим, то есть повысить его в 2,5 раза. Правда, Лазебная справедливо заметила, что работа над формулой прожиточного минимума ведется в Верховной Раде, но не показала глубокого знания, в чем эта работа заключается.
Впрочем, не все об этом знают и в Верховной Раде, и в других ответственных ведомствах правительства. Например, так повышение прожиточного минимума ГолосUA прокомментировал глава фракции «Слуга народа» Давид Арахамия: «Такие планы есть, насколько мне известно, будет повышено в два этапа. Быстро это невозможно сделать, потому что там есть “цепная реакция”, все штрафы к этому привязаны, и нужно это все учитывать комплексно».
Не продемонстрировал большого знания социальных стандартов и министр финансов Сергей Марченко. В комментарии ГолосUA он отметил, что для того, чтобы повысить прожиточный минимум, все необходимо тщательно посчитать: «Давайте посчитаем, потому что сейчас реально или нереально повысить прожиточный минимум, это сложно сказать. Насколько это будет вообще нести дополнительные расходы для бюджета, и сколько компенсаторно мы получим в бюджет Пенсионного фонда, местные бюджеты. Мы считаем. Если будут такие возможности, мы сразу об этом скажем», – заверил нас министр.
Как видим, депутаты и чиновники слегка не в теме, что происходит в столь важной социальной сфере. Эксперты склонны к тому, что заявления о повышении прожиточного минимума являются не более чем заигрыванием с электоратом.
«Заявление Лазебной свидетельствует, скорее всего, о том, что она рассчитывает на пиар-эффект, – говорит экономист Всеволод Степанюк. – От одного ее решения мало что зависит. И если хотя бы посмотреть программу правительства, если смотреть на их реальные действия, то речь не идет ни о каких повышениях минимального прожиточного минимума. И до 4,3 тысяч гривен также».
Тем временем в парламенте зарегистрирован законопроект, который по своему объему и содержанию имеет революционный потенциал относительно прожиточного минимума.
Как хотят считать прожиточный минимум
Законопроект № 3515 вносит изменения в законодательство Украины для урегулирования вопросов формирования прожиточного минимума и создания предпосылок для его повышения. Так считают его авторы – группа из 23 депутатов «Слуги народа». Документ поступил в парламент 20 мая. В нем 36 страниц, 516 страниц сравнительной таблицы. Вносятся изменения в 46 нормативно-правовых актов, среди которых Кодекс законов о труде, Кодекс об административных нарушениях, Уголовный кодекс, Уголовно-исполнительный кодекс, Хозяйственный процессуальный кодекс, Гражданский процессуальный кодекс, Кодекс административного судопроизводства, Закон «Об оплате труда», закон «О прожиточном минимуме», закон «О государственных социальных стандартах и государственных социальных гарантиях» и так далее. Документ довольно объемный, поэтому для начала обобщим главные новеллы, которые он предлагает, коих немало:
- Нормы, записанные в документе, отвязывают прожиточный минимум от потребительской корзины.
- Размер прожиточного минимума привязывается к средней заработной плате (СЗП). В 2021 году он должен составить 40 % от СЗП.
- От расчета по размеру прожиточного минимума отвязываются штрафы, административные сборы, стоимость лицензий, административных услуг и так далее.
- Для квалификации административных правонарушений законом вводится понятие «расчетная единица» («розрахункова одиниця»).
- Понятие необлагаемого минимума доходов граждан (НДМГ) также убирается, и на смену ему приходит понятие «штрафная ставка». Она будет составлять 2 % от расчетной единицы.
Как видим, законопроект касается не только повышения прожиточного минимума, но и отвязки его от определенных государственных выплат и поборов. Законопроектом № 3515 предполагается, что прожиточный минимум должен устанавливаться в процентном соотношении к среднемесячной заработной плате в Украине за год, который предшествует году формирования государственного бюджета Украины на следующий год.
То есть если будут высчитывать прожиточный минимум на 2021 год, то будут брать среднюю зарплату за 2019-й. Скажем, в декабре 2019 года средняя заработная плата составила 12 264 гривны. 40 % от этой суммы – это 4 905,6 гривен. Методология, которую предлагают «слуги народа», не совсем правильная, потому что на 2021 год такой прожиточный минимум может быть уже не актуален, потому что посчитан по показателю двухлетней давности. Но будет учитываться прогнозный уровень инфляции текущего года. Прожиточный минимум будет расти постепенно год от года. В 2021 году он составит 40 % от высчитанной средней зарплаты. К этой доле с каждым годом будет добавляться еще один пункт, чтобы в 2031 году прожиточный минимум составлял ровно половину от СЗП. Также, согласно законопроекту, убирается градация прожиточного минимума по возрасту и статусу. Именно на высчитанном нами уровне видят размер прожиточного минимума авторы законопроекта.
«Это должно быть около 5 тысяч гривен, – рассказывает ГолосUA народный депутат Украины Александр Качура. – Мы говорили с премьер-министром на последнем заседании фракции, и я задавал этот вопрос. Потому что, когда мы поддерживаем программу деятельности правительства, повышение прожиточного минимума в стране – это ключевой вопрос. Мы договорились, что в этом году будет повышена средняя зарплата и прожиточный минимум, а уже со следующего года будет внедрено по той формуле, которую мы предложили».
Скептически относится к привязке прожиточного минимума к средней зарплате экономический эксперт Виктор Скаршевский, поскольку СЗП зависит от уровня развития экономики, которая не застрахована от кризисов и упадка:
«Они привязались к средней зарплате, а это насколько развита экономика, и есть ли доходы. А если, например, ситуация в экономике резко ухудшится и резко упадет средняя зарплата? Например, резко пойдет инфляция, а зарплаты останутся на том же уровне, покупательная способность резко упадет, то тогда от маленькой зарплаты 40 % – это будет намного ниже фактического прожиточного минимума. Поэтому логичней, если брать с точки зрения социальности, считать, что прожиточный минимум составляет 5 тысяч гривен, и так и записывать его в абсолютном выражении в закон о госбюджете с коэффициентом на инфляцию с двумя индексациями, как, например, он повышается сейчас. Это было бы как минимум предсказуемо и понятно, чтобы не зависеть от заработной платы», – отмечает эксперт.
Законопроект № 3515 полностью удаляет из закона «О прожиточном минимуме» статью 3 «Принципы формирования наборов продуктов питания, непродовольственных товаров и услуг». Таким образом, прожиточный минимум перестает быть привязанным к потребительской корзине. Вместо этого предусмотрено создание специального органа исполнительной власти, который будет систематически исследовать расходы домохозяйств, проводить опросы об их фактических тратах. Это напоминает введение контроля за расходами граждан, чтобы социальная поддержка и государственные расходы на нее не были слишком велики. Можем предположить, что щедрость государства в этом вопросе будет значительно сокращена.
Меняется и применение прожиточного минимума. Он будет применяться для установления минимальной зарплаты, минимальной пенсии по возрасту, государственной социальной помощи малообеспеченным семьям. Сейчас кроме этих категорий, прожиточный минимум также применяется для расчета пособия по безработице и стипендий. Очевидно, эти виды выплат будут считаться по-своему.
5 июня в Верховную Раду поступил альтернативный законопроект № 3515-1 авторства народных депутатов Натальи Королевской и Юрия Солода. В пояснительной записке к нему проведена фактически первая официальная экспертиза инициативы «слуг народа». Отмечается ее несоответствие, как национальному законодательству, так и рекомендациям авторитетных международных организаций, например, Международной организации труда. В документе сказано, что законопроектом № 3515 «…отменяются существующие гарантии по определению размера минимального должностного оклада (тарифной ставки) работников предприятий, учреждений и организаций, финансируемых из бюджета, вместе с этим законопроект № 3515 не предусматривает введения каких-либо критериев для определения его размера. В условиях постоянного дефицита государственного и местных бюджетов, ежегодного недофинансирования бюджетных отраслей продолжится практика установления искусственно заниженного размера должностного оклада работника I тарифного разряда ЕТС и занижение уровня заработной платы около 3 миллионов работников бюджетной сферы».
Удивительно, что среди изменений в законодательство ничего не сказано о законе «О статусе судей и судоустройстве», который устанавливает принципы начисления судейского вознаграждения. Оно привязано как раз к прожиточному минимуму и гарантировано законом. Получается, что и без того огромная по нынешним временам зарплата судей (одна из самых больших в Украине) вырастет в 2,5 раза вместе с прожиточным минимумом. Если учитывать, что в Украине насчитывается 5228 судей, то, согласно грубому подсчету, такое повышение будет стоить украинской казне под миллиард гривен.
Штрафы будут расти
Большая часть законопроекта № 3515 посвящена отвязке прожиточного минимума от расчета штрафов, административных сборов и услуг. Недаром вносится ряд изменений в Уголовный, Административный и другие кодексы и законы. Если законопроект примут, то в бюджете появится еще один показатель – расчетная единица. Именно этот термин заменяет прожиточный минимум в вышеперечисленных законах. А необлагаемый минимум доходов граждан заменяется так называемой штрафной ставкой, которая составит 2 % от расчетной единицы.
Как будет подсчитываться расчетная единица, неизвестно. Это уже зона ответственности правительства. После принятия закона, методологию ее подсчета должен разработать Кабмин. Мы можем предположить, исходя из размера штрафной ставки, что расчетная единица составит 50 необлагаемых минимумов, и составит 850 гривен. Немного другую информацию дают авторы законопроекта № 3515.
«Ее будет устанавливать Кабмин в зависимости от того, какие затраты они будут закладывать в бюджете на государственную службу, – рассказывает ГолосUA народный депутат Украины, глава комитета Верховной Рады по вопросам социальной политики Галина Третьякова. – Ее размер будет похож на прожиточный минимум, который сегодня есть, плюс инфляция, если говорить о 2021 годе. Нам необходимо от прожиточного минимума отвязать связь между ним и зарплатами на госслужбе в государственных органах власти».
Если расчетная единица будет на уровне нынешнего прожиточного минимума, как говорит нардеп, то штрафная ставка будет не 17 гривен, как сейчас НМДГ, а 40-45 гривен. То есть штрафы по административным нарушениям могут вырасти в 2-2,5 раза. Но законодатель говорит, что этого не должно случиться.
«Штрафы и админуслуги будут привязаны к тому старому прожиточному минимуму. Его нужно поднимать. Мы понимаем, что прожиточный минимум должен быть 4,5-5 тысяч», – говорит Галина Третьякова.
То, что прожиточный минимум делается чисто социальным стандартом, правильно, а вот расчетная единица вводится для удобства расчета суммы штрафа. Кроме того, получается, что штрафы теперь будут меняться каждый год в зависимости от той расчетной единицы, которую впишет в закон о госбюджете Кабмин, а Верховная Рада одобрит своим голосованием.
«Все будет зависеть от величины этой расчетной единицы, – говорит Виктор Скаршевский. – Логика в этом есть. Прожиточный минимум должен служить, прежде всего, для расчета социальных стандартов. Это нормальная логика. Тут в зависимости от подхода. Можно в абсолютных цифрах штрафы определять, а можно в относительных. Если штрафные санкции в разных законах, и если их повышать, то надо было бы пересматривать все законы и вносить изменения. А таким образом расчетную единицу можно увеличить на 10-20 %, и вносить изменения в законы не надо, потому что она привязана к кратности. Может быть, для этого сделано, для удобства, что называется. Это ни плохо, ни хорошо. Такой подход».
Законопроектом № 3515, кроме всего прочего, корректируется ответственность по некоторым административным и уголовным статьям. Например, в статье 172-6 Кодекса об административных правонарушениях «Нарушение требований финансового контроля» повышается норма, после которой наступает ответственность за подачу заведомо недостоверных данных. Сейчас эта ответственность наступает, если поданные данные отличаются от достоверных на сумму от 100 до 250 прожиточных минимумов, а с принятием закона № 3515 эта норма вырастает в сумму от 200 до 500 расчетных единиц. Аналогичный механизм применен в статье 366-1 УК Украины «Декларирование недостоверной информации», где этот зазор расширяется с 250 прожиточных минимумов до 500 расчетных единиц. То же самое – в статье УКУ 369-3 «Противоправное влияние на результаты официальных спортивных соревнований», где люфт повышается с 20 прожиточных минимумов до 40 расчетных единиц. Это может свидетельствовать о том, что расчетная единица, действительно, останется на уровне нынешнего прожиточного минимума.
Но в законопроекте № 3515 есть и ряд загадочных моментов. В некоторых статьях Уголовного кодекса Украины на расчетную единицу заменяется не прожиточный минимум, а НМДГ, который должен быть заменен штрафной ставкой. По идее расчетная единица должна быть значительно больше, чем нынешний НМДГ. Например, так происходит со статьей 209 УК Украины «Легализация (отмывание) доходов, полученных преступным путем». В ее части 3 говорится, что это преступное деяние считается совершенным в особо крупных размерах, если предметом преступления были средства или имущество на сумму более 18 тысяч НМДГ. Эту норму хотят заменить на сумму в 18 тысяч расчетных единиц. С другой стороны, сама ответственность усиливается с 3000 НМДГ до 3000 расчетных единиц. Увеличивается люфт для преступника в статьях Уголовного кодекса Украины 289 «Незаконное завладение транспортным средством», 306 «Использование средств, полученных от незаконного оборота наркотических средств, психотропных веществ…», 368-5 «Незаконное обогащение».
Также в законопроекте № 3515 годовую плату за лицензии, например, за право оптовой торговли алкогольными напитками будет устанавливать не закон, а Кабинет министров. Если сейчас эта лицензия стоит полмиллиона гривен, то после принятия закона размер этой платы будет определять Кабмин. Фактически будет применен ручной режим.
Конечно, мы оперируем данными, которые есть на данный момент, и многие показатели покрыты мраком и не выражены в реальных цифрах. Но можем высказать предположение, что законопроектом № 3515 могут увеличить штрафы для простых нарушителей, а для должностных лиц – увеличить возможность теневого, незаконного дохода и укрытия от ответственности. Последнее также касается торговцев наркотиками и угонщиков автомобилей. Эти моменты должен изучить законодатель и внести изменения в законопроект во время работы над ним, если были допущены ошибки и неточности.
«Бюджеты не выдерживали и раньше»
Повышение прожиточного минимума в 2,5 раза, которое предлагает «Слуга народа», потянет за собой значительные расходы государственного бюджета. Оно может произвести и мультипликационный эффект, когда за «минимумом» потянутся вверх минимальные и средние зарплаты, пенсии и другие выплаты.
Вместе с повышением прожиточного минимума депутаты хотели бы все-таки выполнить закон и поднять минимальную пенсию. Это было условием для утверждения программы правительства.
«Мы голосуем при условии того, что минимальная пенсия будет приравнена к прожиточному минимуму. Не может быть пенсия ниже прожиточного минимума. Люди получают меньше, чем им необходимо на выживание», – рассказывал нардеп Александр Качура.
Но программа деятельности правительства не получила поддержку. За нее проголосовало только 178 народных депутатов «Слуги народа» (около 72 % фракции). Получается, что договоренности можно и не выполнять.
Но и без этого для повышения прожиточного минимума нужны огромные средства, и очень сложно для этого найти источники финансирования. Вопрос финансирования идеи «слуг народа», откуда брать эти средства, играет огромную роль. Ведь нужны десятки миллиардов гривен. Правда, авторы законопроекта № 3515 смотрят на этот момент с оптимизмом.
«Мы потратили на бюджет борьбы с COVID-19 65 миллиардов гривен. Если говорить не про прожиточный минимум, а про пенсии, то чтобы сделать минимальную пенсию 5 тысяч гривен, нам нужно около 70 миллиардов гривен. Если захотеть, на это можно найти средства. Только на таможне около 5 миллиардов долларов теневого оборота и доходов. Если эти средства направить в государственный бюджет, то вообще не будет стоять вопроса. Это повлечет рост экономики. Люди будут больше получать, будет больше покупательная способность, будут больше тратить. Это логичные вещи», – говорит Александр Качура.
Хотелось бы верить, но такая модель выглядит очень призрачной. Такое впечатление, что повысить прожиточный минимум собираются «после дождичка в четверг», то есть когда-нибудь, может быть… Источник типа пяти миллиардов теневого оборота таможни также свидетельствует о мифичности затеи.
Но раз уж зашла тема минимальных пенсий, то посмотрим, что может случиться при ее повышении до прожиточного минимума. На сегодня минимальная пенсия составляет 1638 гривен, с 1 июля она будет 1712 гривен, и с 1 декабря – 1769 гривен. Согласно данным Пенсионного фонда в 2019 году пенсию от 1,5 до 2 тысяч гривен получали 4,76 миллиона украинских пенсионеров, то есть 42 % от общего количества.
«Эти выплаты идут из Пенсионного фонда, а доходы Пенсионного фонда так быстро расти не будут, особенно при сжимании экономики, экономической рецессии, – говорит Виктор Скаршевский. – Необходимо предусмотреть увеличение расходов госбюджета на финансирование дефицита Пенсионного фонда. Если сейчас это порядка 40 % от всех расходов Пенсионного фонда покрывается из бюджета, то тогда возможно больше половины расходов Пенсионного фонда будет финансироваться напрямую из бюджета. Сам по себе Пенсионный фонд потеряет смысловую нагрузку, что это пенсия. То, что финансируется из бюджета, можно приравнять к социальной помощи. И то, что Пенсионный фонд показывает свою несостоятельность, потому что 60, а то и 70 % придется финансировать из госбюджета. С точки зрения Пенсионного фонда, это, что называется, нонсенс. Дефицит Пенсионного фонда резко возрастет».
Проблемность источников финансирования косвенно признают и авторы законопроекта. «Если его поднимать при связке с государственным бюджетом, шум будет такой, что закрыть бюджет, да еще и в условиях ковид-кризиса, будет невозможно, поэтому выравнивать государственный бюджет нужно постепенно. Именно это предлагает законопроект № 3515, – говорит автор документа Галина Третьякова и в проблематичности выполнения затеи винит предшественников: – Когда у нас были декабрьские парламентские слушания, я показывала, что предыдущие правительства за предыдущие 5 лет сделали разрыв между честным прожиточным минимумом и тем, который обсчитывался для подсчета государственного бюджета. Так вот он был занижен более чем в 2,5 раза. Условно говоря, прожиточный минимум был 4 тысячи гривен, а брали 1800 для подсчета всех обязательств. Бюджеты не выдерживали и раньше. На сегодняшний день мы имеем и невыполнение бюджета в 2019 году, и сейчас за два квартала этого года. Это все последствия формирования тех бюджетов, которые были в предыдущие годы».
Если законопроект № 3515 будет принят, то так или иначе, но придется увеличивать дефицит бюджета. А когда речь заходит об этом, молчать не будет МВФ. Международный валютный фонд в любом случае заявит здесь свою позицию:
«Это все будет увеличивать дефицит бюджета, – утверждает Виктор Скаршевский. – Я не говорю, что это хорошо или плохо. Но если увеличивать дефицит бюджета, надо урезать другие расходные статьи, а другие расходы, образно говоря, урезаны. Только через дефицит бюджета. И против этого будет очень сильно протестовать Международный валютный фонд и вся международная общественность. У нас и так дефицит бюджета на этот год 7,5 %, а дальше в меморандуме с МВФ написано, что после прохождения коронакризиса будет проводиться ужесточение налогово-бюджетной или, проще говоря, фискальной политики, а это повышение входит в противоречие с таким ужесточением».
Кроме позиции МВФ, еще раз подчеркнем провал программы деятельности Кабмина в Верховной Раде. Поскольку парламент и правительство общего языка не нашли, то все инициативы по повышению прожиточного минимума так и могут остаться на бумаге. Их будут использовать исключительно для того, чтобы показать расположенность «слуг народа» к народу, показать их социальное лицо. Кроме того, инициатива не комментируется широко президентом Зеленским, а значит, не имеет признаков флагманской, важной и первоочередной.
На самом деле депутаты затронули очень объемный, сложный, комплексный вопрос в условиях ограниченных доходов и расходов государства. Повышение прожиточного минимума может потянуть за собой очень серьезные реформы, затрагивающие миллионы граждан. Это может быть пенсионная реформа, реформа бюджетного сектора, госслужбы, очередная верификация социальных выплат и льгот и так далее. Уже сама формулировка «реформа» говорит о сокращениях, которые могут произойти в тех или иных сферах.